ЗАТМЕНИЯ. Солнечные и лунные затмения относились к наиболее впечатляющим небесным явлениям. У всех народов они возбуждали фантастические представления, согласно которым Солнце и Луна проглатывались чудовищем или чародеем. Затмения прежде всего привлекали внимание астрологов, которые толковали их как зловещие предзнаменования, предвещающие смерть великих людей, войны, чуму и т. д. В Вавилоне благодаря длительным наблюдениям была установлена периодичность лунных затмений. В одном из текстов, названном «О несостоявшемся лунном затмении», от 4.07.567 до н. э. сообщается о предсказаниях движения Луны, которые еще базировались на неточных сведениях о 18-летнем цикле. Однако в 6 в. до н. э. еще не существовало аналогичных данных о солнечных затмениях. Последние наблюдались лишь в очень ограниченных зонах на Земле. Поэтому предсказания Фалеса от 28.05.585 до н. э., вероятно, основаны на легендах. Лишь эллинистическая астрономия создала предпосылки для точных предсказаний. Рациональное объяснение причин затмения подготовлено раннегреческой философией. В соответствии с космологическими представлениями Анаксимандр предполагал, что солнечное затмение — это закрытие «огненных дыр» в кольце светил. Анаксимен считал, что светило заслоняется телом, подобным Земле. Зафиксированные Анаксагором представления о том, что Луна получает свой свет от Солнца и что при определенных позициях Земля затемняет Луну, а Луна может прикрыть Солнце, оказались решающими. Тем не менее продолжали существовать и идеи о затмениях как предзнаменованиях. Так, греческий полководец Никий отложил отплытие флота из Сиракуз из-за лунного затмения, что было одной из (не из последних) причин поражения афинян. Частые упоминания о затмениях в хрониках имеют большое значение для историков. Через фиксацию дошедших до нас дат затмений можно привести в абсолютно точную систему всю имеющуюся в нашем распоряжении относительную хронологию.