ЭГИ́ДА
Aegis, αἰγίς, αἰγίδος, наводящий ужас, страшно сияющий, несокрушимый щит Зевса, произведение Гефеста. Когда тучесобиратель своей десницей мечет молнии, то левой рукой он потрясает 100 кистями увешанную, ужасом смятения обрамленную эгиду; «на ней борьба, на ней отпор, на ней леденящий сердце ужас преследования, на ней и голова Горгоны, страшного чудовища». Il. 5, 738. 17, 593. 15, 308. 2, 447. Слово это может быть производимо от корня ΑΙΓ и означает бурю и непогоду. Эта грозная облачная одежда — оружие и щит Зевса, который поэтому называется αἰγίοχος, αἰγιδοῦχος, эгидодержец. Кроме того, и любимая дочь Зевса, Афина, носит эгиду; в исключительных случаях носит ее и Аполлон (Il. 15, 221 слл.). О производстве этого слова от αἴξ, коза, и о значении козья шкура у Гомера не может быть и речи; напротив, позднейшие сказания делают это значение основным и, выходя от обычая диких народов употреблять на войне козьи шкуры для прикрытия левой руки и груди, передают, будто в борьбе с гигантами Зевс, в исполнение известного ему предсказания, натянул на свой громоносный щит шкуру козы — своей кормилицы, прикрепив к шкуре и голову Горгоны. Позднейшее представление об эгиде, как исключительной принадлежности Афины, произошло из гомеровского представления эгиды Зевса, так как уже у Гомера весьма часто Афина носит эгиду своего отца. На изображениях эгида Афины представляется то в виде чешуйчатой шкуры, прикрывающей грудь, плечи и спину, то в виде чешуйчатого панциря на груди, посередине которого находится голова Горгоны, а по краям змеи. Геродот (4, 189) объясняет происхождение представления об этой эгиде тем, что ливийские девушки, служительницы этой богини, носили поверх одежды козьи шкуры, обрамленные бахромами. По Диодору (3, 70), эгида была чудовище, рожденное землей, извергающее огонь, опустошившее Фригию, Индию, Египет, Ливию; Афина убила его и шкуру его сделала своим щитом.
|
||
1.
Аурей, золото Септимий Север Рим, 200—201 гг. | ||
АВЕРС: SEVERVS AVG. PART. MAX. — драпированный бюст Септимия Севера в лавровом венке и в эгиде (Cohen, RCTV: в эгиде; RIC, BMCRE: в львиной шкуре), обращенный вправо. РЕВЕРС: IVLIA AVGVSTA — драпированный бюст Юлии Домны вправо. | ||
2.
Аурей, золото Коммод Рим, 192 г. | ||
АВЕРС: L. AEL. AVREL. COMM. AVG. P. FEL. — бюст Коммода, в лавровом венке, в эгиде, вправо. РЕВЕРС: P. M. TR. P. XVII IMP. VIII COS. VII P. P. — крылатая Виктория, в драпировке, идет влево, держит венок в протянутой правой руке и пальмовую ветвь — в левой. | ||
3.
Сестерций, медь Траян Рим, 103—111 гг. | ||
АВЕРС: IMP. CAES. NERVAE TRAIANO AVG. GER. DAC. P. M. TR. P. COS. V P. P. — бюст Траяна в лавровом венке, с эгидой, вправо. РЕВЕРС: S. P. Q. R. OPTIMO PRINCIPI — Виктория стоит влево, держит пальмовую ветвь и устанавливает трофей. В обрезе: S. C. | ||
4.
Денарий, серебро Домициан Рим, 85 г. | ||
АВЕРС: IMP. CAES. DOMIT. AVG. GERM. P. M. TR. P. IIII — голова Домициана в лавровом венке вправо, на шее эгида. РЕВЕРС: IMP. VIIII. COS. XI. CENS. POTES. P. R. — Германия сидит вправо на щите в позе оплакивания, внизу — сломанное копье. | ||
5.
Тетрадрахма, серебро Антиох VII Эвергет (Сидет) Малл, 138—129 гг. до н.э. | ||
АВЕРС: Голова Антиоха VII в диадеме вправо, сзади — буква Μ над Α. РЕВЕРС: ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΑΝΤΙΟΧΟΥ ΕΥΕΡΓΕΤΟΥ — культовое изображение Афины Магарсийской, она стоит во фронт, у головы по бокам расположены звезды; в правой руке она держит копье, левая выставлена в сторону; ниже спины идет длинная эгида; слева под легендой — монограмма ΧΑΥΒ, справа под легендой — буква Α. | ||
6.
Аурей, золото Антонин Пий Рим, 158—159 гг. | ||
АВЕРС: ANTONINVS AVG. PIVS P. P. TR. P. XXII — бюст Антонина Пия, с эгидой на левом плече, в лавровом венке, вправо. РЕВЕРС: VOTA SUSCEPTA DEC. III — Антонин Пий, с покрытой головой, в тоге, стоит влево, совершает жертвоприношение из патеры в правой руке над алтарем-треножником слева и держит свиток в левой руке. В обрезе: COS. IIII | ||
7.
Сестерций, медь Траян 103—111 гг. | ||
АВЕРС: IMP. CAES. NERVAE TRAIANO AVG. GER. DAC. P. M. TR. P. COS. V P. P. — бюст Траяна в лавровом венке с эгидой вправо. РЕВЕРС: S. P. Q. R. OPTIMO PRINCIPI — Фортуна стоит влево, держит корабельный руль на носу корабля и рог изобилия. В поле, слева и справа: S. C. | ||
8.
Сестерций, медь Траян Рим, 103—111 гг. | ||
АВЕРС: IMP. CAES. NERVAE TRAIANO AVG. GER. DAC. P. M. TR. P. COS. V P. P. — бюст Траяна в эгиде в лавровом венке вправо. РЕВЕРС: S. P. Q. R. OPTIMO PRINCIPI — Пакс (Мир) стоит влево, держит ветвь и рог изобилия, правая нога стоит на пленном даке. В поле, слева и справа: S. C. | ||
9.
Тетрадрахма, серебро Нерон Антиохия, 63 г. | ||
АВЕРС: ΝΕΡΩΝ ΚΑΙΣΑΡ ΣΕΒΑΣΤΟΣ — бюст Нерона, в эгиде, в лавровом венке вправо. РЕВЕРС: ΕΤΟΥΕ ΒΙΡ. Ι — орел стоит вправо, держит в когтях пучок молний, справа — пальмовая ветвь. | ||
10.
Тетрадрахма, серебро Нерон Антиохия, 61—62 гг. | ||
АВЕРС: ΝΕΡΩΝΟΣ ΚΑΙΣΑΡΟΣ ΣΕΒΑΣΤΟΥ — бюст Нерона, в эгиде, в лавровом венке, вправо. РЕВЕРС: Орел стоит влево, держит в когтях пучок молний, слева позади пальмовая ветвь. |