Словарь античности

ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЕ. Еще ионий­ские натур­фи­ло­со­фы стре­ми­лись объ­яс­нить зем­ле­тря­се­ние. Они раз­ви­ва­ли тео­рии вул­ка­ни­че­ской дея­тель­но­сти, счи­тая, что огонь в нед­рах Зем­ли созда­вал пар высо­ко­го дав­ле­ния. Дру­гое воз­зре­ние (досо­кра­ти­ков) пред­по­ла­га­ло, что зем­ле­тря­се­ния свя­за­ны с высу­ши­ва­ни­ем и обру­ше­ни­ем под­зем­ных пещер, сле­до­ва­тель­но, свя­зы­ва­ло зем­ле­тря­се­ния с тек­то­ни­че­ски­ми явле­ни­я­ми. Еще в древ­но­сти раз­ли­ча­ли мор­ские, обваль­ные и толч­ко­вые зем­ле­тря­се­ния с вер­ти­каль­ным и гори­зон­таль­ным направ­ле­ни­ем толч­ков. Культ Посей­до­на в при­бреж­ных обла­стях, в том чис­ле свя­зан­ный со стра­хом перед зем­ле­тря­се­ни­ем, свиде­тель­ст­ву­ет о суще­ст­во­вав­шей опас­но­сти зем­ле­тря­се­ний и о попыт­ках людей понять спе­ци­фи­ку сей­смо­опас­ных мест­но­стей. Из обшир­ной лите­ра­ту­ры древ­них о зем­ле­тря­се­ни­ях до нас дошло лишь сочи­не­ние Сене­ки «De ter­rae mo­tu» («О дви­же­нии Зем­ли»). Народ­ная вера счи­та­ла зем­ле­тря­се­ния про­яв­ле­ни­ем «божье­го гне­ва»; так тол­ку­ет зем­ле­тря­се­ние соста­ви­тель гим­нов Иосиф в сво­ей поэ­ме «Ужа­сы зем­ле­тря­се­ния» (ок. 860).

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ЭЛЕКТР, ЭЛЕКТРОН • ЛОШАДЬ, КОНЬ • КЕДРОВОЕ МАСЛО • ВОСК •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА