Ф. Любкер. Реальный словарь классических древностей

ЭГИ́ДА

Aegis, αἰγίς, αἰγί­δος, наво­дя­щий ужас, страш­но сия­ю­щий, несо­кру­ши­мый щит Зев­са, про­из­веде­ние Гефе­ста. Когда туче­со­би­ра­тель сво­ей дес­ни­цей мечет мол­нии, то левой рукой он потря­са­ет 100 кистя­ми уве­шан­ную, ужа­сом смя­те­ния обрам­лен­ную эгиду; «на ней борь­ба, на ней отпор, на ней леде­ня­щий серд­це ужас пре­сле­до­ва­ния, на ней и голо­ва Гор­го­ны, страш­но­го чудо­ви­ща». Il. 5, 738. 17, 593. 15, 308. 2, 447. Сло­во это может быть про­из­во­ди­мо от кор­ня ΑΙΓ и озна­ча­ет бурю и непо­го­ду. Эта гроз­ная облач­ная одеж­да — ору­жие и щит Зев­са, кото­рый поэто­му назы­ва­ет­ся αἰγίο­χος, αἰγι­δοῦ­χος, эгидо­дер­жец. Кро­ме того, и люби­мая дочь Зев­са, Афи­на, носит эгиду; в исклю­чи­тель­ных слу­ча­ях носит ее и Апол­лон (Il. 15, 221 слл.). О про­из­вод­стве это­го сло­ва от αἴξ, коза, и о зна­че­нии козья шку­ра у Гоме­ра не может быть и речи; напро­тив, позд­ней­шие ска­за­ния дела­ют это зна­че­ние основ­ным и, выхо­дя от обы­чая диких наро­дов употреб­лять на войне козьи шку­ры для при­кры­тия левой руки и груди, пере­да­ют, буд­то в борь­бе с гиган­та­ми Зевс, в испол­не­ние извест­но­го ему пред­ска­за­ния, натя­нул на свой гро­мо­нос­ный щит шку­ру козы — сво­ей кор­ми­ли­цы, при­кре­пив к шку­ре и голо­ву Гор­го­ны. Позд­ней­шее пред­став­ле­ние об эгиде, как исклю­чи­тель­ной при­над­леж­но­сти Афи­ны, про­изо­шло из гоме­ров­ско­го пред­став­ле­ния эгиды Зев­са, так как уже у Гоме­ра весь­ма часто Афи­на носит эгиду сво­его отца. На изо­бра­же­ни­ях эгида Афи­ны пред­став­ля­ет­ся то в виде чешуй­ча­той шку­ры, при­кры­ваю­щей грудь, пле­чи и спи­ну, то в виде чешуй­ча­то­го пан­ци­ря на груди, посе­редине кото­ро­го нахо­дит­ся голо­ва Гор­го­ны, а по кра­ям змеи. Геро­дот (4, 189) объ­яс­ня­ет про­ис­хож­де­ние пред­став­ле­ния об этой эгиде тем, что ливий­ские девуш­ки, слу­жи­тель­ни­цы этой боги­ни, носи­ли поверх одеж­ды козьи шку­ры, обрам­лен­ные бахро­ма­ми. По Дио­до­ру (3, 70), эгида была чудо­ви­ще, рож­ден­ное зем­лей, извер­гаю­щее огонь, опу­сто­шив­шее Фри­гию, Индию, Еги­пет, Ливию; Афи­на уби­ла его и шку­ру его сде­ла­ла сво­им щитом.

«Реаль­ный сло­варь клас­си­че­ских древ­но­стей по Люб­ке­ру». Изда­ние Обще­ства клас­си­че­ской фило­ло­гии и педа­го­ги­ки. СПб, 1885, с. 25—26.
См. по теме: ЭФЕССКИЕ ГРАМОТЫ, ЕФЕСИЙСКИЕ ГРАМОТЫ • ЭПУЛОНЫ • ЭФФАТУМ • ЭНКОЙМЕСИС •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Афина (т. н. «Афина Фарнезе»).
Мрамор.
Римская копия греческого образца ок. 430 г. до н. э. (круг Фидия).
Неаполь, Национальный археологический музей.
2. ГЛИПТИКА. Греция.
Афина и Посейдон.
Камея.
Сардоникс, оникс.
I в. до н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей.
3. ГЛИПТИКА. Причерноморье.
Афина.
Гранат в золотом перстне.
Восточное Средиземноморье. Конец IV — начало III в. до н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Битва Афины с гигантами.
Фрагмент фриза ворот агоры нимфея в Афродисии.
Мрамор. II в. н. э.
Стамбул, Археологический музей.
5. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Статуя Афины (т. н. «Пирейская Афина»).
Бронза.
340—330 гг. до н. э.
Афины, Археологический музей Пирея.
6. КЕРАМИКА. Греция.
Рождение Афины из головы Зевса.
Пелика краснофигурная. Аттика.
Приписывается мастеру Рождения Афины.
Глина.
Ок. 460—450 гг. до н. э.
Лондон, Британский музей.
7. КЕРАМИКА. Греция.
Афина.
Амфора краснофигурная. Аттика.
Мастер Провиденса.
Глина. 470—465 гг. до н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
8. ГЛИПТИКА. Египет.
Птолемей II и Арсиноя (Камея Гонзага).
Сардоникс.
III в. до н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
9. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Статуя Афины.
Бронза.
340—330 гг. до н. э.
Афины, Археологический музей Пирея.
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Афина (т. н. «Афина Фарнезе»).
Мрамор. Римская копия греческого образца ок. 430 г. до н. э. (круг Фидия).
Неаполь, Национальный археологический музей.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Аурей, золото
Септимий Север
Рим, 200—201 гг.
АВЕРС: SEVERVS AVG. PART. MAX. — драпированный бюст Септимия Севера в лавровом венке и в эгиде (Cohen, RCTV: в эгиде; RIC, BMCRE: в львиной шкуре), обращенный вправо.
РЕВЕРС: IVLIA AVGVSTA — драпированный бюст Юлии Домны вправо.
2. Аурей, золото
Коммод
Рим, 192 г.
АВЕРС: L. AEL. AVREL. COMM. AVG. P. FEL. — бюст Коммода, в лавровом венке, в эгиде, вправо.
РЕВЕРС: P. M. TR. P. XVII IMP. VIII COS. VII P. P. — крылатая Виктория, в драпировке, идет влево, держит венок в протянутой правой руке и пальмовую ветвь — в левой.
3. Сестерций, медь
Траян
Рим, 103—111 гг.
АВЕРС: IMP. CAES. NERVAE TRAIANO AVG. GER. DAC. P. M. TR. P. COS. V P. P. — бюст Траяна в лавровом венке, с эгидой, вправо.
РЕВЕРС: S. P. Q. R. OPTIMO PRINCIPI — Виктория стоит влево, держит пальмовую ветвь и устанавливает трофей.
В обрезе: S. C.
4. Денарий, серебро
Домициан
Рим, 85 г.
АВЕРС: IMP. CAES. DOMIT. AVG. GERM. P. M. TR. P. IIII — голова Домициана в лавровом венке вправо, на шее эгида.
РЕВЕРС: IMP. VIIII. COS. XI. CENS. POTES. P. R. — Германия сидит вправо на щите в позе оплакивания, внизу — сломанное копье.
5. Тетрадрахма, серебро
Антиох VII Эвергет (Сидет)
Малл, 138—129 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Антиоха VII в диадеме вправо, сзади — буква Μ над Α.
РЕВЕРС: ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΑΝΤΙΟΧΟΥ ΕΥΕΡΓΕΤΟΥ — культовое изображение Афины Магарсийской, она стоит во фронт, у головы по бокам расположены звезды; в правой руке она держит копье, левая выставлена в сторону; ниже спины идет длинная эгида; слева под легендой — монограмма ΧΑΥΒ, справа под легендой — буква Α.
6. Аурей, золото
Антонин Пий
Рим, 158—159 гг.
АВЕРС: ANTONINVS AVG. PIVS P. P. TR. P. XXII — бюст Антонина Пия, с эгидой на левом плече, в лавровом венке, вправо.
РЕВЕРС: VOTA SUSCEPTA DEC. III — Антонин Пий, с покрытой головой, в тоге, стоит влево, совершает жертвоприношение из патеры в правой руке над алтарем-треножником слева и держит свиток в левой руке.
В обрезе: COS. IIII
7. Сестерций, медь
Траян
103—111 гг.
АВЕРС: IMP. CAES. NERVAE TRAIANO AVG. GER. DAC. P. M. TR. P. COS. V P. P. — бюст Траяна в лавровом венке с эгидой вправо.
РЕВЕРС: S. P. Q. R. OPTIMO PRINCIPI — Фортуна стоит влево, держит корабельный руль на носу корабля и рог изобилия.
В поле, слева и справа: S. C.
8. Сестерций, медь
Траян
Рим, 103—111 гг.
АВЕРС: IMP. CAES. NERVAE TRAIANO AVG. GER. DAC. P. M. TR. P. COS. V P. P. — бюст Траяна в эгиде в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: S. P. Q. R. OPTIMO PRINCIPI — Пакс (Мир) стоит влево, держит ветвь и рог изобилия, правая нога стоит на пленном даке.
В поле, слева и справа: S. C.
9. Тетрадрахма, серебро
Нерон
Антиохия, 63 г.
АВЕРС: ΝΕΡΩΝ ΚΑΙΣΑΡ ΣΕΒΑΣΤΟΣ — бюст Нерона, в эгиде, в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: ΕΤΟΥΕ ΒΙΡ. Ι — орел стоит вправо, держит в когтях пучок молний, справа — пальмовая ветвь.
10. Тетрадрахма, серебро
Нерон
Антиохия, 61—62 гг.
АВЕРС: ΝΕΡΩΝΟΣ ΚΑΙΣΑΡΟΣ ΣΕΒΑΣΤΟΥ — бюст Нерона, в эгиде, в лавровом венке, вправо.
РЕВЕРС: Орел стоит влево, держит в когтях пучок молний, слева позади пальмовая ветвь.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА