Словарь античности

КОННИЦА. В гоме­ров­ское вре­мя у гре­ков не было кон­ни­цы и знат­ные люди сра­жа­лись на бое­вых колес­ни­цах. У спар­тан­цев пер­во­на­чаль­но было толь­ко три­ста всад­ни­ков цар­ской охра­ны; афи­няне во вре­ме­на Перик­ла име­ли кава­ле­рий­ский отряд из тыся­чи всад­ни­ков. Лишь начи­ная с Филип­па II Македон­ско­го и его сына Алек­сандра Македон­ско­го кон­ни­ца ста­но­вит­ся само­сто­я­тель­ным родом войск, исполь­зо­вав­шим­ся преж­де все­го для пре­сле­до­ва­ния раз­би­то­го про­тив­ни­ка; про­ис­хо­дят круп­но­мас­штаб­ные кон­ные сра­же­ния. В рим­ской армии с само­го нача­ла каж­до­му леги­о­ну при­да­ва­лась орга­ни­зо­ван­ная по тур­мам и деку­ри­ям кон­ни­ца. Вме­сте с тем все боль­шее зна­че­ние при­об­ре­та­ют, осо­бен­но со вре­ме­ни Цеза­ря, более круп­ные вспо­мо­га­тель­ные отряды, состав­лен­ные из кон­ни­цы союз­ных пле­мен. Глав­ной зада­чей этих отрядов была раз­вед­ка и пре­сле­до­ва­ние про­тив­ни­ка; в бою они обес­пе­чи­ва­ли флан­ги, а на мар­ше обра­зо­вы­ва­ли аван­гард лег­ко­во­ору­жен­ной пехоты. При­бли­зи­тель­но с 3 в. роль кон­ни­цы, осо­бен­но ката­фрак­та­ри­ев, воз­рас­та­ет.

См. также:
КОННИЦА (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ЭФИППИЙ • ЭПИБАТЫ, ЕПИБАТЫ • ГВАРДИЯ • ДОБЫЧА ВОЕННАЯ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг со сценой битвы римлян с варварами, известный как Малый саркофаг Лудовизи. Левая боковая панель.
Мрамор. 170—180 гг.
Рим, Римский национальный музей, Палаццо Альтемпс.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг со сценой битвы римлян с варварами, известный как Малый саркофаг Лудовизи. Фронтальная панель.
Мрамор.
170—180 гг.
Рим, Римский национальный музей, Палаццо Альтемпс.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг со сценой битвы римлян с варварами, известный как Малый саркофаг Лудовизи. Фронтальная панель (деталь).
Мрамор. 170—180 гг.
Рим, Римский национальный музей, Палаццо Альтемпс.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг со сценой битвы римлян с варварами, известный как Малый саркофаг Лудовизи. Фронтальная панель (деталь).
Мрамор. 170—180 гг.
Рим, Римский национальный музей, Палаццо Альтемпс.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг со сценой битвы римлян с варварами, известный как Малый саркофаг Лудовизи. Фронтальная панель (деталь).
Мрамор. 170—180 гг.
Рим, Римский национальный музей, Палаццо Альтемпс.
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг со сценой битвы римлян с варварами, известный как Малый саркофаг Лудовизи. Фронтальная панель (деталь).
Мрамор. 170—180 гг.
Рим, Римский национальный музей, Палаццо Альтемпс.
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Левая сторона постамента колонны Антонина Пия, вид в три четверти.
Белый италийский мрамор.
161 г.
Рим, Ватиканские музеи, Двор доспехов.
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Правая сторона постамента колонны Антонина Пия, вид в одну четверть.
Белый италийский мрамор.
161 г.
Рим, Ватиканские музеи, Двор доспехов.
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Левая сторона постамента колонны Антонина Пия.
Белый италийский мрамор.
161 г.
Рим, Ватиканские музеи, Двор доспехов.
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Левая сторона постамента колонны Антонина Пия: Decursio Equitum.
Белый италийский мрамор.
161 г.
Рим, Ватиканские музеи, Двор доспехов.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА