ДРУЖБА. В античности дружба ценилась как высшее благо. Общеизвестны такие друзья, как Ахилл — Патрокл, Орест — Пилад, такие нормы поведения, как «у друзей все общее», «друг — это второе я». Идеализированная оценка дружбы в литературе и философии («Порука» Шиллера, пифагорейцы, эпикурейцы) не отражала первоначально исключительную, а также позднее не скрывавшуюся практическую цель дружбы. Гостеприимство в полисах заменяло дипломатические представительства (проксения). Римская amicitia включала в себя как внутриполитические фракционные образования, так и внешнеполитические союзы. Соединение греческих представлений о дружбе и римские традиции дружбы можно наблюдать в произведении Цицерона «Лелий, или О дружбе». Конфликт между дружбой и другими связями между людьми теоретически не признавался, но на практике он мог привести к политическому отчуждению или к личному надлому. Античная дружба — дружба мужей — была связана, особенно в раннее время, с гомоэротическими компонентами. Завышенная оценка дружбы имела и обратную сторону — слабое эмоциональное развитие античного брака. В то время как в христианстве дружба отступает перед менее конкретной «любовью к ближнему», Ренессанс и немецкий классицизм дают понятие дружбы, близкое к античному. Своей вершины оно достигло в сентиментальном культе дружбы.