Ф. Любкер. Реальный словарь классических древностей

АРЕ́С, АРЕ́Й

Ἄρης, Mars, сын Зев­са и Геры (He­siod. theog. 922), у Гоме­ра — ярост­ный бог вой­ны, для кото­ро­го нет ниче­го при­ят­нее сра­же­ния, губи­тель­ной враж­ды и смер­то­убий­ства; он уна­сле­до­вал свар­ли­вый и неуступ­чи­вый харак­тер сво­ей мате­ри. Il. 5, 889. Нена­сыт­ный в бою и не раз­ли­чаю­щий пра­вых от вино­ва­тых, бро­са­ет­ся он от одной вою­ю­щей сто­ро­ны к дру­гой (ἀλ­λοπ­ρό­σαλ­λος) в сопут­ст­вии сво­ей сест­ры Эриды и сыно­вей Дей­ма и Фоба (страх и смя­те­ние). Он — нена­вист­ней­ший из богов даже для отца сво­его Зев­са, и Афи­на, боги­ня пра­виль­но­го боя — непри­ми­ри­мая про­тив­ни­ца Арея, посто­ян­но одер­жи­ваю­щая над ним верх. Il. 5, 840 слл. 20, 69. 21, 391 слл. Гоме­ров­ским пред­став­ле­ни­ям об этом боге сле­ду­ют, вооб­ще гово­ря, и гре­ки после­дую­щих вре­мен. Он по-преж­не­му пони­ма­ет­ся как бог-губи­тель, для кото­ро­го обык­но­вен­но все рав­но, за кого ни сра­жать­ся. Напро­тив, в позд­ней­шем гоме­ров­ском гимне Арею, отож­дествля­ю­щем это­го бога с пла­не­той того же име­ни, Арей назы­ва­ет­ся защи­той Олим­па, отцом доб­ле­стью добы­той победы, пособ­ни­ком Феми­ды; здесь он, сле­до­ва­тель­но, явля­ет­ся бор­цом за выс­шие инте­ре­сы. В древ­ней­шее, гоме­ров­ское вре­мя Арей был, может быть, хто­ни­че­ским, сти­хий­ным боже­ст­вом, спо­соб­ным при­чи­нять и бла­го, и гибель, и толь­ко впо­след­ст­вии в пред­став­ле­ни­ях об этом боже­стве полу­чи­ла пре­об­ла­да­ние губи­тель­ная сто­ро­на его харак­те­ра. Об этом хто­ни­че­ском Арее, насы­лаю­щем на греш­ных людей вой­ну и мор, гово­ри­лось, кажет­ся, осо­бен­но мно­го в древ­них фиван­ских пре­да­ни­ях, и, может быть, имен­но древ­ние, дого­ме­ров­ские твор­цы Фива­ид, вос­пе­вав­шие бед­ст­вен­ные вой­ны, нис­по­слан­ные на Фивы Аре­ем, впер­вые выра­бота­ли одно­сто­рон­нее пред­став­ле­ние об этом боже­стве как об истре­би­тель­ном боге вой­ны. Сага о заклю­че­нии Арея в око­вы Ало­ада­ми (см. Ἀλωάδαι) отно­сит­ся, надо пола­гать, к древ­ней­ше­му, сти­хий­но­му Арею.

Арей, могу­чий бог вой­ны, был и воз­люб­лен­ным Афро­ди­ты, с ней при­жил он Гар­мо­нию (Согла­сие), Эрота и Анте­рота, Дей­ма и Фоба.

Культ Арея был вооб­ще мало рас­про­стра­нен в Гре­ции; ред­ки были здесь и ста­туи это­го бога, чаще они встре­ча­лись у рим­лян. Вооб­ще, его изо­бра­жа­ли в виде силь­но­го юно­ши, с широ­кой гру­дью, силь­ны­ми пле­ча­ми и мрач­ны­ми чер­та­ми лица, со шле­мом на голо­ве.

С Аре­ем отож­дест­влен был рим­ский бог вой­ны, Марс (Ma­mers, Ma­vors). Это было одно из важ­ней­ших божеств рим­ской государ­ст­вен­ной рели­гии, состав­ляв­шее, вме­сте с Юпи­те­ром и Кви­ри­ном, три­а­ду воин­ст­вен­ных богов — хра­ни­те­лей государ­ства, к кото­рым взы­ва­ли о победе в сра­же­нии. Как отец Рому­ла, Марс был отцом воин­ст­вен­но­го рим­ско­го наро­да (Mars pa­ter, Marspi­ter) и помог ему при­об­ре­сти счаст­ли­вы­ми вой­на­ми гос­под­ство над миром. Пол­ко­во­дец, отправ­ля­ясь на вой­ну, шел к хра­му Мар­са и, потря­сая там свя­щен­ный щит и копье бога, гово­рил: «Бодр­ст­вуй, Марс!»

Как бог вой­ны, Марс имел про­зва­ния Gra­di­vus (высту­паю­щий на бой) и Qui­ri­nus (копье­нос­ный). Так как конь — помощ­ник чело­ве­ка на войне, то есте­ствен­но, что Марс же был покро­ви­те­лем кон­ских состя­за­ний. Так, 27 фев­ра­ля и в пер­вые дни мар­та меся­ца совер­ша­лись в честь его Equi­ria. Как гре­че­ский Арей из боже­ства, оли­це­тво­ря­ю­ще­го собой извест­ные силы при­ро­ды, посте­пен­но пре­вра­тил­ся в бога вой­ны, так и у рим­лян пред­став­ле­ние о Мар­се как боге вой­ны воз­ник­ло из дру­го­го, более широ­ко­го. Марс с древ­ней­ших вре­мен был так­же богом, сто­яв­шим в раз­но­об­раз­ных отно­ше­ни­ях к при­ро­де, охра­няв­шим не толь­ко людей от все­го вредо­нос­но­го, но так­же и поля — от опу­сто­ше­ния, ста­да — от чумы и вол­ков. Это­го-то покро­ви­те­ля полей при­зы­ва­ли Арваль­ские бра­тья в празд­ник боги­ни Dea Dia и зем­ледель­цы во вре­мя сво­их Амбарва­лий; напро­тив, в честь воин­ст­вен­но­го покро­ви­те­ля горо­да совер­ша­лось 1 мар­та шест­вие Сали­ев в самом горо­де. Спут­ни­ка­ми Мар­са были: супру­га его Нери­е­на (сила), Молы (бое­вые труды), Пал­лор и Павор (Δεῖ­μος и Φό­βος). Мар­су посвя­ще­ны были волк и дятел.

На рисун­ке пред­став­ля­ет­ся Арей, сняв­ший с себя воору­же­ние и отды­хаю­щий в спо­кой­ной позе; у ног его рез­вит­ся Эрот (ста­туя вил­лы Лудо­ви­зи).

См. также:
АРЕС (Словарь античности)
АРЕС, АРЕЙ (Мифы народов мира)
«Реаль­ный сло­варь клас­си­че­ских древ­но­стей по Люб­ке­ру». Изда­ние Обще­ства клас­си­че­ской фило­ло­гии и педа­го­ги­ки. СПб, 1885, с. 137—138.
См. по теме: ЭМАТИОН, ЕМАФИОН • ЭННОМ, ЕННОМ • ЭНТОРИЯ, ЕНТОРИЯ • ЭПАФ, ЕПАФ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Марс и Венера.
Фреска из Помпей (Дом Наказанной Любви, VII, 2, 23).
Третий стиль. Ок. 20 г. до н. э. — 50-е гг. н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей.
2. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Голова Ареса.
Мрамор. Римская работа по греческому оригиналу Алкамена ок. 420-х гг. до н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
3. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Голова Ареса.
Мрамор. Римская работа по греческому оригиналу Алкамена ок. 420-х гг. до н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
«Пирр», колоссальная статуя Марса.
Мрамор. Конец I в. н. э.
Рим, Капитолийские музеи, Новый дворец, Атрий.
5. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Голова Ареса.
Мрамор. Римская работа по греческому оригиналу Алкамена ок. 420-х гг. до н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
6. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА.
Геркулес и Минерва, изгоняющие Марса.
По рисунку П. П. Рубенса.
Виктор Вольфут Младший (1612—1652).
Холст, масло. 67 × 89 см.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Панель Луперкала.
Мрамор.
13—9 гг. до н. э.
Рим, Музей Алтаря мира Августа (Ara Pacis Augustae).
8. ТОРЕВТИКА.
Щит Ахилла.
Серебро.
Работа Рандла и Бриджа по эскизу Стофарда для Георга IV (1820—1830).
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Отправление императора на военную кампанию (profectio). Рельеф A из палаццо Канчеллерия в Риме.
Лунский мрамор. 81—96 гг. н. э.
Рим, Ватиканские музеи, Григорианский светский музей.
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Отправление императора на военную кампанию (profectio). Рельеф A из палаццо Канчеллерия в Риме.
Гипсовый слепок. Оригинал: лунский мрамор, 81—96 гг. н. э.
Рим, Палаццо делла Канчеллерия.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Аурей, золото
Квинтилл
Медиолан, 270 г.
АВЕРС: IMP. C. M. AVR. QVINTILLVS AVG. — драпированный бюст Квинтилла в лавровом венке и в доспехах, обращенный вправо.
РЕВЕРС: MARTI PAC. — Марс стоит, повернувшись влево, держа оливковую ветвь и копье наперевес.
В обрезе: P.
2. Дидрахма, медь
Бреттии, 208—203 гг. до н.э.
АВЕРС: Обращенная влево голова Ареса в коринфском шлеме с гребнем, украшенном грифоном и звездами.
РЕВЕРС: ΒΡΕΤΤΙΩΝ — Афина движется вправо, держа щит обеими руками, к ее плечу прислонено копье, справа букраний.
3. AE, медь
Каракалла
Сердика, 211—217 гг.
АВЕРС: ΑΥΤ. Κ. Μ. ΑΥΡΗ. ϹΕΒΗ. ΑΝΤΩΝΕΙΝΟϹ — бюст Каракаллы в лучистом венце вправо.
РЕВЕРС: ΟΥΛΠΙΑϹ ϹΕΡΔΙΚΗϹ — обнаженный Арес, в шлеме с гребнем, стоит фронтально, повернув голову вправо, держит копье в левой руке, на которую надет щит, правая рука понята к голове.
4. Аурей, золото
Север Александр
Рим, 230 г.
АВЕРС: IMP. SEV. ALEXAND. AVG. — бюст Александра Севера, в лавровом венке, с небольшой драпировкой на левом плече, обращенный вправо.
РЕВЕРС: P. M. TR. P. VIIII COS. III P. P. — Александр Север в образе Ромула (BMCRE: Ал. Сев. в обр. Ромула; RIC, RCTV: Ромул), в военной одежде, идет вправо, держа наперевес копье в правой руке и трофей на левом плече.
5. Денарий серрат, серебро
Нарбон, 118 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Ромы в крылатом аттическом шлеме, увенчанном головой грифона (BMCRR) или орла (MRR), с тройным козырьком, по краям ровным и не заостренным, на ней серьги из одной капли, вокруг C · MALLE · C · F, сзади X. Кайма из точек.
РЕВЕРС: Обнаженный бородатый галльский воин (MRR Domitia 17, Licinia 13, BMCRR, CRR: Битуит, царь арвернов; MRR Poblicia 1: Марс) в биге мчится вправо, держит щит, карникс и вожжи в левой руке и мечет копье правой рукой; в поле L · LIC · CN · DOM. Кайма из точек.
6. Денарий серрат, серебро
Нарбон, 118 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Ромы в крылатом аттическом шлеме, увенчанном головой грифона, с тройным заостренным козырьком, на ней серьги из одной капли, вокруг L · COSCO · M · F, сзади X. Кайма из точек.
РЕВЕРС: Обнаженный бородатый галльский воин (MRR, BMCRR, CRR: Битуит, царь арвернов) в биге мчится вправо, держит щит, карникс и вожжи в левой руке и мечет копье правой рукой; в поле L · LIC · CN · DOM (D отражена). Кайма из точек.
7. Денарий серрат, серебро
Нарбон, 118 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Ромы в крылатом аттическом шлеме, увенчанном головой грифона, с тройным заостренным козырьком, на ней серьги из одной капли, вокруг L · POMPONI· CN F, сзади X. Кайма из точек.
РЕВЕРС: Обнаженный бородатый галльский воин (MRR, BMCRR, CRR: Битуит, царь арвернов) в биге мчится вправо, держит щит, карникс и вожжи в левой руке и мечет копье правой рукой; в поле L · LIC · CN · DOM (D отражена). Кайма из точек.
8. Сестерций, медь
Нерон
Лугдун, 65 г.
АВЕРС: NERO CLAVD. CAESAR AVG. GER. P. M. TR. P. IMP. P. P. — голова Нерона в лавровом венке, обращенная влево; в точке опоры бюста небольшой земной шар.
РЕВЕРС: Вид триумфальной арки, изображенной фронтально, с венком, свисающим поперек нее с левой стороны; сверху император анфас в квадриге, сопровождаемый Викторией справа, стоящей анфас, держащей венок и пальмовую ветвь, и Пакс (Мир) слева, стоящей анфас, держащей кадуцей и рог изобилия; в нише стоит анфас статуя Марса, держащего копье в правой руке и круглый щит в левой; по краям слева и справа, немного ниже уровня квадриги, видны небольшие стоящие анфас фигуры солдат (?). Фасад и цоколь арки украшены искусными рельефами.
В поле, слева и справа: S. C.
9. Денарий серрат, серебро
Нарбон, 118 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Ромы в крылатом аттическом шлеме, увенчанном головой грифона (BMCRR) или орла (MRR), с тройным заостренным козырьком, на ней серьги из одной капли, вокруг L · PORCI LICI, сзади X. Кайма из точек.
РЕВЕРС: Обнаженный бородатый галльский воин (MRR, BMCRR, CRR: Битуит, царь арвернов) в биге мчится вправо, держит щит, карникс и вожжи в левой руке и мечет копье правой рукой; в поле L · LIC · CN · DOM. Кайма из точек.
10. Денарий серрат, серебро
Нарбон, 118 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Ромы вправо, в крылатом шлеме с фригийским гребнем, увенчанном головой грифона (BMCRR) или орла (MRR), с тройным заостренным козырьком, на ней серьги из одной капли и ожерелье, волосы лежат тремя растрепанными прядями, впереди M · AVRELI, сзади ROMA вниз и X. Кайма из точек.
РЕВЕРС: Обнаженный бородатый галльский воин (MRR, BMCRR, CRR: Битуит, царь арвернов) в биге мчится вправо, держит щит, карникс и вожжи в левой руке и мечет копье правой рукой; внизу SCAVRI; в поле L · LIC · CN · DOM (D отражена). Кайма из точек.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА