ДИОГЕН.
1. Диоген из Аполлонии (Фригия или Крит?) (499/498—428/427 до н. э.). Был последователем Анаксимена. Считал первичным веществом воздух, создающий душу, движение, жизнь и мышление. Воздух, по Диогену — это нечто родственное духовному началу Анаксагора, все упорядочивающее, над всем господствующее, никем не сотворенное безграничное разумное существо. Через утончение и уплотнение вещества из воздуха возникают вещи, из грязи образуются живые существа. Диоген признавал существование бесконечного ряда миров. Пользовался высокой репутацией как врач; по-видимому, подвергался преследованиям как человек, отрекшийся от богов.
2. Диоген Лаэртский (греч. Laertios), греческий писатель. Писал ок. 220 н. э. Его труд в 10 книгах («Жизнеописания и мнения знаменитых философов»), построенный по хронологическому принципу, представляет собой систематическое изложение учений глав различных школ и служит важнейшим, хотя и некритичным историко-философским доксографическим источником.
3. Диоген Синопский (ок. 412—323 до н. э.), Коринф, философ-киник, известнейший и популярнейший ученик Антисфена, отличался презрительным отношением к культуре (Диоген в бочке). Несмотря на свое знатное происхождение, вел нищенский образ жизни (получил презрительную кличку Пес, греч. Kyon). Диоген воздействовал на умы больше своим образом жизни, чем учением: он требовал упразднения брака, защищал идею сократовского самоудовлетворения, проповедовал нетребовательность, презирал все конвенции, называя себя гражданином мира (космополитом). Считал, что воспитание должно соответствовать этим принципам. Диогену принадлежит тезис о «переоценке ценностей».
См. также:
ДИОГЕН (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
Словарь античности. Пер. с нем. — Москва, «Прогресс», 1989.