КРИТ
[1] Creta, Κρήτη, у греков еще ныне Крити, по-турецки Кирид или Кандиа, самый большой греческий остров, к югу от Кикладских островов, простирается с запада на восток в длину на 35 миль, а ширина меняется от 7 до 2 миль; поверхность его равняется 190 кв. милям.
Высокая горная цепь, разбитая на 4 части, проходит через остров с востока на запад. Промежутки служат путями сообщения между севером и югом, так что остров самой природой делится на средний, западный и восточный Крит. На западе находятся Белые горы (τὰ λευκὰ ὄρη), вышиною в 7000ʹ, н. Monti Levki или Madaras, перед которыми к северу лежит гора Берекинф и, кроме того, отроги и мысы: Корик (н. Capo Grabusa), Титир или Диктинней (Δικτύνναιον) с Псаком (Ψάκον, н. C. Spada), с храмом Артемиды-Диктинны или Βριτόμαρτις, которая в этом месте кинулась в море, чтобы спастись от объятий Миноя; далее, мысы Киамон и Дрепан (Κυαμών и Δρέπανον).
В середине возвышается главная вершина острова Ἴδη или Ἰδαῖον, н. Psiloritis, вышиною в 7200ʹ, обыкновенно покрытая снегом; перед нею к северу мыс Дион (н. Dia) и к северо-западу горный кряж Киндрий или Кедрий (Κίνδριος). На востоке находится гора Δίκτη (н. Lasithi), прославившаяся поклонением Зевсу; она оканчивается к северу мысом Самонием (Σαμώνιον или Σαλμώνιον, н. C. Sidero). На южном берегу находятся с востока на запад следующие мысы: Ампелос, Ерифрей (н. Gutheru), Лиссен, Матала (н. Ponta Matala), Психий, Гермея (н. Plaka), Криу Метопон (н. Крио), составляющий юго-западную оконечность.
[2] Орошается остров многочисленными, но незначительными ручьями. В северо-восточной части, начиная с запада, Иардан (н. Platanios), к западу от Кидони; Оакс (н. Mylopotamos), текущий из Иды; Амнис или Кайрат в области г. Кносса. В южной части, начиная с востока: Катарракт (н. Anapodiaris), Лефей (н. Mitriopolipotamos), с речкой Електрой в области города Гортина.
Климат острова вследствие соединения горного и морского воздуха превосходен и здоров и был еще Гиппократом рекомендуем для больных. Ветры охлаждают летнюю жару. Равнины обильны и ныне (а прежде еще были обильнее) апельсинами, оливками, хлебом и хлопчаткой. В изобилии находятся также деревья всякого рода: платаны, клен, ель, дуб, кипарис, на юге даже финиковые пальмы; из растений — особенно целебные (напр., диптам, origanum dictamnus); затем из продуктов: мед, железо, песчаник; но мела нет (ср. лат. creta). Плодороднее всего местность около Гортина, которая по преимуществу называлась πεδίον.
Население было весьма смешанное. К древнейшим обитателям, частью симитского (пеласгического), частью фригийско-карийского происхождения, которые и позже сохранились под именем Κύδωνες на западе (Hom. Od. 3, 192. 19, 176) и Ἐτεόκρητες (т. е. настоящих критян) на востоке, присоединились впоследствии преимущественно доряне, а также ахейцы и эоляне. Общее название их было Κρῆτες, Cretenses. [3] Благодаря своему удобному положению между тремя частями света и благоприятному очертанию своих берегов, Крит весьма скоро должен был сделаться местом оживленных сношений; а большее обилие гаваней на северном берегу дало этой деятельности по преимуществу направление в сторону Европы. Отсюда объясняется также та важная роль, которую Крит играет во всей греческой мифологии; отсюда же и древние сказания о его обширной торговле и господстве на море, о весьма раннем государственном устройстве его и о мудрых законах Миноя, Радаманфия, Идоменея и Мериона, доставивших ему название острова блаженных, νῆσος Μακάρων; наконец, сказание о необыкновенном множестве городов на нем, так как уже Гомер называет его «стоградным» ἑκατόμπολις (Il. 2, 649; в Od. 19, 174 упоминается только о 90 городах, так что название стоградного дано ему только ради круглого числа). Различные самостоятельные республики, существовавшие на о. Крите, сохранили свою свободу вообще до 67 г. до Р. Х., когда римляне под начальством Метелла Критского покорили остров в наказание за то, что некоторые города принимали участие в морском разбое, и соединили его с Киренаикой в одну провинцию. С тех пор жители его упали не только в материальном, но и в нравственном отношении и пользовались дурной славой как лжецы и обманщики; τρία κάππα κακά: критяне, каппадокийцы и киликийцы или карийцы; Κρῆτες ἀεί ψεῦσται, κακὰ θηρία, γαστέρες ἀργαί.
[4] Города в северной половине острова, начиная с запада на восток, суть: Фаласарна с храмом Артемиды—
В южной половине острова, от востока к западу: Гиерапитна (н. Ierapetra); Лебен, со значительным храмом Асклепия, служивший гаванью для города Гортина точно так же, как Матала; Файст, родина Епименида (см. Epimenides); Гортин (Γόρτυς или Γόρτυνα), н. развалины у деревни Hagios Dheka, значительный город на реке Лефее, уже Гомером называемый τειχιόεσσα (Il. 2, 646. Od. 3, 293), позже, однако, без стен, 50 стадий в окружности, в плодоносной равнине; Бена (Βήνη), родина поэта Риана.
У северного берега Крита, близ мыса Диона, лежал небольшой остров Диа (н. Skandia или Dhia), по всей вероятности, первоначальное месторождение мифа о Дионисе и Ариадне. Strab. 10, 474 слл.
[6] Государственное устройство. Большое сходство между спартанскими и критскими учреждениями заставляет считать последние древнедорийскими и объяснять их существование на Крите весьма древнем поселением дорян на этом острове. Предание, конечно, гласит, будто Ликург заимствовал свои законы из Крита. В обоих государствах из одинаковых начал развились и одинаковые учреждения, и критское государственное устройство можно оценить и объяснить только исходя из средоточия дорийской государственной жизни (т. е. из Спарты). Доряне также и на Крите подчинили себе первоначальных жителей и образовали преимущественно класс полноправных граждан. Кроме этого класса граждан, которые одни имели право участвовать в управлении государства, были еще два других класса: 1) περίοικοι или ὑπήκοοι, подданные, пользовавшиеся личной свободой, но не имевшие политических прав, и 2) закрепощенные, которые, будучи прикреплены к земле, обрабатывали общинные земли, принадлежавшие или общинам, или частным лицам, платя за них тяжелые подати. Первые из этих крепостных назывались μνωῖται или μνῷται, вторые ἀφαμιῶται или κλαρῶται.
И на Крите так же, как в Спарте, существовало общественное воспитание мальчиков, которых обучали оружию и музыке; существовала герусия из 30 членов: существовали κόσμοι, наблюдавшие, подобно спартанским ефорам, за управлением государства и за целостью государственного устройства, числом 10, из которых первый назывался πρωτόκοσμος; его именем обозначался год. Далее мы находим также общественные обеды, сисситии, называвшиеся на Крите ἀνδρεῖα; находим и сотоварищества юношей, ἀγέλαι (см. это слово), и т. п.
Наконец, и на Крите господствовала любовь к мужественным и скромным юношам, так что считалось позором не иметь любовника, филетора (φιλήτωρ), и любимец (κλεινός) пользовался большим уважением. Брак считался священным; прелюбодеяние наказывалось строго. Ср. главное сочинение о Крите: Höck, Kreta (3 ч., 1823—