МЕНАНДР; Menandros, из Афин, 342—293/292 гг. до н. э., греческий комедиограф. Сын состоятельного афинянина Диопейта, учился в Ликее у Феофраста. На эфебии, соответствующей нашей воинской повинности, Менандр был товарищем Эпикура. Дядей Менандра, а возможно и литературным наставником, был комедиограф Алексис, а другом еще со времен совместного обучения в Ликее — Деметрий Фалерский, правитель Афин, поставленный македонцами в 317—307 гг. После падения его режима Менандр подвергался большой опасности. Однако он до самой смерти не покидал Афин, несмотря даже на то что его приглашал к своему двору в Александрии Птолемей I. Он вел жизнь светского человека, было известно о его связях со знаменитыми гетерами Таидой и Гликерией. Он утонул, купаясь в Пирее. Менандр писал очень легко и создал более 100 комедий (нам известно 109 названий, но среди них, возможно, есть и двойные заглавия), не все эти пьесы были поставлены в Афинах, а некоторые и вовсе не ставились при жизни поэта. Его сценическим дебютом был Гнев (Orge; 321 г.). Менандр одержал только 8 сценических побед, при жизни уступая Филемону. Громкую славу он приобрел только после смерти, став любимым писателем образованной общественности, читаемым в греко-римском мире (Египет, Галлия) вплоть до V в. н. э.; его ставили выше Аристофана и наравне с Гомером. Через римских подражателей Плавта и Теренция он стал подлинным родоначальником европейской комедии, родившейся из комедии новоаттической. Все оригинальные произведения Менандра пропали в эпоху поздней античности, поскольку греческая школа аттицистов признавала за образец для подражания только аттический диалект VI и V вв. до н. э., представленный в комедиях Аристофана. От творческого наследия Менандра осталось только большое число фрагментов. И лишь папирусы из Египта принесли более обширные куски текстов Менандра, а в 1959 г. — единственную целиком дошедшую пьесу — Отшельник (Dyskolos). Знакомство с произведениями Менандра в дальнейшем становится более подробным, открытия продолжаются, их результаты подтверждают правильность высокой оценки творчества комедиографа в древности. Комедии Менандра мы сегодня знаем по большим отрывкам из его пьес и единственной целой пьесы, найденным на папирусах, по многочисленным мелким фрагментам (свыше 100), донесенным до нас посредством цитат, и тем же путем, через творчество других писателей, дошедшим до нас сведениям о его творчестве, по переложениям его пьес римскими последователями (произведения Плавта и Теренция). Наиболее известные нам пьесы — это уже упомянутый Отшельник, или Мизантроп (Dyskolos e Misanthropos; 316 г.), комедия характеров, рисующая образ недоверчивого и желчного старого аттического крестьянина Кнемона, в результате внезапных поворотов судьбы вынужденного изменить свое неприязненное отношение к людям; Девушка с отрезанной прядью (Perikeiromene), история воина, ревнующего свою возлюбленную; Самийка (Samia), комедия со сложной интригой об отце, подозревающем, что сын увел у него любовницу и имеет от нее ребенка; Третейский суд (Epitrepontes), история распадающегося брака — молодой господин узнает о слишком ранней беременности жены, которую подозревает в добрачной связи, в то время как это он сам, неузнанный, увел ее еще девушкой с брачного пира. Эта пьеса обладает сложной интригой, ведущей в конце концов к раскрытию правды, наверное лучшая из известных нам комедий Менандра. Рядом следует поставить Щит (Aspis), комедию, в значительной части (более чем половина) дошедшую до нас в папирусах, опубликованных в 70-е гг.; в ней рассказывается история афинской семьи, интрига разворачивается вокруг имущества, которым является военный доспех считавшегося погибшим юноши. У нас есть также обширные фрагменты из пьес Земледелец (Georgos), Герой (Heros), Отмеченная божеством (Theophorumene), Кифаред (Kitharistes), Льстец (Kolaks), Перинфиянка (Perinthia), Привидение (Phasma) и найденный недавно фрагмент комедий Ненавистник (Misumenos) и Сикионцы (Sikyonioi). В комедиях Менандра неизменно присутствуют образы отцов — старцев, суровых или снисходительных, скупых или щедрых; молодых людей — легкомысленных, образцовых или исправляющихся по ходу действия; «хороших» и «плохих» гетер; молодых дочерей горожан; разного рода рабов, от дураков, получающих побои, до хитрецов, направляющих ход событий; воинов — от несчастных влюбленных до шумных бахвалов; унаследованные от древней комедии фигуры параситов и надутых поваров. В общем, окружение зажиточных городских семейств, космополитичное в силу устранения политических реалий эпохи. Стержнем действия является иногда раскрытие характера главного героя, чьи реакции (гнев, недоверчивость, жадность) определяют развитие действия, а иногда запутанная интрига, ведущая в итоге к соединению двух влюбленных или получению состояния, часто эти цели переплетаются. Репертуар мотивов не слишком богат: совращенные девушки, подкинутые или похищенные дети, разлученные семьи и неизбежный во всех зрелых произведениях Менандра момент anagnorismos (узнавания; например, узнавания родителями якобы погибших детей), но писательское искусство проявлялось в переплетении мотивов и создании на основе традиционных типажей индивидуальных, прекрасно обрисованных характеров, в которых отсутствовали крайности: ни черных, ни белых, но почти всегда наделенных какой-либо чертой, вызывающей симпатию. Атмосфера комедий Менандра отмечена симпатией ко всем выведенным в них образам, пониманием человеческих судеб и ситуаций, ненавязчивой дидактичностью. Это делает творчество Менандра явлением не столь красочным, как исполненная страстей древняя аристофановская комедия, но приятным, интересным, склоняющим к размышлениям. Философия Менандра смиряется с переменчивостью человеческой судьбы, которой управляют божества (самое могущественное из которых — Случай (Tyche)), проявляющие себя в людских характерах. Важнейшие требования к человеку — понимание и сочувствие другим людям. Косвенным образом эту философию раскрывают многочисленные блистательные в литературном отношении сентенции-гномы, рассеянные в пьесах. Именно из них большей частью состоят фрагменты, дошедшие до нас в цитатах, из них же складываются частью аутентичные, частью заполненные чужими, не менандровыми, высказываниями сборники, как например Одностишия (Gnomai monostichoi), представлявшие собой учебные тексты для школ и распространенные в эпоху поздней античности и в Византийский период, которые были переведены на сирийский, арабский, старославянский языки. Комедии Менандра строились по определенной схеме, которая на много веков стала канонической. Содержание пьесы пояснялось в унаследованном от Еврипида прологе (иногда его произносило божество), после него следовало 5 актов, разделенных обозначенными в тексте лишь примечаниями выступлениями хора, о первом появлении которого объявлял один из актеров, но у хора не было собственного текста и он не играл никакой роли в действии пьесы. Сценические диалоги написаны ямбическим триметром, а иные части — трохеическим тетраметром. Языком Менандра был аттический диалект, явственно тяготеющий к разговорному языку образованных кругов Афин. Некоторые герои отмечены индивидуальным языковым стилем, в Щите даже пародируется дорийский диалект, вложенный в уста псевдолекаря. Менандр избегает всяческой вульгарности в выражениях, оставляя элементы грубоватого комизма лишь в сценах с поварами и рабами. Редки у него намеки на современные ему личности и события, при наличии разработанной экономической тематики отсутствуют политические аллюзии, хотя Менандр умеет реалистически воссоздать фон как сценических, так и происходящих за сценой событий (например, сражения с варварами, усеянное телами поле битвы в Щите). Он прекрасно воссоздает черты быта, разбирается в общественных институтах и законах, неоднократно даже определяющих действие пьесы, как в Щите и Сикионцах.