ДУША (греч. psyche, pneuma). Древнейшие греческие философские системы не отделяли душу от материи, жизнь материи обусловливалась наличием в ней душу (гилозоизм). Сущность человеческой души отождествлялась с мировой движущей силой (огнем, по Гераклиту и Левкиппу, воздухом, по Анаксимену). Пифагорейцы считали душу числом и отделяли ее от материи. Согласно Платону, душа занимает промежуточное положение между царством идей и низшим миром становления и исчезновения и, таким образом, ей свойственны как разум, так и страсти. Поскольку душа частично принадлежит к царству идей, Платон считал, что она существует до рождения человека и является бессмертной. Неоплатоники придерживались того же взгляда на душу. Аристотель, философии которого свойственны материалистические элементы, примыкал в этом вопросе к натурфилософии и считал деятельность души связанной с жизненным теплом. По его представлениям, душа проникает в кровь в образе живительного дуновения. Аристотель считал душу энтелехией (греч. entelecheia — завершение) тела; ее специфической формой является разум. Перипатетики развили эти идеи.