Словарь античности

ДОРОЖНЫЕ УКАЗАТЕЛИ. Соглас­но неко­то­рым источ­ни­кам, впер­вые камен­ные стол­би­ки с ука­за­ни­ем рас­сто­я­ний были уста­нов­ле­ны при асси­рий­ском царе Сар­гоне (кон. 8 в. до н. э.). Но если в пер­сид­ской дер­жа­ве и Гре­ции они не полу­чи­ли широ­ко­го рас­про­стра­не­ния, то рим­ляне при нали­чии систе­мы широ­ко раз­ветв­лен­ных дорог через каж­дую тыся­чу шагов (милю) уста­нав­ли­ва­ли дорож­ные ука­за­те­ли. Было обна­ру­же­но свы­ше 5 тысяч таких стол­би­ков. Рим­ские дорож­ные ука­за­те­ли пред­став­ля­ли собой камен­ные колон­ны выше чело­ве­че­ско­го роста с дата­ми про­веде­ния или вырав­ни­ва­ния этой доро­ги, а так­же ука­за­ни­я­ми рас­сто­я­ний до бли­жай­ших насе­лен­ных пунк­тов и Рима (1 миля = тыся­ча двой­ных шагов = при­мер­но 1,5 км). В самом Риме по при­ка­зу Авгу­ста на позо­ло­чен­ном вер­хе т. н. золо­то­го дорож­но­го ука­за­те­ля был дан пере­чень важ­ней­ших дорог Рима. Исполь­зо­ва­ние дорож­ных ука­за­те­лей для изме­ре­ния рас­сто­я­ний при­ве­ло к тому, что при упо­ми­на­нии ряда насе­лен­ных пунк­тов ука­зы­ва­ли, у како­го дорож­но­го ука­за­те­ля они рас­по­ло­жи­лись (напри­мер, Квинт близ Три­ра нахо­дил­ся у 5-го дорож­но­го ука­за­те­ля).

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: КОЛБАСА • КАЛИЕНДРУМ • АЛЕК • ЭМИЛИЕВА ДОРОГА •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Римский Форум. Реконструкция XIX в.
(Новые Ростры, Золотой мильный столб, Базилика Юлия, Храм Сатурна, Храм Веспасиана и Тита, Священная дорога, Арка Септимия Севера, Мундус, Храм Конкордии (Согласия), Табулярий, Храм Юпитера).
Художник Бекетти. 1893 г.
2. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА.
Римский форум в IV веке.
Теодор Йозеф Хуберт Хоффбауер (1839—1922).
Акварель (до 1906 г.).
Рим, Римский Форум.
3. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА.
Реконструкция Табулария и памятников, расположенных у подножия Капитолия. Деталь.
(Новые Ростры, Золотой мильный столб, Храм Сатурна, Храм Веспасиана и Тита, Арка Септимия Севера, Мундус, Храм Конкордии (Согласия), Табулярий).
Художник Констан Муайо. 1866 г.
Тушь, акварель.
Париж, Высшая национальная школа изящных искусств.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА