Словарь античности

КРИТ, ост­ров на юге Эгей­ско­го моря, пло­ща­дью 8,3 км2. Дли­на с запа­да на восток 260 км, шири­на — от 12 до 57 км; зани­ма­ет выгод­ное гео­гра­фи­че­ское поло­же­ние, нахо­дясь в 100 км от Пело­пон­не­са и в 170 км от Кире­ны. Вдоль ост­ро­ва тянут­ся извест­ко­вые горы с раз­ви­тым кар­стом, состо­я­щие из трех мас­си­вов: на запа­де — мас­сив Белые горы (Лев­ка), в цен­тре — Ида (Ипси­ло­ри­тис), на восто­ке — мас­сив Ласи­ти. Меж­ду гор­ны­ми мас­си­ва­ми нахо­дят­ся плос­ко­го­рья; для сель­ско­го хозяй­ства при­год­на толь­ко пятая часть общей пло­ща­ди. На юге горы кру­то обры­ва­ют­ся к бере­гу, лишен­но­му гава­ней. Здесь в гор­ный мас­сив вре­за­ет­ся толь­ко Мес­сар­ская рав­ни­на, на кото­рой нахо­дят­ся антич­ные горо­да — Гор­ти­на, Фест и Агиа Три­а­да. Север­ный берег ост­ро­ва име­ет мно­го зали­вов; юры плав­но пере­хо­дят в рав­ни­ну. Неда­ле­ко от совре­мен­но­го пор­то­во­го г. Герак­ли­он (Ирак­ли­он) нахо­дят­ся построй­ки Кнос­ско­го двор­ца (миной­ская эпо­ха). С 2600 до н. э. Крит испы­ты­вал на себе вли­я­ние более раз­ви­той куль­ту­ры Егип­та, Ближ­не­го Восто­ка и Тро­ады. Кри­тяне позна­ко­ми­лись с обра­бот­кой метал­ла, что спо­соб­ст­во­ва­ло раз­ви­тию ремес­ла; удоб­ное гео­гра­фи­че­ское поло­же­ние дела­ет Крит цен­тром мор­ской тор­гов­ли. Жите­ли Кри­та (они не были индо­ев­ро­пей­ца­ми) явля­лись носи­те­ля­ми т. н. миной­ской куль­ту­ры, древ­ней­шей в Евро­пе (2600 до н. э. — 1150 до н. э.), ока­зав­шей огром­ное воздей­ст­вие на куль­ту­ру дру­гих стран и наро­дов. Наи­выс­ший рас­цвет миной­ской куль­ту­ры при­хо­дит­ся на 19—18 вв. до н. э. и на конец 17 в. Осно­вой крит­ско­го государ­ства было двор­цо­вое хозяй­ство, кото­рое дер­жа­лось на экс­плуа­та­ции зави­си­мых зем­ледель­цев и ремес­лен­ни­ков при­ви­ле­ги­ро­ван­ной зна­тью. Двор­цо­вое хозяй­ство сле­ду­ет, оче­вид­но, счи­тать спо­со­бом про­из­вод­ства, харак­тер­ным для Древ­не­го Восто­ка, одна­ко состо­я­ние источ­ни­ков не поз­во­ля­ет сде­лать это со всей опре­де­лен­но­стью. Око­ло 1400 и 1200 до н. э. двор­цо­вые построй­ки Кри­та под­верг­лись раз­ру­ше­нию. Мно­го­чис­лен­ные свиде­тель­ства (в том чис­ле и харак­тер линей­но­го пись­ма Б) поз­во­ля­ют пола­гать, что с середи­ны 15 в. до н. э. Кри­том пра­ви­ли гре­ки. С 11 в. до н. э. нача­лось про­ник­но­ве­ние дорий­цев на Крит, а остат­ки искон­но­го, догре­че­ско­го насе­ле­ния (этео­кри­тяне) отсту­пи­ли на восточ­ные ост­ро­ва. Дорий­ские горо­да вплоть до элли­ни­сти­че­ской эпо­хи, сохра­ня­ли свои древ­ней­шие чер­ты. В даль­ней­шем Крит ока­зы­ва­ет­ся на пери­фе­рии исто­рии гре­че­ско­го мира. Ни в гре­ко-пер­сид­ских вой­нах, ни в Пело­пон­нес­ской войне он уча­стия не при­ни­мал. В 1 в. до н. э. Крит слу­жил опор­ным пунк­том для пира­тов, а пото­му рим­ляне под пред­во­ди­тель­ст­вом Квин­та Метел­ла после двух­лет­ней борь­бы (69—67 до н. э.) захва­ти­ли его. С это­го вре­ме­ни Крит (сов­мест­но с Кире­ной) стал рим­ской про­вин­ци­ей.

См. также:
КРИТ (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ЭЛЕФАНТИНА, ЕЛЕФАНТИНА • ДИА, ДИЯ • ЭЛЬБО, ЕЛЬБО • ДУЛИХИЙ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. МОЗАИКА. Греция.
Тесей и Минотавр.
Вилла Тесея.
Конец III — начало IV вв. н. э., реставрация конца IV в. н. э.
Кипр.
Пафос, Археологический парк.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Женский портрет.
Мрамор.
2-я половина II в. н. э.
Стамбул, Археологический музей.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Женский портрет.
Мрамор.
2-я половина II в. н. э.
Стамбул, Археологический музей.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Женский портрет.
Мрамор.
2-я половина II в. н. э.
Стамбул, Археологический музей.
5. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА.
Пастушеская сцена (Младенец Юпитер на острове Крит).
Николас (Клас) Питерс Берхем (1620—1683).
Холст, масло. Ок. 1680 г. 92 × 87 см.
Справа внизу подпись: N. Berchem
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА