Словарь античности

КИФАРА (греч.), один из самых рас­про­стра­нен­ных струн­ных щип­ко­вых музы­каль­ных инстру­мен­тов антич­ной Гре­ции. Кор­пус дере­вян­ный, плос­кий, с пря­мы­ми или фигур­ны­ми очер­та­ни­я­ми. По бокам име­лись 2 стой­ки, обыч­но слег­ка изо­гну­тые, соеди­нен­ные навер­ху пере­кла­ди­ной. К кор­пу­су кре­пи­лись стру­ны. Чис­ло струн кифа­ры посте­пен­но уве­ли­чи­ва­лось с 4 (8 в. до н. э.) до 7 (7 в. до н. э.) и нако­нец достиг­ло 10—12 (5 в. до н. э.). Пер­во­на­чаль­но ее зву­ча­ние не име­ло полу­то­нов. При­ме­ня­лась как соль­ный или акком­па­ни­ру­ю­щий пению инстру­мент. На кифа­ре игра­ли стоя, дер­жа ее перед гру­дью; при этом левой рукой испол­ня­лась, оче­вид­но, мело­дия, а пра­вая, в кото­рой был плектр, дела­ла рит­ми­че­ские уда­ры по стру­нам. С помо­щью раз­лич­ных поло­же­ний паль­цев испол­ни­тель мог добить­ся более высо­ких зву­ков. Кифа­ра и лира (струн­ный инстру­мент, мень­ше кифа­ры) появи­лись из 4-струн­ной фор­мин­ги, инстру­мен­та пев­цов — испол­ни­те­лей эпо­са; Кифа­ра и лира счи­та­лись инстру­мен­та­ми Апол­ло­на в отли­чие от авло­са — инстру­мен­та Дио­ни­са.

См. также:
КИФАРА (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: КИМВАЛ, ЛИТАВРЫ • КИФАРА • ЛЮТНЯ • ГРИГОРИАНСКОЕ ПЕНИЕ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг с изображением музыкального состязания между музами и сиренами (деталь).
Мрамор. Третья четверть III в. н. э.
Нью-Йорк, Метрополитен-музей.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Аполлон кифаред.
Римская копия греческого образца конца II - начала I в. до н. э.
Мрамор.
Венеция, Национальный археологический музей.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Девять муз, Афина и Аполлон. Деталь: Полигимния, Евтерпа, Талия, Мельпомена, Эрато.
Рельеф фронтальной стенки саркофага.
Мрамор. II в. н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Аполлон.
Мрамор. Римская копия 117—130 гг. н. э. греческого оригинала IV в. до н. э.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Зал биги, 13.
5. СКУЛЬПТУРА. Великая Греция.
Делийская триада (Лето, Аполлон, Артемида). Т. н. малая метопа из храма Y в Селинунте.
Плотный известняк из Менфи.
560—550 гг. до н. э.
Палермо, Региональный археологический музей Антонио Салинаса.
6. ТОРЕВТИКА. Рим.
Персонификация Африки.
Фиала из Боскореале.
Золото, серебро. I в. н. э.
Париж, Лувр.
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг муз.
Белый мрамор. II в. н. э. Рим.
Рим, Церковь Сан-Крисогоно.
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Портрет умершего в щите в окружении гениев смерти, Океана, Теллус, Ахилла и Хирона. Рельеф с imago clipeata на саркофаге.
Белый мрамор. 2-я пол. III в.
Рим, Римский национальный музей, Термы Диоклетиана.
9. ГЛИПТИКА. Рим.
Аполлон.
Стекло.
Римская работа. II в.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг муз.
Белый мрамор.
Рим. 180—200 гг. н. э.
Вена, Музей истории искусств.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Асс, медь
Домициан
Рим, 88 г.
АВЕРС: IMP. CAES. DOMIT. AVG. GERM. P. M. TR. P. VIII CENS. PER. P. P. — голова Домициана, в лавровом венке, вправо.
РЕВЕРС: COS. XIIII LVD. SAEC. FEC. — Домициан, в тоге, с непокрытой головой, стоит влево, совершает жертвоприношение из патеры в правой руке над горящим алтарем, украшенным гирляндой; слева стоит почти фронтально музыкант, играющий на лире, правее стоит музыкант, играющий на флейте; на заднем плане шестиколонный храм с венком на фронтоне.
В обрезе: S. C.
2. AE, медь
Тиберий
СИРТИКА, Эя, 22—29 гг.
АВЕРС: TI. CAESAR AVGVSTVS — обнаженная голова Тиберия влево.
РЕВЕРС: Драпированный бюст Аполлона, в лавровом венке, вправо; перед ним лира, сзади — пунийское название города Эя (Wy’t) пунийскими буквами; все внутри лаврового венка.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА