Античные писатели

КРИТИЙ; Kri­tias, из Афин, ок. 460—403 гг. до н. э., гре­че­ский поли­тик, про­за­ик и поэт. Сын Кал­лия, двою­род­ный брат мате­ри Пла­то­на, про­ис­хо­дил из древ­не­го атти­че­ско­го рода. Уче­ник Сокра­та и, воз­мож­но, Гор­гия, позд­нее поли­тик про­спар­тан­ской ори­ен­та­ции, враг демо­кра­тии. В 415 г. был обви­нен на про­цес­се гер­мо­ко­пидов (то есть людей, раз­ру­шав­ших ста­туи Гер­ме­са). Изгнан­ный в 407 или 406 г., уехал в Фес­са­лию. После пора­же­ния Афин в Пело­пон­нес­ской войне (404 г.) стал одним из пяти выс­ших государ­ст­вен­ных чинов­ни­ков (эфо­ров), а затем пред­во­ди­те­лем экс­тре­мист­ско­го кры­ла в так назы­вае­мом режи­ме «трид­ца­ти тира­нов. Сто­рон­ник кро­ва­во­го терро­ра, он стал винов­ни­ком гибе­ли пред­ста­ви­те­ля уме­рен­ных Фера­ме­на. Погиб под Муни­хи­ей в борь­бе с отряда­ми демо­кра­та Фра­си­бу­ла (403 г.). В про­за­и­че­ских про­из­веде­ни­ях (несо­хра­нив­ших­ся) Кри­тий обсуж­дал устрой­ство Фес­са­лии, Спар­ты, а воз­мож­но, и Афин. Он так­же напи­сал Афо­риз­мы, самое мень­шее в 2 кни­гах, Беседы (Ho­mi­liai) в 4 кни­гах, Вступ­ле­ния к поли­ти­че­ским речам (De­me­go­ri­ka prooi­mia) и дру­гие про­из­веде­ния. Кри­тий был так­же авто­ром гекза­мет­ри­че­ских и эле­ги­че­ских про­из­веде­ний, сре­ди них од в честь Ана­кре­он­та и Алки­ви­а­да и 3 тра­гедий: Тенн, Рада­мант и Пери­то, кото­рые вме­сте с сати­ри­че­ской дра­мой Сизиф состав­ля­ли тет­ра­ло­гию. Дра­мы Кри­тия неко­то­рые при­пи­сы­ва­ли Еври­пиду. В 42 сти­хо­вом отрыв­ке из Сизи­фа заклю­че­но повест­во­ва­ние о рож­де­нии куль­ту­ры и рели­гии. В рели­ги­оз­ной кон­цеп­ции Кри­тия мы нахо­дим эле­мен­ты тео­рий Демо­кри­та и Про­ди­ка. Нова­тор­ст­вом Кри­тия было при­зна­ние идеи Бога поли­ти­че­ской фик­ци­ей, кото­рая облег­ча­ет вла­ды­кам управ­ле­ние людь­ми. Кри­тий разде­лял взгляды неко­то­рых софи­стов, пола­гав­ших, что в обще­стве долж­но при­з­на­зать­ся пра­во силь­ней­ше­го. Имя Кри­тия мы встре­ча­ем в диа­ло­гах Пла­то­на Хар­мид, Про­та­гор, Тимей, Кри­тий, одна­ко неко­то­рые допус­ка­ют, что в Тимее и Кри­тии речь идет о деде Кри­тия. Твор­че­ство Кри­тия встре­ти­ло теп­лый при­ем у пред­ста­ви­те­лей вто­рой софи­сти­ки (см. Софи­сты 2).

См. также:
КРИТИЙ (Словарь античности)
КРИТИЙ (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
Антич­ные писа­те­ли. Сло­варь. — СПб.: Изда­тель­ство «Лань», 1999.
См. по теме: КУРИАЦИЙ МАТЕРН • ДРЕПАНИЙ • ДЕМАД • ДИФИЛ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Скульптурная группа «Тираноубийцы» (Гармодий и Аристогитон).
Мрамор.
Римская работа II в. н. э. по образцу Крития и Несиота 477—476 гг. до н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Скульптурная группа «Тираноубийцы» (Гармодий и Аристогитон).
Мрамор.
Римская работа II в. н. э. по образцу Крития и Несиота 477—476 гг. до н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Аристогитон (из скульптурной группы «Тираноубийцы»).
Мрамор.
Римская работа I в. до н. э. по образцу Крития и Несиота 477—476 гг. до н. э.
Рим, Капитолийские музеи, Электростанция Монтемартини, II. 58.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Скульптурная группа «Тираноубийцы» (Гармодий и Аристогитон).
Мрамор.
Римская работа II в. н. э. по образцу Крития и Несиота 477—476 гг. до н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Скульптурная группа «Тираноубийцы». Деталь: Аристогитон.
Мрамор.
Римская работа II в. н. э. по образцу Крития и Несиота 477—476 гг. до н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей.
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Скульптурная группа «Тираноубийцы». Деталь: Гармодий.
Мрамор.
Римская работа II в. н. э. по образцу Крития и Несиота 477—476 гг. до н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей.
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Скульптурная группа «Тираноубийцы». Деталь: Гармодий.
Мрамор.
Римская работа II в. н. э. по образцу Крития и Несиота 477—476 гг. до н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей.
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Голова Аристогитона (фрагмент скульптурной группы «Тираноубийцы»).
Лунский мрамор.
Римская работа по образцу Крития и Несиота 475—465 гг. до н. э.
Рим, Капитолийские музеи, Электростанция Монтемартини, II. 23.
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Голова Аристогитона (фрагмент скульптурной группы «Тираноубийцы»).
Лунский мрамор.
Римская работа по образцу Крития и Несиота 475—465 гг. до н. э.
Рим, Капитолийские музеи, Электростанция Монтемартини, II. 23.
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Аристогитон (из скульптурной группы «Тираноубийцы»).
Мрамор.
Римская работа I в. до н. э. по образцу Крития и Несиота 477—476 гг. до н. э.
Рим, Капитолийские музеи, Электростанция Монтемартини, II. 58.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА