Словарь античности

АРЕС, гре­че­ский бог вой­ны, сын Зев­са и Геры. Как жесто­кий бог раз­ру­ши­тель­ных и мно­го­стра­даль­ных войн Арес был мало почи­та­ем в наро­де. Его пре­зи­ра­ли даже осталь­ные олим­пий­ские боги, поэто­му культ Аре­са не полу­чил боль­шо­го рас­про­стра­не­ния в Гре­ции (в отли­чие от рим­ско­го Мар­са, с кото­рым он впо­след­ст­вии отож­дествлял­ся). Суще­ст­ву­ет миф о люб­ви Аре­са и Афро­ди­ты, кото­рая роди­ла сына Эрота. Культ Аре­са — фра­кий­ско­го про­ис­хож­де­ния, беру­щий нача­ло от бога вой­ны эпо­хи брон­зы, кото­рый под фра­кий­ским вли­я­ни­ем был мике­ни­зи­ро­ван. Суще­ст­во­ва­ние Аре­са как боже­ства в микен­ский пери­од под­твер­жде­но. Сре­ди скульп­тур, при­знан­ных изо­бра­же­ни­я­ми Аре­са, осо­бую цен­ность пред­став­ля­ют скульп­ту­ры 4 в. до н. э. Бор­ге­зий­ский Арес, рим­ская копия с гре­че­ско­го ори­ги­на­ла позд­не­го клас­си­че­ско­го пери­о­да, отне­се­на Пав­са­ни­ем к тво­ре­нию Алка­ме­на. Ста­туя изо­бра­жа­ет Аре­са в шле­ме (ранее и со щитом в руке) в исход­ной пози­ции для выпа­да. Людо­ви­зий­ский Арес в Рим­ском музее терм, рим­ская копия доэл­ли­ни­сти­че­ской скульп­ту­ры 4 в., изо­бра­жа­ет бога сидя­щим с отло­жен­ным в сто­ро­ну ору­жи­ем. Обе скульп­ту­ры изо­бра­жа­ют Аре­са моло­дым силь­ным муж­чи­ной. Извест­ны так­же скульп­ту­ры Аре­са работы Торвальд­се­на, Кано­вы; полот­на Бот­ти­чел­ли, Тин­то­рет­то, Рубен­са, Рем­бранд­та, Велас­ке­са и Корин­та.

См. также:
АРЕС, АРЕЙ (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
АРЕС, АРЕЙ (Мифы народов мира)
Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ЭНИО, ЕНИО • ЭМПУСА, ЕМПУЗА • ЭНАРЕТА, ЕНАРЕТА • ЭНКЕЛАД, ЕНКЕЛАД •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Арес (т. н. «Арес Лудовизи»).
Римская копия II в. н. э. греческого образца II в. до н. э., предположительно, работы Скопаса Младшего. Реставрирован Джанлоренцо Бернини в 1622 г.
Пентелийский мрамор, реставрация каррарским мрамором.
Рим, Римский национальный музей, Палаццо Альтемпс.
2. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Голова Ареса.
Мрамор. Римская работа по греческому оригиналу Алкамена ок. 420-х гг. до н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Марс.
Мраморный рельеф. Голова — II в. н. э. Бюст — XVI в.
Рим, Римский национальный музей, Палаццо Альтемпс.
4. ТОРЕВТИКА.
Щит Ахилла.
Серебро.
Работа Рандла и Бриджа по эскизу Стофарда для Георга IV (1820—1830).
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Марс. Деталь.
Мраморный рельеф. Голова — II в. н. э. Бюст — XVI в.
Рим, Римский национальный музей, Палаццо Альтемпс.
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Панель Луперкала.
Мрамор.
13—9 гг. до н. э.
Рим, Музей Алтаря мира Августа (Ara Pacis Augustae).
7. КЕРАМИКА. Греция.
Ваза Франсуа: сторона AB, со сценами свадьбы Пелея; процессия богов (Зевс и Гера).
Чернофигурный волютный кратер. Аттика.
Ок. сер. VI в. до н. э.
Флоренция, Национальный археологический музей.
8. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Марс и Венера.
Фреска из Помпей (Дом Наказанной Любви, VII, 2, 23).
Третий стиль. Ок. 20 г. до н. э. — 50-е гг. н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей.
9. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Свадьба Марса-Александра и Афродиты-Роксаны.
Фреска раннего IV стиля из Помпей (Дом Золотого браслета, VI. 17. 42).
Неаполь, Национальный археологический музей.
10. КЕРАМИКА. Великая Греция.
Патера для жертвенных возлияний.
Греция, Южная Италия, Кампания.
Терракота, черная глазурь. III в. до н. э.
Нью-Йорк, Метрополитен-музей.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Дидрахма, медь
Бреттии, 208—203 гг. до н.э.
АВЕРС: Обращенная влево голова Ареса в коринфском шлеме с гребнем, украшенном грифоном и звездами.
РЕВЕРС: ΒΡΕΤΤΙΩΝ — Афина движется вправо, держа щит обеими руками, к ее плечу прислонено копье, справа букраний.
2. AE, медь
Каракалла
Сердика, 211—217 гг.
АВЕРС: ΑΥΤ. Κ. Μ. ΑΥΡΗ. ϹΕΒΗ. ΑΝΤΩΝΕΙΝΟϹ — бюст Каракаллы в лучистом венце вправо.
РЕВЕРС: ΟΥΛΠΙΑϹ ϹΕΡΔΙΚΗϹ — обнаженный Арес, в шлеме с гребнем, стоит фронтально, повернув голову вправо, держит копье в левой руке, на которую надет щит, правая рука понята к голове.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА