КРЕСТЬЯНИН. В условиях древневосточного общества греческий крестьянин был свободен от какого-либо принуждения при обработке общинных земельных угодий. Как свободный парцеллярный крестьянин, он полностью распоряжался своей земельной собственностью, которая составляла примерно 4—5 га пашни. Помимо этого, занимался скотоводством на обширных горных лугах. Все это требовало применения молодой крепкой рабочей силы, которой были дети крестьянина, или принадлежавшие ему рабы. Им, как правило, вменялся в обязанность тяжелый земледельческий труд, в то время как сам крестьянин предпочитал вести свободную кочевую жизнь пастуха. Одновременно крестьяне составляли также и основу обороноспособности городских общин и пользовались в связи с этим правами полноправных граждан греческих полисов. По своему социальному положению крестьянин занимал место ниже аристократии и получавших по сравнению с ним более высокие доходы судовладельцев. Постепенно и городское ремесленничество потеснило в социальной иерархии крестьянина, который вследствие развивающихся денежно-кредитных отношений все в большей степени попадал в долговую и тем самым в личную зависимость. Солону в Афинах удалось предотвратить подобные кризисные явления, объявив крестьян свободным от долговых обязательств. По мнению Солона, участок крестьянина-земледельца должен был приносить 150 четвериков урожая и состоять из 4—5 га пашни, 4—5 га пара и дополнительно из 10—15 га луговых угодий. Однако, несмотря на принятые законы, аграрные кризисы периодически повторялись. При Писистратидах выход из создавшегося положения в Афинах, казалось, был найден: ограничить выращиваемые сельскохозяйственные культуры ценными и дорогостоящими оливками, виноградом, инжиром и фруктовыми деревьями. Благодаря этому крупнейший из греческих полисов превратился в экспортера этой продукции, но одновременно стал зависимым от импорта зерна. Начиная примерно с 450 до н. э., когда исчезла возможность отправлять колонистов в необжитые районы и тем самым способствовать отделению от крестьянских семей тех их членов, которые не наследовали имущество отца, резко обострились противоречия, связанные с дележом семейного наследства. В отличие от греческого сельскохозяйственного уклада в Спарте аграрную основу составлял не крестьянский двор, а господская усадьба с использованием труда государственных крепостных — илотов. Также и эта система не смогла избежать кризисов (после 464 до н. э.), илоты не были способны создать крепкое крестьянское хозяйство. Угроза нападения соседних враждебных народов часто вынуждала крестьян в колониях отказываться от своего привычного занятия и, укрывшись за надежными крепостными городскими стенами, браться за ремесленный труд, который к тому же обеспечивал и более высокий доход. По этой причине греческие колонии никогда не охватывали больших территорий, а представляли собой, как правило, небольшие по площади поселения. Отсутствие возможности наладить свое хозяйство в колониях наряду со все возрастающей куплей крестьянских земель городской аристократией повлекло за собой потерю крестьянами своих прежних позиций, к тому же усугубленную тем фактом, что оборонительные функции отошли от крестьян к наемникам. Однако это не означало полного исчезновения крестьянина или его окончательного руинирования, потому что общественные отношения оставались, как и прежде, аграрными. Свободный крестьянин, показанный Гесиодом трудолюбивым и прилежным работником, предстает после периода великих войн обнищавшим, в значительной степени отстраненным от городской культурной жизни и зачастую высмеиваемым городскими жителями землепашцем, влачащим жалкое существование. Хотя им и были усовершенствованы орудия труда и методы хозяйствования, а также достигнуты значительные успехи в разведении новых культур, он и в эпоху эллинизма не смог утвердиться ни экономически, ни социально. Правда, поэзия того времени идеализировала сельскую жизнь (больше труд пастуха, чем крестьянина), создавая видимость некой идиллии. Тем самым она противоречила господствовавшим государственно-философским воззрениям, которые принижали значение физического труда и по сути своей рассматривали крестьянина уже не как полноправного гражданина. В Древнем Риме крестьянин сохранял свои социальные позиции полноправного гражданина на протяжении более длительного времени, чем в Греции. Благоприятные почвенные условия способствовали развитию крепкого крестьянского хозяйства. Не последнюю роль играл также тот факт, что до 150 до н. э. на Италийском полуострове сохранялось достаточное количество необжитых площадей, пригодных для возделывания и последующего заселения, что устраняло необходимость в создании заморских колоний. Однако дальнейшее стремительное развитие латифундий и возникновение связанного с ними нового типа сельскохозяйственного уклада, первоначально на Сицилии, а затем и во всей Италии, привело почти к полному вытеснению крестьянского труда рабским трудом и вызвало еще более значительные кризисные явления, чем в Греции. Прогрессирующее обнищание народных масс вынудило Тиберия Гракха принять аграрный закон, предусматривающий следующие ограничения: никто не должен иметь в своем пользовании более 500 югеров общественной земли, остальная же земля (примерно по 7, 5 га на каждый крестьянский двор) должна быть разделена между бедными гражданами, которые не имели права отчуждать полученные участки, чтобы они снова не попали путем купли в руки крупных землевладельцев. Но реформа не принесла ожидаемых результатов. Небольшие крестьянские наделы не были в состоянии обеспечить сколько-нибудь значительный доход. Что касалось идеологических концепций, то они рассматривали Рим как крестьянское государство и проповедовали уважительное отношение к крестьянскому труду. В отличие от Греции в Риме, как и в Карфагене, получила развитие специальная литература, отразившая в достаточно полном объеме крестьянскую практику. Однако не следует упускать из внимания тот факт, что в поздний период Римской республики крестьянин был вытеснен арендатором.