Ф. Любкер. Реальный словарь классических древностей

ДИОГЕ́Н

Diogĕnes, Διογέ­νης, «Зев­сом рож­ден­ный», часто встре­чаю­ще­е­ся имя в древ­но­сти; заме­ча­тель­ней­шие люди это­го име­ни сле­дую­щие:

1) Дио­ген Апол­ло­ний­ский с ост­ро­ва Кри­та, ὁ Ἀπολ­λω­νιά­της, после­до­ва­тель древ­ней­шей, т. н. ионий­ской фило­соф­ской шко­лы, про­зван­ный ὁ φυ­σικός, млад­ший совре­мен­ник Ана­к­са­го­ра, автор утра­тив­ше­го­ся сочи­не­ния περὶ φύ­σεως, в кото­ром упо­ми­на­лось о паде­нии извест­но­го аэро­ли­та при Эгос­пота­мах и кото­рое, ста­ло быть, напи­са­но было после 405 г. до Р. Х. Дио­ге­ном; соглас­но с Ана­к­симе­ном, при­зна­вал воздух пер­во­на­чаль­ной сти­хи­ей (ἀρχή) и из него про­из­во­дил все явле­ния при­ро­ды, не исклю­чая чело­ве­че­ской души, при­пи­сы­вая ему жиз­нен­ную, твор­че­скую и умст­вен­ную силу. Cic. n. d. 1, 12, 29: aëre uti­tur deo. Diog. Laert. 9, 57. Моно­гра­фию о нем напи­сал Pan­zer­bie­ter (1830);

2) Дио­ген Вави­лон­ский, ὁ Βα­βυλώ­νιος, уро­же­нец горо­да Селев­кии на реке Тиг­ре, стои­че­ский фило­соф и уче­ник Хри­сип­па, от уче­ния кото­ро­го он почти ни в чем не укло­нял­ся. Вслед­ст­вие высо­ко­го зна­че­ния, кото­рое он имел как гла­ва этой шко­лы после Зено­на (mag­nus et gra­vis Stoi­cus, Cic. off. 3, 12, 51), он был послан в Рим вме­сте с ака­де­ми­ком Кар­не­а­дом и пери­па­те­ти­ком Кри­то­ла­ем в 155 г. до Р. Х. Это зна­ме­ни­тое посоль­ство пода­ло рим­ля­нам пер­вый повод позна­ко­мить­ся с гре­че­ской фило­со­фи­ей. Как спе­ци­а­лист по диа­лек­ти­ке, Дио­ген в этом пред­ме­те был учи­те­лем Кар­не­ада. Его мно­го­чис­лен­ные сочи­не­ния по раз­лич­ным обла­стям зна­ния все утра­че­ны. Cic. de or. 2, 38, 157. acad. 2, 45, 137. tusc. 4, 3, 5;

3) Дио­ген Циник, ὁ Κύων, родил­ся в Сино­пе на бере­гу Евк­син­ско­го Пон­та в Пафла­го­нии в 404 г. до Р. Х., самый зна­ме­ни­тый из всех цини­че­ских фило­со­фов, умер в 323 г. Когда отец его Гике­сий был изгнан из сво­его горо­да за под­дел­ку моне­ты, сын вме­сте с ним бежал в Афи­ны и по насто­я­тель­ной прось­бе был при­нят Анти­сфе­ном (см. An­tis­the­nes) в чис­ло уче­ни­ков. Он не толь­ко раз­вил систе­му сво­его учи­те­ля с вели­чай­шей после­до­ва­тель­но­стью, но зашел дале­ко за ее пре­де­лы в прак­ти­че­ском при­ло­же­нии ее к жиз­ни. Он до край­но­сти пре­сле­до­вал цель — не иметь потреб­но­стей и, хотя имен­но этим путем желал достичь сво­бо­ды и неза­ви­си­мо­сти, сде­лал­ся рабом доб­ро­воль­но избран­ных им испы­та­ний и лише­ний. Он часто борол­ся с голо­дом, употреб­лял самую дур­ную пищу, но все-таки не мог пере­ва­ри­вать сыро­го мяса и в слу­чае нуж­ды соби­рал пода­я­ния. Днем без обу­ви, без пла­ща, с длин­ной боро­дой, с пал­кой в руке и сум­кой через пле­чо бро­дил он по ули­цам и пло­ща­дям Афин; ночью спал обык­но­вен­но в пор­ти­ке (στοά) Зев­са и заяв­лял, быва­ло, что афи­няне устро­и­ли для него рос­кош­ное поме­ще­ние, а в дру­гое вре­мя — в гли­ня­ной боч­ке или, вер­нее, в гли­ня­ной лачуж­ке, кото­рую афи­няне в насмеш­ку назы­ва­ли боч­кой (πί­θος). При слу­чае путе­ше­ст­вия в Эги­ну он был захва­чен раз­бой­ни­ка­ми и уве­зен на ост­ров Крит. Когда он здесь про­да­вал­ся в раб­ство, его спро­си­ли: что же он уме­ет делать? На это он отве­тил: «Пра­вить людь­ми» — и велел героль­ду про­воз­гла­сить: «Не хочет ли кто-нибудь купить себе гос­по­ди­на?» Корин­фя­нин Ксе­ни­ад купил его и пору­чил ему вос­пи­ты­вать сво­их детей. С того вре­ме­ни он летом жил в Корин­фе, а зимой в Афи­нах. В Корин­фе одна­жды Алек­сандр Вели­кий встре­тил его в Кра­нее, и Дио­ген про­сил у него толь­ко одной мило­сти — не засло­нять его от солн­ца; при этом слу­чае царь, гово­рят, про­из­нес извест­ные сло­ва: «Еже­ли бы я не был Алек­сан­дром, то желал бы быть Дио­ге­ном» (Cic. tusc. 5, 32, 92). Пла­тон назы­вал его сума­сшед­шим Сокра­том (Σοκρ. μαι­νόμε­νος). Когда одна­жды Дио­ген, вой­дя в дом Пла­то­на, гряз­ны­ми нога­ми сту­пил на доро­гой ковер и заме­тил, что попи­ра­ет высо­ко­ме­рие, то Пла­тон заме­тил: «Да — дру­гим высо­ко­ме­ри­ем!» Дио­ген не выра­ботал систе­мы уче­ния и пото­му вряд ли оста­вил какие-нибудь сочи­не­ния; вся его фило­со­фия заклю­ча­лась в обра­зе его жиз­ни. Он чуж­дал­ся глу­бо­ких иссле­до­ва­ний и не инте­ре­со­вал­ся нрав­ст­вен­ны­ми отно­ше­ни­я­ми, лежа­щи­ми в осно­ве государ­ства (он пер­вый назы­ва­ет­ся κοσ­μο­πολί­της) и семьи. Вот поче­му жизнь его бога­та лишь анек­дота­ми и ост­ро­ум­ны­ми или едки­ми воз­ра­же­ни­я­ми; к луч­шим отве­там при­над­ле­жит тот, кото­рый он дал одно­му тира­ну на вопрос: из какой меди сле­ду­ет выли­вать ста­туи? «Из той, — отве­чал Дио­ген, — из кото­рой были выли­ты ста­туи Гар­мо­дия и Ари­сто­гей­то­на». Он умер в Корин­фе, как рас­ска­зы­ва­ют, на ули­це, в глу­бо­кой ста­ро­сти. Здесь и на его родине были воз­двиг­ну­ты в честь его ста­туи. Ср. Göttling, ges. Ab­hand­lun­gen I, стр. 251 слл.;

4) Дио­ген Лаер­тий­ский, уро­же­нец кили­кий­ско­го горо­да Λαέρ­τη, жил в Афи­нах как грам­ма­тик, веро­ят­но, в прав­ле­ние импе­ра­то­ра Гад­ри­а­на или несколь­ки­ми десят­ка­ми лет позд­нее. Ему мы обя­за­ны сочи­не­ни­ем βίων καὶ γνω­μῶν τῶν ἐν φι­λοσο­φία εὐδο­κιμη­σάν­των в 10 кни­гах. Хотя это сочи­не­ние пред­став­ля­ет собой не более как несколь­ко бес­по­рядоч­ную ком­пи­ля­цию и часто стра­да­ет от неточ­но­сти и отсут­ст­вия кри­ти­ки, но, если не обра­щать вни­ма­ния на лиш­нее пред­по­чте­ние, ока­зы­вае­мое Епи­ку­ру, оно доволь­но бес­при­страст­но, слу­жит глав­ным источ­ни­ком сведе­ний по мно­гим пред­ме­там исто­рии древ­ней фило­со­фии и неоце­ни­мо вслед­ст­вие сооб­ще­ния в нем мно­го­чис­лен­ных отрыв­ков сочи­не­ний, для нас утра­чен­ных. Оно пред­на­зна­че­но было, соб­ст­вен­но, для уче­ной рим­лян­ки Аррии (см. Ar­ria). Текст его, веро­ят­но, зна­чи­тель­но испор­чен. Ком­мен­та­рии к нему соста­ви­ли Ca­sau­bo­nus и Mé­na­ge (собр. в амстер­дамск. изд. 1692 г., а кро­ме того, Hüb­ner’ом и Jaco­bitz’ом (1830); издд. Hüb­ner (1828) и Co­bet (1850).

См. также:
ДИОГЕН (Словарь античности)
ДИОГЕН (Античные писатели)
«Реаль­ный сло­варь клас­си­че­ских древ­но­стей по Люб­ке­ру». Изда­ние Обще­ства клас­си­че­ской фило­ло­гии и педа­го­ги­ки. СПб, 1885, с. 406—407.
См. по теме: ДРЕПАНИЙ • КИНЕФ • ДОСИФЕЙ МАГИСТР • ДОССЕНН •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Бюст Диогена (?).
Мрамор.
Рим, Капитолийские музеи, Новый дворец, Зал философов.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Бюст Диогена (?).
Мрамор.
Рим, Капитолийские музеи, Новый дворец, Зал философов.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Диоген (саркофаг муз, правая боковая панель).
Мрамор.
Рим. 1-я половина II в. н. э.
Париж, Лувр.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА