Словарь античности

КРИТ, ост­ров на юге Эгей­ско­го моря, пло­ща­дью 8,3 км2. Дли­на с запа­да на восток 260 км, шири­на — от 12 до 57 км; зани­ма­ет выгод­ное гео­гра­фи­че­ское поло­же­ние, нахо­дясь в 100 км от Пело­пон­не­са и в 170 км от Кире­ны. Вдоль ост­ро­ва тянут­ся извест­ко­вые горы с раз­ви­тым кар­стом, состо­я­щие из трех мас­си­вов: на запа­де — мас­сив Белые горы (Лев­ка), в цен­тре — Ида (Ипси­ло­ри­тис), на восто­ке — мас­сив Ласи­ти. Меж­ду гор­ны­ми мас­си­ва­ми нахо­дят­ся плос­ко­го­рья; для сель­ско­го хозяй­ства при­год­на толь­ко пятая часть общей пло­ща­ди. На юге горы кру­то обры­ва­ют­ся к бере­гу, лишен­но­му гава­ней. Здесь в гор­ный мас­сив вре­за­ет­ся толь­ко Мес­сар­ская рав­ни­на, на кото­рой нахо­дят­ся антич­ные горо­да — Гор­ти­на, Фест и Агиа Три­а­да. Север­ный берег ост­ро­ва име­ет мно­го зали­вов; юры плав­но пере­хо­дят в рав­ни­ну. Неда­ле­ко от совре­мен­но­го пор­то­во­го г. Герак­ли­он (Ирак­ли­он) нахо­дят­ся построй­ки Кнос­ско­го двор­ца (миной­ская эпо­ха). С 2600 до н. э. Крит испы­ты­вал на себе вли­я­ние более раз­ви­той куль­ту­ры Егип­та, Ближ­не­го Восто­ка и Тро­ады. Кри­тяне позна­ко­ми­лись с обра­бот­кой метал­ла, что спо­соб­ст­во­ва­ло раз­ви­тию ремес­ла; удоб­ное гео­гра­фи­че­ское поло­же­ние дела­ет Крит цен­тром мор­ской тор­гов­ли. Жите­ли Кри­та (они не были индо­ев­ро­пей­ца­ми) явля­лись носи­те­ля­ми т. н. миной­ской куль­ту­ры, древ­ней­шей в Евро­пе (2600 до н. э. — 1150 до н. э.), ока­зав­шей огром­ное воздей­ст­вие на куль­ту­ру дру­гих стран и наро­дов. Наи­выс­ший рас­цвет миной­ской куль­ту­ры при­хо­дит­ся на 19—18 вв. до н. э. и на конец 17 в. Осно­вой крит­ско­го государ­ства было двор­цо­вое хозяй­ство, кото­рое дер­жа­лось на экс­плуа­та­ции зави­си­мых зем­ледель­цев и ремес­лен­ни­ков при­ви­ле­ги­ро­ван­ной зна­тью. Двор­цо­вое хозяй­ство сле­ду­ет, оче­вид­но, счи­тать спо­со­бом про­из­вод­ства, харак­тер­ным для Древ­не­го Восто­ка, одна­ко состо­я­ние источ­ни­ков не поз­во­ля­ет сде­лать это со всей опре­де­лен­но­стью. Око­ло 1400 и 1200 до н. э. двор­цо­вые построй­ки Кри­та под­верг­лись раз­ру­ше­нию. Мно­го­чис­лен­ные свиде­тель­ства (в том чис­ле и харак­тер линей­но­го пись­ма Б) поз­во­ля­ют пола­гать, что с середи­ны 15 в. до н. э. Кри­том пра­ви­ли гре­ки. С 11 в. до н. э. нача­лось про­ник­но­ве­ние дорий­цев на Крит, а остат­ки искон­но­го, догре­че­ско­го насе­ле­ния (этео­кри­тяне) отсту­пи­ли на восточ­ные ост­ро­ва. Дорий­ские горо­да вплоть до элли­ни­сти­че­ской эпо­хи, сохра­ня­ли свои древ­ней­шие чер­ты. В даль­ней­шем Крит ока­зы­ва­ет­ся на пери­фе­рии исто­рии гре­че­ско­го мира. Ни в гре­ко-пер­сид­ских вой­нах, ни в Пело­пон­нес­ской войне он уча­стия не при­ни­мал. В 1 в. до н. э. Крит слу­жил опор­ным пунк­том для пира­тов, а пото­му рим­ляне под пред­во­ди­тель­ст­вом Квин­та Метел­ла после двух­лет­ней борь­бы (69—67 до н. э.) захва­ти­ли его. С это­го вре­ме­ни Крит (сов­мест­но с Кире­ной) стал рим­ской про­вин­ци­ей.

См. также:
КРИТ (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ЭЛЕФАНТИНА, ЕЛЕФАНТИНА • ДИА, ДИЯ • ЭЛЬБО, ЕЛЬБО • ДУЛИХИЙ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. МОЗАИКА. Греция.
Тесей и Минотавр.
Вилла Тесея.
Конец III — начало IV вв. н. э., реставрация конца IV в. н. э.
Кипр.
Пафос, Археологический парк.
2. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА.
Пастушеская сцена (Младенец Юпитер на острове Крит).
Николас (Клас) Питерс Берхем (1620—1683).
Холст, масло. Ок. 1680 г. 92 × 87 см.
Справа внизу подпись: N. Berchem
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Женский портрет.
Мрамор.
2-я половина II в. н. э.
Стамбул, Археологический музей.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Женский портрет.
Мрамор.
2-я половина II в. н. э.
Стамбул, Археологический музей.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Женский портрет.
Мрамор.
2-я половина II в. н. э.
Стамбул, Археологический музей.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА