Ф. Любкер. Реальный словарь классических древностей

ЛОШАДЬ, КОНЬ

Equ­us,

1) в есте­ствен­ном и куль­тур­но-исто­ри­че­ском отно­ше­нии — живот­ное это цени­лось у древ­них не толь­ко за его полез­ность, но и за осо­бен­ное бла­го­род­ство (ἵπ­πος εὐγε­νής) и бод­рость (κἂν ᾖ γέ­ρων, θυ­μὸν οὐκ ἀπώ­λεσεν Soph. El. 25). За быст­ро­ту поэты про­из­во­ди­ли лошадь от вет­ров, за все ее пре­вос­ход­ные каче­ства — от боже­ст­вен­ных коней, или счи­та­ли ее вскорм­лен­ной бога­ми. Лоша­ди нахо­дят­ся под покро­ви­тель­ст­вом осо­бых божеств, напр. боги­ни Епо­ны (покро­ви­тель­ни­ца лоша­дей), изо­бра­же­ния или ста­туи кото­рой ста­ви­лись в конюш­нях. По суще­ст­вен­ной роли, кото­рую лошадь игра­ет в облег­че­нии сно­ше­ний и сооб­ще­ний, ее срав­ни­ва­ли с кораб­лем, а корабль назы­ва­ли мор­ским конем. Отсюда, может быть, и про­изо­шло ска­за­ние, что твор­цом коня был Посей­дон (ἵπ­πιος, eques­ter). Поэты и худож­ни­ки часто про­слав­ля­ли отдель­ных лоша­дей в сво­их про­из­веде­ни­ях: Гомер вос­пел коней Ахил­лея (Ксан­фа и Балия), Ага­мем­но­на (Эг), Мене­лая (Подар­га), Пин­дар — победо­нос­но­го коня Гиеро­на (Фере­ни­ка); далее, извест­ны Буке­фал Алек­сандра Вели­ко­го и Бори­сфен Гад­ри­а­на (Dio Cass. 69, 10); Гад­ри­ан воз­двиг сво­е­му коню осо­бый над­гроб­ный памят­ник (Spart. Hadr. 20). Подоб­ные же поче­сти, впро­чем, ока­зы­ва­ли уже гре­ки коням, одер­жав­шим трое­крат­ную победу на Олим­пий­ских играх (Aelian. de ani­mal. 12, 40. Plin. h. n. 8, 42). Коне­вод­ст­вом извест­ны были Аргос и Фес­са­лия, кро­ме того Кире­на в Афри­ке и Сици­лия. Рим­ляне, во вре­ме­на Гер­ма­ни­ка, бра­ли себе бое­вых коней из Гал­лии (Tac. ann. 2, 5). По цве­ту более все­го цени­лись белые; коней белой масти употреб­ля­ли рим­ляне и для три­ум­фаль­ных про­цес­сий (Liv. 5, 23), рав­но как и гер­ман­цы при рели­ги­оз­ных обрядах (Tac. Germ. 10). В каче­стве спут­ни­ков чело­ве­ка в сра­же­нии, кони тре­бо­ва­ли осо­бо­го вос­пи­та­ния и обу­че­ния (Verg. g. 3, 180 и сл.);

2) искус­ство вер­хо­вой езды с ран­них вре­мен было пред­ме­том осо­бен­ных забот и вос­хо­дит даже до мифи­че­ских вре­мен (Verg. G. 3, 115 и сл.); к нему отно­сит­ся лите­ра­тур­ный труд Ксе­но­фон­та (περὶ ἱπ­πι­κῆς). На осо­бен­но бой­ких и свое­нрав­ных лоша­дей наде­ва­ли уди­ла с желез­ны­ми жала­ми или зубья­ми (fre­na lu­pa­ta, Hor. od. 1, 8, 6. Ov. trist. 4, 6, 3). Сед­ла (cli­tel­lae), стре­ме­на (sta­piae) и под­ко­вы в ран­ней древ­но­сти не были извест­ны; неко­то­рые отно­сят к под­ко­вам гоме­ров­ское выра­же­ние в χαλ­κό­πους, но so­leae fer­reae у позд­ней­ших рим­лян при­креп­ля­лись, по край­ней мере, не гвоздя­ми. Попо­ны для лоша­дей суще­ст­во­ва­ли (equi con­stra­ti, Liv. 21, 54, см. Ephip­pium), хотя не все­гда (гер­ман­цы пре­не­бре­га­ли ими, Caes. b. g. 4, 2). Юно­ше­ство упраж­ня­лось в лег­ком вспры­ги­ва­нии на коня на дере­вян­ных лоша­дях на Мар­со­вом поле;

3) см. Si­de­ra.

См. также:
ЛОШАДЬ (Словарь античности)
«Реаль­ный сло­варь клас­си­че­ских древ­но­стей по Люб­ке­ру». Изда­ние Обще­ства клас­си­че­ской фило­ло­гии и педа­го­ги­ки. СПб, 1885, с. 491—492.
См. по теме: ЭЛЕКТР, ЭЛЕКТРОН • КЕДРОВОЕ МАСЛО • ВОСК • АЛФИТО •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Конная статуя Марка Аврелия.
Бронза.
160—170-е гг.
Рим, Капитолийские музеи, Дворец консерваторов, Экседра Марка Аврелия.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг со сценами мифа о Федре и Ипполите. Фронтальная панель: отправление Ипполита и его друзей на охоту и его встреча с кормилицей Федры.
Мрамор. Конец II в. н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг со сценами мифа о Федре и Ипполите. Фронтальная панель, деталь: кормилица Федры приносит Ипполиту любовное послание от Федры.
Мрамор. Конец II в. н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг со сценами мифа о Федре и Ипполите. Левая торцовая панель: гибель Ипполита.
Мрамор. Конец II в. н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Статуи Диоскуров на Капитолии со стороны парадной лестницы.
Мрамор.
Императорское время.
Рим, Капитолийские музеи, Площадь Капитолия.
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Гибель Ниобид.
Рельеф фронтальной стенки саркофага.
Мрамор.
Римская работа второй половины II в. н. э.
Венеция, Национальный археологический музей.
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг с мифом о Селене и Эндимионе. Левый торцовый рельеф.
Мрамор. Начало III в. н. э.
Нью-Йорк, Метрополитен-музей.
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Конная статуя Марка Аврелия (совр. копия).
Бронза.
Рим, Капитолийские музеи, Площадь Капитолия.
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Группа из Карточето-ди-Пергола.
Позолоченная бронза.
50—30 гг. до н. э.
Анкона, Национальный археологический музей Марке.
10. СКУЛЬПТУРА. Этрурия.
Гробница семьи Анина: саркофаги и задняя стенка с гирляндными фризами и генеалогическими надписями.
III в. до н. э.
Тарквиния, Гробница семьи Анина.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Денарий, серебро
Луций Плавций Планк
Рим, 47 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Медузы (RRC, CRI, RCTV) или маска Медузы (MRR, BMCRR, CRR, RSC) анфас без змей; ниже L · PLAVTIVS. Кайма из точек.
РЕВЕРС: Задрапированная и крылатая Виктория (RRC, CRI, RCTV) или Аврора (MRR, BMCRR, CRR, RSC) анфас с пальмовой ветвью, окруженной венком, в левой руке летит вправо, ведя четырех коней (MRR, BMCRR, CRR, RSC: кони Солнца); ниже PLANCVS. Кайма из точек.
2. Денарий, серебро
Луций Плавций Планк
Рим, 47 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Медузы (RRC, CRI, RCTV) или маска Медузы (MRR, BMCRR, CRR, RSC) анфас со свернувшимися змеями по обеим сторонам; ниже L · PLAVTIVS. Кайма из точек.
РЕВЕРС: Задрапированная и крылатая Виктория (RRC, CRI, RCTV) или Аврора (MRR, BMCRR, CRR, RSC) анфас с пальмовой ветвью, окруженной венком, в левой руке летит вправо, ведя четырех коней (MRR, BMCRR, CRR, RSC: кони Солнца); ниже PLANCV. Кайма из точек.
3. Гекта (шестая часть статера), электр
Неизвестный монетный двор, 550—525 гг. до н.э.
АВЕРС: Взнузданная голова лошади.
РЕВЕРС: Грубо выбитый квадрат.
4. Денарий, серебро
Луций Плавций Планк
Рим, 47 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Медузы (RRC, CRI, RCTV) или маска Медузы (MRR, BMCRR, CRR, RSC) анфас со свернувшимися змеями по обеим сторонам; ниже L · PLAVTIVS. Кайма из точек.
РЕВЕРС: Задрапированная и крылатая Виктория (RRC, CRI, RCTV) или Аврора (MRR, BMCRR, CRR, RSC) анфас с пальмовой ветвью, окруженной венком, в левой руке летит вправо, ведя четырех коней (MRR, BMCRR, CRR, RSC: кони Солнца); ниже PLANCVS. Кайма из точек.
5. Денарий, серебро
Луций Плавций Планк
Рим, 47 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Медузы (RRC, CRI, RCTV) или маска Медузы (MRR, BMCRR, CRR, RSC) анфас без змей; ниже L · PLAVTIV. Кайма из точек.
РЕВЕРС: Задрапированная и крылатая Виктория (RRC, CRI, RCTV) или Аврора (MRR, BMCRR, CRR, RSC) анфас с пальмовой ветвью, окруженной венком, в левой руке летит вправо, ведя четырех коней (MRR, BMCRR, CRR, RSC: кони Солнца); ниже PLANCVS. Кайма из точек.
6. Аурей, золото
Адриан
Рим, 134—138 гг.
АВЕРС: HADRIANVS AVGVSTVS P. P. — драпированный бюст Адриана, в доспехах и в лавровом венке, вправо.
РЕВЕРС: COS. III — Адриан, с обнаженной головой, в военной одежде, верхом на коне вправо, подняв правую руку в приветствии.
7. Аурей, золото
Адриан
Рим, 125—128 гг.
АВЕРС: HADRIANVS AVGVSTVS — бюст Адриана, в лавровом венке, с небольшой драпировкой на левом плече, вправо.
РЕВЕРС: COS. III — Адриан, в военной одежде, верхом на коне вправо, подняв правую руку в приветствии.
8. Сестерций, орихалк
Нерон
Лугдун, 67 г.
АВЕРС: IMP. NERO CAESAR AVG. P. MAX. TR. P. P. P. — голова Нерона в лавровом венке влево, с шаром в точке опоры бюста.
РЕВЕРС: DECVRSIO — Нерон, с обнаженной головой, в военной одежде, верхом на лошади, держит копье в правой руке; позади него скачет солдат с вексиллумом на правом плече.
В поле, слева и справа: S. C.
9. Сестерций, орихалк
Нерон
Лугдун, 66 г.
АВЕРС: IMP. NERO CAESAR AVG. PONT. MAX. TR. POT. P. P. — голова Нерона в лавровом венке влево, с шаром в точке опоры бюста.
РЕВЕРС: DECVRSIO — Нерон, с обнаженной головой, в военной одежде, верхом на лошади, держит копье в правой руке; позади него скачет солдат с вексиллумом на правом плече.
В поле, слева и справа: S. C.
10. AE, медь
Каракалла
Сердика, 211—217 гг.
АВЕРС: ΑΥΤ. Κ. Μ. ΑΥΡ. ϹΕΒ. ΑΝΤΩΝΕΙΝΟϹ — драпированный бюст Каракаллы в доспехах и в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: ΟΥΛΠΙΑϹ ϹΕΡΔΙΚΗϹ — Каракалла, в лавровом венке, на коне верхом вправо, в левой руке скипетр, правая поднята в приветствии.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА