Античные писатели

КРИТИЙ; Kri­tias, из Афин, ок. 460—403 гг. до н. э., гре­че­ский поли­тик, про­за­ик и поэт. Сын Кал­лия, двою­род­ный брат мате­ри Пла­то­на, про­ис­хо­дил из древ­не­го атти­че­ско­го рода. Уче­ник Сокра­та и, воз­мож­но, Гор­гия, позд­нее поли­тик про­спар­тан­ской ори­ен­та­ции, враг демо­кра­тии. В 415 г. был обви­нен на про­цес­се гер­мо­ко­пидов (то есть людей, раз­ру­шав­ших ста­туи Гер­ме­са). Изгнан­ный в 407 или 406 г., уехал в Фес­са­лию. После пора­же­ния Афин в Пело­пон­нес­ской войне (404 г.) стал одним из пяти выс­ших государ­ст­вен­ных чинов­ни­ков (эфо­ров), а затем пред­во­ди­те­лем экс­тре­мист­ско­го кры­ла в так назы­вае­мом режи­ме «трид­ца­ти тира­нов. Сто­рон­ник кро­ва­во­го терро­ра, он стал винов­ни­ком гибе­ли пред­ста­ви­те­ля уме­рен­ных Фера­ме­на. Погиб под Муни­хи­ей в борь­бе с отряда­ми демо­кра­та Фра­си­бу­ла (403 г.). В про­за­и­че­ских про­из­веде­ни­ях (несо­хра­нив­ших­ся) Кри­тий обсуж­дал устрой­ство Фес­са­лии, Спар­ты, а воз­мож­но, и Афин. Он так­же напи­сал Афо­риз­мы, самое мень­шее в 2 кни­гах, Беседы (Ho­mi­liai) в 4 кни­гах, Вступ­ле­ния к поли­ти­че­ским речам (De­me­go­ri­ka prooi­mia) и дру­гие про­из­веде­ния. Кри­тий был так­же авто­ром гекза­мет­ри­че­ских и эле­ги­че­ских про­из­веде­ний, сре­ди них од в честь Ана­кре­он­та и Алки­ви­а­да и 3 тра­гедий: Тенн, Рада­мант и Пери­то, кото­рые вме­сте с сати­ри­че­ской дра­мой Сизиф состав­ля­ли тет­ра­ло­гию. Дра­мы Кри­тия неко­то­рые при­пи­сы­ва­ли Еври­пиду. В 42 сти­хо­вом отрыв­ке из Сизи­фа заклю­че­но повест­во­ва­ние о рож­де­нии куль­ту­ры и рели­гии. В рели­ги­оз­ной кон­цеп­ции Кри­тия мы нахо­дим эле­мен­ты тео­рий Демо­кри­та и Про­ди­ка. Нова­тор­ст­вом Кри­тия было при­зна­ние идеи Бога поли­ти­че­ской фик­ци­ей, кото­рая облег­ча­ет вла­ды­кам управ­ле­ние людь­ми. Кри­тий разде­лял взгляды неко­то­рых софи­стов, пола­гав­ших, что в обще­стве долж­но при­з­на­зать­ся пра­во силь­ней­ше­го. Имя Кри­тия мы встре­ча­ем в диа­ло­гах Пла­то­на Хар­мид, Про­та­гор, Тимей, Кри­тий, одна­ко неко­то­рые допус­ка­ют, что в Тимее и Кри­тии речь идет о деде Кри­тия. Твор­че­ство Кри­тия встре­ти­ло теп­лый при­ем у пред­ста­ви­те­лей вто­рой софи­сти­ки (см. Софи­сты 2).

См. также:
КРИТИЙ (Словарь античности)
КРИТИЙ (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
Антич­ные писа­те­ли. Сло­варь. — СПб.: Изда­тель­ство «Лань», 1999.
См. по теме: ДРЕПАНИЙ • КИНЕФ • ДОСИФЕЙ МАГИСТР • ДОССЕНН •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Скульптурная группа «Тираноубийцы» (Гармодий и Аристогитон).
Мрамор.
Римская работа II в. н. э. по образцу Крития и Несиота 477—476 гг. до н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Скульптурная группа «Тираноубийцы» (Гармодий и Аристогитон).
Мрамор.
Римская работа II в. н. э. по образцу Крития и Несиота 477—476 гг. до н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Скульптурная группа «Тираноубийцы» (Гармодий и Аристогитон).
Мрамор.
Римская работа II в. н. э. по образцу Крития и Несиота 477—476 гг. до н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Скульптурная группа «Тираноубийцы». Деталь: Аристогитон.
Мрамор.
Римская работа II в. н. э. по образцу Крития и Несиота 477—476 гг. до н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Скульптурная группа «Тираноубийцы». Деталь: Гармодий.
Мрамор.
Римская работа II в. н. э. по образцу Крития и Несиота 477—476 гг. до н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей.
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Скульптурная группа «Тираноубийцы». Деталь: Гармодий.
Мрамор.
Римская работа II в. н. э. по образцу Крития и Несиота 477—476 гг. до н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей.
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Скульптурная группа «Тираноубийцы». Деталь: Гармодий.
Мрамор.
Римская работа II в. н. э. по образцу Крития и Несиота 477—476 гг. до н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей.
8. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Обнаженный эфеб (т. н. «Критиев юноша»).
Мрамор. После 480 г. до н. э.
Афины, Новый музей Акрополя.
9. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Обнаженный эфеб (т. н. «Критиев юноша»). Деталь.
Мрамор. После 480 г. до н. э.
Афины, Новый музей Акрополя.
10. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Обнаженный эфеб (т. н. «Критиев юноша»).
Мрамор. После 480 г. до н. э.
Афины, Новый музей Акрополя.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА