Словарь античности

ДУША (греч. psy­che, pneu­ma). Древ­ней­шие гре­че­ские фило­соф­ские систе­мы не отде­ля­ли душу от мате­рии, жизнь мате­рии обу­слов­ли­ва­лась нали­чи­ем в ней душу (гило­зо­изм). Сущ­ность чело­ве­че­ской души отож­дествля­лась с миро­вой дви­жу­щей силой (огнем, по Герак­ли­ту и Лев­кип­пу, возду­хом, по Ана­к­симе­ну). Пифа­го­рей­цы счи­та­ли душу чис­лом и отде­ля­ли ее от мате­рии. Соглас­но Пла­то­ну, душа зани­ма­ет про­ме­жу­точ­ное поло­же­ние меж­ду цар­ст­вом идей и низ­шим миром ста­нов­ле­ния и исчез­но­ве­ния и, таким обра­зом, ей свой­ст­вен­ны как разум, так и стра­сти. Посколь­ку душа частич­но при­над­ле­жит к цар­ству идей, Пла­тон счи­тал, что она суще­ст­ву­ет до рож­де­ния чело­ве­ка и явля­ет­ся бес­смерт­ной. Нео­пла­то­ни­ки при­дер­жи­ва­лись того же взгляда на душу. Ари­сто­тель, фило­со­фии кото­ро­го свой­ст­вен­ны мате­ри­а­ли­сти­че­ские эле­мен­ты, при­мы­кал в этом вопро­се к натур­фи­ло­со­фии и счи­тал дея­тель­ность души свя­зан­ной с жиз­нен­ным теп­лом. По его пред­став­ле­ни­ям, душа про­ни­ка­ет в кровь в обра­зе живи­тель­но­го дуно­ве­ния. Ари­сто­тель счи­тал душу энте­ле­хи­ей (греч. en­te­lecheia — завер­ше­ние) тела; ее спе­ци­фи­че­ской фор­мой явля­ет­ся разум. Пери­па­те­ти­ки раз­ви­ли эти идеи.

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ЭРИСТИКИ, ЕРИСТИКИ • ЭРЕТРИКИ, ЕРЕТРИКИ • АГНОЗИЯ • ЕВДАМОНИЗМ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Этрурия.
Перенесение души умершей.
Живопись на терракотовых плитах. VII — начало VI в. до н. э.
Из гробницы в Черветери (Цере).
Париж, Лувр.
2. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Этрурия.
Женщина, уносимая крылатым существом.
«Таблички Кампана» из Цере (Черветери).
3-я четв. VI в. до н. э.
Париж, Лувр.
3. МОЗАИКА. Греция.
Аполлон и Марсий.
Кипр, Дом Эона.
Сер. IV в. н. э.
Пафос, Археологический парк.
4. ГЛИПТИКА. Рим.
«Камея Тиберия» («Большая камея Франции»).
Сардоникс. 37 г.
Париж, Национальная библиотека Франции, Кабинет медалей.
5. ГЛИПТИКА. Рим.
«Камея Тиберия» (т. н. «Большая камея Франции»).
Пятислойный сардоникс. Ок. 23 г. н. э.
Париж, Национальная библиотека Франции, Кабинет медалей.
6. ГЛИПТИКА. Рим.
«Камея Тиберия» (т. н. «Большая камея Франции»). Верхний регистр.
Пятислойный сардоникс.
Ок. 23 г. н. э.
Париж, Национальная библиотека Франции, Кабинет медалей.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА