Словарь античности

КАЗНЬ, офи­ци­аль­ное, по дол­гу служ­бы, при­веде­ние в испол­не­ние смерт­но­го при­го­во­ра. Казнь сво­бод­но­рож­ден­ных в гре­че­ских государ­ствах про­из­во­ди­лась преж­де все­го путем непуб­лич­но­го отрав­ле­ния из чаши с ядом (Афи­ны) или посред­ст­вом уду­ше­ния (Спар­та), ино­гда обез­глав­ли­ва­ния; поби­ва­ние кам­ня­ми, рас­пя­тие, утоп­ле­ние были исклю­че­ни­ем, соот­вет­ст­вен­но опре­де­ля­лись для несво­бод­но­рож­ден­ных. В Рим­ской импе­рии казнь осу­ществля­лась через сжи­га­ние, пове­ше­ние, утоп­ле­ние, биче­ва­ние до смер­ти и в осо­бен­но­сти обез­глав­ли­ва­ние (орудие испол­не­ния при­го­во­ра в Рес­пуб­ли­ке — топор, во вре­мя Импе­рии — меч), рас­пя­тие (в Рес­пуб­ли­ке толь­ко для рабов, во вре­мя Импе­рии так­же для сво­бод­ных; запре­ще­но импе­ра­то­ром Кон­стан­ти­ном), пере­да­чу в цирк для уча­стия в борь­бе гла­ди­а­то­ров (во вре­мя Импе­рии) и для высо­ко­по­став­лен­ных лиц Импе­рии — через тай­ное уду­ше­ние или само­убий­ство под над­зо­ром.

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: АФФИНИТАС • Κακοτεχνιῶν δίκη • АБРОГАЦИО • ABSTINENDI BENEFICIUM •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
«Фарнезский бык».
Мрамор.
Римская копия II в. с греческого оригинала Аполлония Траллийского.
Неаполь, Национальный археологический музей.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Скульптурная группа «Наказание Дирки», известная как «Бык Фарнезе».
Мелкозернистый азийский белый мрамор с желтым оттенком (античные части).
Римская копия кон. II — нач. III в. н. э. эллинистического оригинала 160—50 гг. до н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Рельеф со сценой «Наказание Марсия».
Мрамор.
Эпоха Адриана.
Санта-Мария-Капуа-Ветере, Музей гладиаторов.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Скульптурная группа «Наказание Дирки», известная как «Бык Фарнезе».
Мелкозернистый азийский белый мрамор с желтым оттенком (античные части).
Римская копия кон. II — нач. III в. н. э. эллинистического оригинала 160—50 гг. до н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Скульптурная группа «Наказание Дирки», известная как «Бык Фарнезе»: пастух.
Мелкозернистый азийский белый мрамор с желтым оттенком (античные части).
Римская копия кон. II — нач. III в. н. э. эллинистического оригинала 160—50 гг. до н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей.
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Графическая реконструкция истории реставрации скульптурной группы «Наказание Дирки», известной как «Бык Фарнезе».
Мелкозернистый азийский белый мрамор с желтым оттенком (античные части).
Римская копия кон. II — нач. III в. н. э. эллинистического оригинала 160—50 гг. до н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей.
7. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Тарпейская скала.

Рим, Капитолий.
8. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Этрурия.
Ахилл за жертвоприношением.
IV в. до н. э.
Из Вульчи, из гробницы Франсуа.
Рим, Музей Торлония.
9. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Этрурия.
Принесение в жертву троянских пленников.
II—I вв. до н. э.
Из Вульчи, из гробницы Франсуа.
Рим, Музей Торлония.
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Скульптурная группа «Наказание Дирки», известная как «Бык Фарнезе».
Мелкозернистый азийский белый мрамор с желтым оттенком (античные части).
Римская копия кон. II — нач. III в. н. э. эллинистического оригинала 160—50 гг. до н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА