Словарь античности

КАДУЦЕЙ (лат.), гераль­ди­че­ский жезл, обви­тый дву­мя зме­я­ми, атри­бут бога Мер­ку­рия. Каду­цей соот­вет­ст­во­вал гре­че­ско­му кери­кей­о­ну Гер­ме­са и Ириды.

См. также:
КАДУЦЕЙ (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ЭМПОСИЯ • ЭПИБОМИЙ, ЕПИБОМИЙ, БЛЮСТИТЕЛЬ АЛТАРЯ • ЭФОДИОН, ПРОГОННЫЕ ДЕНЬГИ • ДАМОСИЯ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Наказание Иксиона.
Фреска IV стиля. 60—79 гг.
Помпеи, Археологический парк, Дом Веттиев (VI. 15. 1. p).
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Гермес Оратор (Hermes Loghios).
Среднезернистый (пентелийский) мрамор.
Римская копия II в. н. э. бронзового греческого образца V в. до н. э., предположительно, работы Фидия.
Рим, Римский национальный музей, Палаццо Альтемпс.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Гермес Оратор (Hermes Loghios).
Среднезернистый (пентелийский) мрамор.
Римская копия II в. н. э. бронзового греческого образца V в. до н. э., предположительно, работы Фидия.
Выс. 183 см.
Рим, Римский национальный музей, Палаццо Альтемпс.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Гермес Оратор (Hermes Loghios).
Среднезернистый (пентелийский) мрамор.
Римская копия II в. н. э. бронзового греческого образца V в. до н. э., предположительно, работы Фидия.
Рим, Римский национальный музей, Палаццо Альтемпс.
5. ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО. Рим.
Календарь со сменными штырями. (Сатурн, Солнце, Луна, Марс, Меркурий, Юпитер, Венера).
С каменной плиты III—IV вв., найденной в Риме.
Рим, Музей Римской культуры.
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг со сценой мифа о похищении Персефоны (левая торцовая панель).
Мелкозернистый мрамор, вероятно, италийского происхождения.
160—180 гг. н. э.
Флоренция, Галерея Уффици.
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Гермес Лудовизи (Меркурий Оратор).
Среднезернистый (пентелийский) мрамор.
Римская копия кон. I в. — нач. II в. н. э. по греческому оригиналу V в. до н. э.
Рим, Римский национальный музей, Палаццо Альтемпс.
8. КЕРАМИКА. Южная Италия.
Кратер с изображением путешествия Орфея в Загробный мир. Деталь: Гермес, Геракл и Цербер, Геката.
Краснофигурный кратер с волютами. Апулия.
Мастер Загробного мира.
Глина. Ок. 500 г. до н. э.
Мюнхен, Государственное античное собрание.
9. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Суд Париса.
Фреска IV стиля из Помпей (V. 2. 15).
45—79 гг.
Неаполь, Национальный археологический музей.
10. КЕРАМИКА. Греция.
Гипнос и Танатос переносят труп Сарпедона в присутствии Гермеса.
Краснофигурный кратер-калик (сторона A). Аттика.
Подписан Евксифеем (гончар) и Евфронием (художник).
Терракота.
Ок. 515—510 г. до н. э.
Черветери, Национальный музей Чери им. Клаудии Русполи.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Аурей, золото
Клавдий
Лугдун, 49—50 гг.
АВЕРС: TI. CLAVD. CAESAR AVG. P. M. TR. P. VIIII IMP. XVIII — голова Клавдия в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: PACI AVGVSTAE — крылатая женская фигура (Немесида), в драпировке, идет вправо, держит в левой руке направленный вниз крылатый кадуцей, перед ней ползет вправо змея; ее правая рука поднята вверх и держит край драпировки внизу шеи.
2. Денарий, серебро
Марк Плеторий Цестиан
Рим, 57 г. до н.э.
АВЕРС: Женский бюст (BMCRR, CRR, Hollstein: Церера; RRC, RCTV: Прозерпина; MRR, RRM: Фортуна) вправо, задрапированный, в круглых серьгах и ожерелье, волосы украшены маковыми головками, сзади волосы собраны в сетку или мешочек; над ушами и на шее мелкие завитки; от ушей к затылку протянуты косы. Сзади контрольная метка (ящерица). Кайма из точек.
РЕВЕРС: Крылатый кадуцей; справа M·PLAETORI вниз; слева CEST·EX·S·C вниз (Marcus Plaetorius Cestianus ex senatus consulto). Кайма из точек.
3. Денарий, серебро
Марк Плеторий Цестиан
Рим, 57 г. до н.э.
АВЕРС: Женский бюст (BMCRR, CRR, Hollstein: Церера; RRC, RCTV: Прозерпина; MRR, RRM: Фортуна) вправо, задрапированный, в круглых серьгах и ожерелье, волосы украшены маковыми головками, сзади волосы собраны в сетку или мешочек; над ушами и на шее мелкие завитки; от ушей к затылку протянуты косы. Кайма из точек.
РЕВЕРС: Крылатый кадуцей; слева M·PLAETORI вниз; справа CEST·EX·S·C вниз (Marcus Plaetorius Cestianus, senatus consulto). Кайма из точек.
4. Аурей, золото
Веспасиан
Рим, 73 г.
АВЕРС: IMP. CAES. VESP. AVG. CEN. — голова Веспасиана в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: PAX AVG. — Пакс (Мир), в драпировке, стоит влево, держит в протянутой правой руке крылатый кадуцей над лежащим на треножнике слева фоллисом (денежный мешок), и оливковую ветвь в левой руке, опираясь рукой на колонну.
5. Денарий, серебро
Марк Плеторий Цестиан
Рим, 57 г. до н.э.
АВЕРС: Голова молодого мужчины (MRR, BMCRR, CRR, RSC, RRM: Счастливый Исход (Bonus Eventus); RRC, Hollstein, RCTV: Меркурий) вправо, с длинными летящими волосами; сзади контрольная метка (пастуший посох). Кайма из точек.
РЕВЕРС: Крылатый кадуцей; справа M·PLAETORI вниз; слева CEST·EX·S·C вниз (Marcus Plaetorius Cestianus ex senatus consulto). Кайма из точек.
6. AE, медь
Каракалла
Сердика, 211—217 гг.
АВЕРС: ΑΥΤ. Κ. Μ. ΑΥΡ. ϹΕΒ. ΑΝΤΩΝΕΙΝΟϹ — драпированный бюст Каракаллы в доспехах и в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: ΟΥΛΠΙΑϹ ϹΕΡΔΙΚΗϹ — Гермес стоит фронтально, повернув голову влево, держит жезл в левой руке и кошелек в протянутой правой руке; через левую руку переброшен край плаща.
7. Аурей, золото
Клавдий
Рим, 46—47 гг.
АВЕРС: TI. CLAVD. CAESAR AVG. P. M. TR. P. VI IMP. XI — голова Клавдия в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: PACI AVGVSTAE — крылатая женская фигура (Немесида), в драпировке, идет вправо, держит в левой руке направленный вниз крылатый кадуцей, перед ней ползет вправо змея; ее правая рука поднята вверх и держит край драпировки внизу шеи.
8. Аурей, золото
Клавдий
Рим, 50—51 гг.
АВЕРС: TI. CLAVD. CAESAR AVG. P. M. TR. P. X IMP. P. P. — голова Клавдия в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: PACI AVGVSTAE — крылатая женская фигура (Немесида), в драпировке, идет вправо, держит в левой руке направленный вниз крылатый кадуцей, перед ней ползет вправо змея; ее правая рука поднята вверх и держит край драпировки внизу шеи.
9. Денарий, серебро
Клавдий
Рим, 44—45 гг.
АВЕРС: TI. CLAVD. CAESAR AVG. P. M. TR. P. IIII — голова Клавдия в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: PACI AVGVSTAE — крылатая женская фигура (Немесида), в драпировке, идет вправо, держит в левой руке направленный вниз крылатый кадуцей, перед ней ползет вправо змея; ее правая рука поднята вверх и держит край драпировки внизу шеи.
10. Дупондий, медь
Веспасиан
Рим, 75 г.
АВЕРС: IMP. CAES. VESP. AVG. P. M. T. P. COS. VI — голова Веспасиана, в лучистом венце, вправо.
РЕВЕРС: FELICITAS PVBLICA — Фелицитас (Счастье), в драпировке, стоит влево, держит крылатый кадуцей вверх в правой руке и рог изобилия — в левой.
В поле, слева и справа: S. C.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА