Словарь античности

КАТОН.


1. Марк Пор­ций Цен­зо­рий, про­зван­ный Стар­шим, родил­ся в 234 в Туску­ле, умер в 149 до н. э., кон­сер­ва­тив­ный рим­ский поли­ти­че­ский дея­тель; юно­шей участ­во­вал в сра­же­нии у Тра­зи­мен­ско­го озе­ра (217) и бит­вах под коман­дой Фабия Мак­си­ма. Участ­во­вал в похо­де Сци­пи­о­на в Афри­ку (204). В том же году назна­чен кве­сто­ром в Сици­лии; в 199 стал эди­лом, в 198 — пре­то­ром. В 195, будучи кон­су­лом, пода­вил вос­ста­ние в Испа­нии. В 191 победо­нос­но сра­жал­ся с Антиохом III при Фер­мо­пи­лах. Катон высту­пал про­тив гре­че­ско­го вли­я­ния в Риме. Когда в 155 до н. э. туда при­бы­ла груп­па гре­че­ских фило­со­фов и Кар­не­ад про­де­мон­стри­ро­вал при­ме­ни­мость уче­ния о веро­ят­но­сти в реаль­ной жиз­ни, Катон счел это настоль­ко опас­ным, что потре­бо­вал немед­лен­но­го отъ­езда деле­га­ции. Извест­ность Катон при­об­рел бла­го­да­ря сво­ей дея­тель­но­сти на посту цен­зо­ра в 184 (отсюда про­зви­ще Цен­зо­рий). Стре­мясь к воз­вра­ту преж­ней стро­го­сти рим­ских пра­вил и обы­ча­ев, Катон очи­стил сенат и всад­ни­че­ство от недо­стой­ных, про­даж­ных чле­нов, про­вел в жизнь закон о нало­ге на рос­кошь и наме­ре­вал­ся тем самым укре­пить и ста­би­ли­зи­ро­вать власть рим­ско­го наро­да. Его эко­но­ми­че­ская поли­ти­ка была направ­ле­на глав­ным обра­зом на повы­ше­ние рен­та­бель­но­сти сред­них сель­ских рабо­вла­дель­че­ских хозяйств типа вилл, совер­шен­ст­во­ва­ние сель­ско­хо­зяй­ст­вен­но­го труда, для чего им был на месте изу­чен соот­вет­ст­ву­ю­щий кар­фа­ген­ский опыт и отда­но рас­по­ря­же­ние о пере­во­де на латин­ский язык сель­ско­хо­зяй­ст­вен­ных трудов кар­фа­ген­ца Маго­на. Во внеш­ней поли­ти­ке Катон неиз­мен­но тре­бо­вал раз­ру­ше­ния Кар­фа­ге­на, видя в нем глав­но­го поли­ти­че­ско­го и эко­но­ми­че­ско­го кон­ку­рен­та Рима. Сохра­ни­лось пре­да­ние, прав­да не под­твер­жден­ное антич­ны­ми источ­ни­ка­ми, что Катон, о чем бы ему ни при­хо­ди­лось выска­зы­вать свое мне­ние в сена­те, при­бав­лял: «А кро­ме того, я пола­гаю, что Кар­фа­ген не дол­жен суще­ст­во­вать» («Ce­te­rum cen­seo Car­tha­gi­nem es­se de­len­dam»). В эко­но­ми­че­ских взглядах Като­на отра­зи­лись укреп­ля­ю­щи­е­ся товар­но-денеж­ные отно­ше­ния в Риме, тен­ден­ция к росту тор­гов­ли и ростов­щи­че­ско­го капи­та­ла, а так­же воз­ник­шая в хозяй­ст­вен­ной сфе­ре кон­ку­рен­ция. В обла­сти лите­ра­ту­ры ему при­пи­сы­ва­ет­ся сла­ва осно­во­по­лож­ни­ка латин­ской про­зы. Его сочи­не­ние «Про­ис­хож­де­ние» («Ori­gi­nes») в 7 кни­гах (сохра­ни­лись толь­ко фраг­мен­ты) охва­ты­ва­ло пери­од, начи­ная от ран­ней исто­рии Рима и ита­лий­ских пле­мен до вре­мен авто­ра. До нас дошли так­же фраг­мен­ты неко­то­рых из его мно­го­чис­лен­ных речей. Для сво­его сына Катон напи­сал учеб­ни­ки по меди­цине, рито­ри­ке, пра­ву, сель­ско­му хозяй­ству и воен­но­му искус­ству. Пол­но­стью сохра­нил­ся лишь его труд «О сель­ском хозяй­стве» («De ag­ri cul­tu­ra»). Перу Като­на оши­боч­но при­пи­сы­ва­лось сочи­не­ние «Dic­ta (Dis­ti­cha) Ca­to­nis» напи­сан­ное, види­мо, в 3 в. н. э. и полу­чив­шее широ­кое рас­про­стра­не­ние в сред­ние века как учеб­ник.


2. Марк Пор­ций, назван­ный Ути­че­ским или Млад­шим, пра­внук Като­на Стар­ше­го (95—46 до н. э.); изу­чал в Риме фило­со­фию; при­вер­же­нец стои­че­ско­го уче­ния; пред­став­лял инте­ре­сы опти­ма­тов. В 72 Катон вме­сте с вой­ска­ми Крас­са сра­жал­ся про­тив Спар­та­ка; в 62 в каче­стве три­бу­на голо­со­вал в сена­те с кон­су­лом Цице­ро­ном за казнь участ­ни­ков заго­во­ра Кати­ли­ны. Катон, высту­пая за сохра­не­ние ари­сто­кра­ти­че­ской рес­пуб­ли­ки, видел в Цеза­ре опас­ней­ше­го вра­га и реши­тель­ным обра­зом объ­явил себя его про­тив­ни­ком. В 49, с нача­ла граж­дан­ской вой­ны, вынуж­ден был бежать, спа­са­ясь от Цеза­ря, через Сици­лию, Родос и Кире­ну в Ути­ку (Север­ная Афри­ка), где в 46 после пора­же­ния при Тап­се решил­ся на доб­ро­воль­ную смерть, бро­сив­шись на соб­ст­вен­ный меч. Катон — ярост­ный побор­ник Рим­ской рес­пуб­ли­ки как государ­ст­вен­ной фор­мы прав­ле­ния — счи­тал­ся позд­нее про­тив­ни­ком еди­но­вла­стия. Сво­им совре­мен­ни­кам казал­ся само­до­воль­ным поли­ти­ком и док­три­не­ром. Несмот­ря на это, его вли­я­ние было столь огром­ным, что Цезарь вынуж­ден был напи­сать 2 пам­фле­та, направ­лен­ных про­тив про­слав­ле­ния Като­на его сто­рон­ни­ка­ми, в первую оче­редь Цице­ро­ном.

См. также:
КАТОН (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ДРЕПАНИЙ • КИНЕФ • ДОСИФЕЙ МАГИСТР • ДОССЕНН •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Портрет Марка Порция Катона Утического?
Мрамор. Сер. I в. до н. э.
Копенгаген, Новая Карлсбергская глиптотека.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Портрет Марка Порция Катона Утического?
Мрамор. Сер. I в. до н. э.
Копенгаген, Новая Карлсбергская глиптотека.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Портрет Марка Порция Катона Утического?
Мрамор. Сер. I в. до н. э.
Копенгаген, Новая Карлсбергская глиптотека.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Бюст Марка Порция Катона Утического.
Бронза.
Конец I в. до н. э.
Рабат (Марокко), Археологический музей.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Бюст Марка Порция Катона Утического.
Бронза.
I в. до н. э.
Рабат (Марокко), Археологический музей.
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Бюст Марка Порция Катона Утического.
Бронза.
I в. до н. э. — I в. н. э.
Рабат (Марокко), Археологический музей.
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Бюст Марка Порция Катона Утического.
Бронза.
I в. до н. э. — I в. н. э.
Рабат (Марокко), Археологический музей.
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Бюст Марка Порция Катона Утического.
Бронза.
I в. до н. э. — I в. н. э.
Рабат (Марокко), Археологический музей.
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Бюст Марка Порция Катона Утического.
Бронза.
I в. до н. э. — I в. н. э.
Рабат (Марокко), Археологический музей.
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Мужской портрет.
Мрамор. I в. до н. э.
Рим, Капитолийские музеи, Новый дворец, Зал голубей.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА