АРЕС, греческий бог войны, сын Зевса и Геры. Как жестокий бог разрушительных и многострадальных войн Арес был мало почитаем в народе. Его презирали даже остальные олимпийские боги, поэтому культ Ареса не получил большого распространения в Греции (в отличие от римского Марса, с которым он впоследствии отождествлялся). Существует миф о любви Ареса и Афродиты, которая родила сына Эрота. Культ Ареса — фракийского происхождения, берущий начало от бога войны эпохи бронзы, который под фракийским влиянием был микенизирован. Существование Ареса как божества в микенский период подтверждено. Среди скульптур, признанных изображениями Ареса, особую ценность представляют скульптуры 4 в. до н. э. Боргезийский Арес, римская копия с греческого оригинала позднего классического периода, отнесена Павсанием к творению Алкамена. Статуя изображает Ареса в шлеме (ранее и со щитом в руке) в исходной позиции для выпада. Людовизийский Арес в Римском музее терм, римская копия доэллинистической скульптуры 4 в., изображает бога сидящим с отложенным в сторону оружием. Обе скульптуры изображают Ареса молодым сильным мужчиной. Известны также скульптуры Ареса работы Торвальдсена, Кановы; полотна Боттичелли, Тинторетто, Рубенса, Рембрандта, Веласкеса и Коринта.
|
||
1.
Дидрахма, медь Бреттии, 208—203 гг. до н.э. | ||
АВЕРС: Обращенная влево голова Ареса в коринфском шлеме с гребнем, украшенном грифоном и звездами. РЕВЕРС: ΒΡΕΤΤΙΩΝ — Афина движется вправо, держа щит обеими руками, к ее плечу прислонено копье, справа букраний. | ||
2.
AE, медь Каракалла Сердика, 211—217 гг. | ||
АВЕРС: ΑΥΤ. Κ. Μ. ΑΥΡΗ. ϹΕΒΗ. ΑΝΤΩΝΕΙΝΟϹ — бюст Каракаллы в лучистом венце вправо. РЕВЕРС: ΟΥΛΠΙΑϹ ϹΕΡΔΙΚΗϹ — обнаженный Арес, в шлеме с гребнем, стоит фронтально, повернув голову вправо, держит копье в левой руке, на которую надет щит, правая рука понята к голове. |