Словарь античности

ЖЕРТВЕННОЕ ВОЗЛИЯНИЕ (греч. spon­de, лат. li­ba­tio). Обряд при­но­ше­ния в дар богам напит­ков (вина, воды, моло­ка), мас­ла, совер­шал­ся обыч­но вме­сте с дру­ги­ми обряда­ми, пре­иму­ще­ст­вен­но во вре­мя жерт­во­при­но­ше­ния, а так­же цере­мо­нии захо­ро­не­ния. При жерт­во­при­но­ше­нии жерт­вен­ное воз­ли­я­ние совер­ша­лось в нача­ле и в кон­це обряда, при этом напит­ки выли­ва­лись на при­не­сен­ное в жерт­ву живот­ное. В свет­ской жиз­ни в дар при­но­сил­ся каж­дый из напит­ков в нача­ле и в кон­це тра­пезы.

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ЭПУЛОНЫ • ЭФЕССКИЕ ГРАМОТЫ, ЕФЕСИЙСКИЕ ГРАМОТЫ • ЭФФАТУМ • ЭНКОЙМЕСИС •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Вотивный рельеф Лукцея Пекулиария.
Лунский мрамор.
2-я пол. II в. н. э. или III в. н. э.
Капуя, Музей провинции Кампания, крипта.
2. ГЛИПТИКА. Египет.
Жертва Дионису.
Сардоникс. Александрия. I в. до н. э.
3,0 × 2,3 см.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Аполлон кифаред и Виктория. Рельеф.
Мрамор.
100—75 гг. до н. э.
Париж, Лувр.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг супругов (фронтальная панель).
Мрамор. Эпоха Антонинов, ок. 180 г. н. э.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Октагональный двор, Западный портик, 18.
5. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Посвятительный рельеф Арею и Афродите.
Мрамор. Ок. 420 г. до н. э.
Венеция, Национальный археологический музей.
6. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Геракл, начинающий церемонию Элевсинских мистерий.
Неоаттический рельеф.
Лунский мрамор.
Конец I в. до н. э. — нач. I в. н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей.
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Сцена жертвенного возлияния (libatio).
Мрамор.
I в. до н. э., реставрация в середине XVIII в.
Париж, Лувр.
8. ГЛИПТИКА. Египет.
Жертвоприношение.
Сардоникс. I в. до н. э.
3 × 2,4 см.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
9. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Ларарий Дома Веттиев.
Луиджи Баццани (1836—1927).
Акварель.
1895.
Помпеи, Археологический парк, Дом Веттиев (VI. 15. 1. v).
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг со сценами брака и жертвоприношения на подставках (трапезофорах).
Саркофаг: мрамор, ок. 180 г. Подставки современные.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Октагональный двор, Западный портик, 18, 19, 20.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Денарий, серебро
Гальба
Рим, 68—69 гг.
АВЕРС: IMP. SER. GALBA CAESAR AVG. — голова Гальбы, в лавровом венке, влево.
РЕВЕРС: SALVS GEN. HVMANI — женская фигура (Фортуна?), в драпировке, стоит влево, поставив правую ногу на шар, совершает над горящим алтарем жертвоприношение из патеры в правой руке, держа поднятый корабельный руль в левой руке.
2. Аурей, золото
Требониан Галл
Рим, 253 г.
АВЕРС: IMP. CAE. C. VIB. TREB. GALLVS AVG. — драпированный бюст Требониана Галла в доспехах и в лучистом венце, обращенный вправо.
РЕВЕРС: P. M. TR. P. IIII COS. II — Требониан Галл, с покрытой головой, стоит фронтально, повернув голову влево, совершает над алтарем жертвориношение из патеры в правой руке и держит скипетр в левой руке.
3. Медальон, бронза
Коммод
Рим, 191—192 гг.
АВЕРС: L. AELIVS AVRELIVS COMMODVS AVG. PIVS FELIX — парный портрет вправо с головой Коммода в лучистом венце и лавровом венке и головой амазонки (Марции или Ромы) в шлеме с козырьком и с гребнем и пельтой на груди.
РЕВЕРС: P. M. TR. P. XVII IMP. VIII COS. VII P. P. — слева стоит, заложив правую руку за спину, обнаженный Геркулес, держа поставленную на камень дубину, драпированную львиной шкурой; справа стоит влево Коммод, в жреческой одежде, совершает жертвоприношение из патеры в правой руке над горящим алтарем, украшенным гирляндой и держит свиток в левой руке.
4. Асс, медь
Домициан
Рим, 88 г.
АВЕРС: IMP. CAES. DOMIT. AVG. GERM. P. M. TR. P. VIII CENS. PER. P. P. — голова Домициана, в лавровом венке, вправо.
РЕВЕРС: COS. XIIII LVD. SAEC. FEC. — Домициан, в тоге, с непокрытой головой, стоит влево, совершает жертвоприношение из патеры в правой руке над горящим алтарем, украшенным гирляндой; слева стоит почти фронтально музыкант, играющий на лире, правее стоит музыкант, играющий на флейте; на заднем плане шестиколонный храм с венком на фронтоне.
В обрезе: S. C.
5. Аурей, золото
Север Александр
Рим, 226 г.
АВЕРС: IMP. C. M. AVR. SEV. ALEXAND. AVG. — драпированный бюст императора в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: P. M. TR. P. V COS. II P. P. — император влево в лавровом венке и в тоге совершает священнодействия у треножного алтаря с патерой в правой руке и свитком в левой.
6. Аурей, золото
Адриан
Рим, 134—138 гг.
АВЕРС: HADRIANVS AVG. COS. III P. P. — обнаженная голова Адриана вправо.
РЕВЕРС: GENIO P. R. — Гений римского народа, повернув голову влево, стоит во фронт, в левой руке держит рог изобилия, в правой — патеру, из которой совершает жертвенное возлияние над горящим алтарем.
7. Сестерций, медь
Домициан
Рим, 85 г.
АВЕРС: IMP. CAES. DOMITIAN. AVG. GERM. COS. XI — голова Домициана, в лавровом венке, с эгидой, вправо.
РЕВЕРС: Домициан, в тоге, под покрывалом, стоит влево, совершает жертвенное возлияние из патеры в правой руке над горящим алтарем; слева в поле небольшой храм Минервы, изображенный с двумя колоннами слева и одной справа, с круглым щитом на фронтоне; в храме Минерва, в шлеме, в драпировке, стоит вправо, держит чашу и копье.
В поле, слева и справа: S. C.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА