Словарь античности

ЖЕРТВЕННОЕ ВОЗЛИЯНИЕ (греч. spon­de, лат. li­ba­tio). Обряд при­но­ше­ния в дар богам напит­ков (вина, воды, моло­ка), мас­ла, совер­шал­ся обыч­но вме­сте с дру­ги­ми обряда­ми, пре­иму­ще­ст­вен­но во вре­мя жерт­во­при­но­ше­ния, а так­же цере­мо­нии захо­ро­не­ния. При жерт­во­при­но­ше­нии жерт­вен­ное воз­ли­я­ние совер­ша­лось в нача­ле и в кон­це обряда, при этом напит­ки выли­ва­лись на при­не­сен­ное в жерт­ву живот­ное. В свет­ской жиз­ни в дар при­но­сил­ся каж­дый из напит­ков в нача­ле и в кон­це тра­пезы.

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ЭФЕССКИЕ ГРАМОТЫ, ЕФЕСИЙСКИЕ ГРАМОТЫ • ЭПУЛОНЫ • ЭФФАТУМ • ЭНКОЙМЕСИС •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. КЕРАМИКА. Греция.
Победное жертвоприношение.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Статуэтка бога Лара.
Бронза.
I в.
Рим, Капитолийские музеи, Электростанция Монтемартини, I. 29b.
3. СКУЛЬПТУРА. Этрурия.
Погребальная урна со сценой жертвоприношения Ифигении.
Травертин. II—I вв. до н. э.
Рим, Этрусский национальный музей виллы Джулия.
4. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Геракл, начинающий церемонию Элевсинских мистерий.
Неоаттический рельеф.
Лунский мрамор.
Конец I в. до н. э. — нач. I в. н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Сцена жертвенного возлияния (libatio).
Мрамор.
I в. до н. э., реставрация в середине XVIII в.
Париж, Лувр.
6. ГЛИПТИКА. Египет.
Жертвоприношение.
Сардоникс. I в. до н. э.
3 × 2,4 см.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
7. ГЛИПТИКА. Рим.
Камея Медичи. Император приносит жертву Надежде.
Сардоникс, позолота.
I—II вв. н. э.
Флоренция, Национальный археологический музей, Коридор Марии Магдалины деи Медичи.
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Рельеф со сценой жертвоприношения.
Мрамор.
Вторая половина III в. н. э.
Рим, Римский национальный музей, Палаццо Массимо в Термах.
9. ГЛИПТИКА. Египет.
Жертва Дионису.
Сардоникс. Александрия. I в. до н. э.
3,0 × 2,3 см.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Септимий Север, Юлия Домна [и Гета].
Рельеф внутренней стороны восточного пилона арки аргентариев на Бычьем форуме.
Мрамор. 204 г.
Рим, Арка аргентариев.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Денарий, серебро
Гальба
Рим, 68—69 гг.
АВЕРС: IMP. SER. GALBA CAESAR AVG. — голова Гальбы, в лавровом венке, влево.
РЕВЕРС: SALVS GEN. HVMANI — женская фигура (Фортуна?), в драпировке, стоит влево, поставив правую ногу на шар, совершает над горящим алтарем жертвоприношение из патеры в правой руке, держа поднятый корабельный руль в левой руке.
2. Аурей, золото
Требониан Галл
Рим, 253 г.
АВЕРС: IMP. CAE. C. VIB. TREB. GALLVS AVG. — драпированный бюст Требониана Галла в доспехах и в лучистом венце, обращенный вправо.
РЕВЕРС: P. M. TR. P. IIII COS. II — Требониан Галл, с покрытой головой, стоит фронтально, повернув голову влево, совершает над алтарем жертвориношение из патеры в правой руке и держит скипетр в левой руке.
3. Медальон, бронза
Коммод
Рим, 191—192 гг.
АВЕРС: L. AELIVS AVRELIVS COMMODVS AVG. PIVS FELIX — парный портрет вправо с головой Коммода в лучистом венце и лавровом венке и головой амазонки (Марции или Ромы) в шлеме с козырьком и с гребнем и пельтой на груди.
РЕВЕРС: P. M. TR. P. XVII IMP. VIII COS. VII P. P. — слева стоит, заложив правую руку за спину, обнаженный Геркулес, держа поставленную на камень дубину, драпированную львиной шкурой; справа стоит влево Коммод, в жреческой одежде, совершает жертвоприношение из патеры в правой руке над горящим алтарем, украшенным гирляндой и держит свиток в левой руке.
4. Асс, медь
Домициан
Рим, 88 г.
АВЕРС: IMP. CAES. DOMIT. AVG. GERM. P. M. TR. P. VIII CENS. PER. P. P. — голова Домициана, в лавровом венке, вправо.
РЕВЕРС: COS. XIIII LVD. SAEC. FEC. — Домициан, в тоге, с непокрытой головой, стоит влево, совершает жертвоприношение из патеры в правой руке над горящим алтарем, украшенным гирляндой; слева стоит почти фронтально музыкант, играющий на лире, правее стоит музыкант, играющий на флейте; на заднем плане шестиколонный храм с венком на фронтоне.
В обрезе: S. C.
5. Аурей, золото
Север Александр
Рим, 226 г.
АВЕРС: IMP. C. M. AVR. SEV. ALEXAND. AVG. — драпированный бюст императора в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: P. M. TR. P. V COS. II P. P. — император влево в лавровом венке и в тоге совершает священнодействия у треножного алтаря с патерой в правой руке и свитком в левой.
6. Аурей, золото
Адриан
Рим, 134—138 гг.
АВЕРС: HADRIANVS AVG. COS. III P. P. — обнаженная голова Адриана вправо.
РЕВЕРС: GENIO P. R. — Гений римского народа, повернув голову влево, стоит во фронт, в левой руке держит рог изобилия, в правой — патеру, из которой совершает жертвенное возлияние над горящим алтарем.
7. Сестерций, медь
Домициан
Рим, 85 г.
АВЕРС: IMP. CAES. DOMITIAN. AVG. GERM. COS. XI — голова Домициана, в лавровом венке, с эгидой, вправо.
РЕВЕРС: Домициан, в тоге, под покрывалом, стоит влево, совершает жертвенное возлияние из патеры в правой руке над горящим алтарем; слева в поле небольшой храм Минервы, изображенный с двумя колоннами слева и одной справа, с круглым щитом на фронтоне; в храме Минерва, в шлеме, в драпировке, стоит вправо, держит чашу и копье.
В поле, слева и справа: S. C.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА