Ф. Любкер. Реальный словарь классических древностей

КРИ́ТИЙ

Cri­tias, Κρι­τίας,

1) сын Дро­пида, род­ст­вен­ник Соло­на, через сына сво­его Кал­лай­с­хра дед Кри­тия млад­ше­го, а через дочь сво­его сына Глав­ко­на пра­дед фило­со­фа Пла­то­на;

2) Кри­тий млад­ший, уче­ник Гор­гия Леон­тин­ско­го и Сокра­та, сна­ча­ла заявил себя при­вер­жен­цем демо­кра­тии и при раз­би­ра­тель­стве дела об уби­е­нии Фри­ни­ха (411 г. до Р. Х.) насто­ял на том, чтобы спер­ва было про­из­веде­но рас­сле­до­ва­ние отно­си­тель­но обра­за дей­ст­вий Фри­ни­ха, вслед­ст­вие чего это убий­ство было при­зна­но делом закон­ным. В тече­ние сле­дую­щих лет он нахо­дил­ся в изгна­нии во Фра­кии и Фес­са­лии, после же низ­вер­же­ния демо­кра­тии в 404 г. встре­ча­ем мы его опять в Афи­нах, в чис­ле «трид­ца­ти». Здесь сна­ча­ла Кри­тий дей­ст­во­вал в сою­зе с Фера­ме­ном (см. The­ra­me­nes), но вско­ре устра­нил послед­не­го, как чело­ве­ка, мешав­ше­го его пла­нам, и после это­го занял самое вид­ное место меж­ду 30-ю оли­гар­ха­ми, но сво­ей чрез­вы­чай­ной жесто­ко­стью воз­будил про­тив себя нена­висть наро­да и пал в борь­бе про­тив Фра­си­бу­ла в 403 г. Nep. Thras. 2. Xen. Mem. 1, 2, 12. Hell. 2, 4, 8. 19. Кри­тий по вос­пи­та­нию сво­е­му при­над­ле­жал к чис­лу самых обра­зо­ван­ных людей в Афи­нах. Он отли­чал­ся как поэт и как ора­тор; впро­чем, из его речей ниче­го не сохра­ни­лось, а из его эле­гий дошло лишь несколь­ко отрыв­ков. Пла­тон высо­ко ценил его, как пока­зы­ва­ют частые упо­ми­на­ния о Кри­тии в сочи­не­ни­ях фило­со­фа, напри­мер, в Тимее и в диа­ло­ге, назван­ном име­нем Кри­тия.

Отрыв­ки собр. N. Bach (1827) и Bergk, poet. lyr. Graec., p. 662 слл.

См. также:
КРИТИЙ (Словарь античности)
КРИТИЙ (Античные писатели)
«Реаль­ный сло­варь клас­си­че­ских древ­но­стей по Люб­ке­ру». Изда­ние Обще­ства клас­си­че­ской фило­ло­гии и педа­го­ги­ки. СПб, 1885, с. 355—356.
См. по теме: ДАМАРЕТА • ЭКФАНТ • ЭПЕРАТ, ЕПЕРАТ • ЭРИАНТ, ЭРИАНФ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Скульптурная группа «Тираноубийцы» (Гармодий и Аристогитон).
Мрамор.
Римская работа II в. н. э. по образцу Крития и Несиота 477—476 гг. до н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Скульптурная группа «Тираноубийцы» (Гармодий и Аристогитон).
Мрамор.
Римская работа II в. н. э. по образцу Крития и Несиота 477—476 гг. до н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Скульптурная группа «Тираноубийцы» (Гармодий и Аристогитон).
Мрамор.
Римская работа II в. н. э. по образцу Крития и Несиота 477—476 гг. до н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Скульптурная группа «Тираноубийцы». Деталь: Аристогитон.
Мрамор.
Римская работа II в. н. э. по образцу Крития и Несиота 477—476 гг. до н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Скульптурная группа «Тираноубийцы». Деталь: Гармодий.
Мрамор.
Римская работа II в. н. э. по образцу Крития и Несиота 477—476 гг. до н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей.
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Скульптурная группа «Тираноубийцы». Деталь: Гармодий.
Мрамор.
Римская работа II в. н. э. по образцу Крития и Несиота 477—476 гг. до н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей.
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Скульптурная группа «Тираноубийцы». Деталь: Гармодий.
Мрамор.
Римская работа II в. н. э. по образцу Крития и Несиота 477—476 гг. до н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей.
8. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Обнаженный эфеб (т. н. «Критиев юноша»).
Мрамор. После 480 г. до н. э.
Афины, Новый музей Акрополя.
9. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Обнаженный эфеб (т. н. «Критиев юноша»). Деталь.
Мрамор. После 480 г. до н. э.
Афины, Новый музей Акрополя.
10. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Обнаженный эфеб (т. н. «Критиев юноша»).
Мрамор. После 480 г. до н. э.
Афины, Новый музей Акрополя.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА