Словарь античности

КУЛЬТ БЫКА. Крит­ский культ быка отра­зил­ся в обра­зе Мино­тав­ра. Впо­след­ст­вии он сошел на нет. Культ Мит­ры, не пред­по­ла­гая при­не­се­ние быка в жерт­ву, воз­ро­дил культ быка.

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ЭФЕССКИЕ ГРАМОТЫ, ЕФЕСИЙСКИЕ ГРАМОТЫ • ЭПУЛОНЫ • ЭФФАТУМ • ЭНКОЙМЕСИС •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. КЕРАМИКА. Греция.
Европа на быке.
Амфора краснофигурная. Аттика.
Мастер Фиалы.
Глина. Ок. 440 г. до н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
2. СКУЛЬПТУРА. Великая Греция.
Похищение Европы. Т. н. малая метопа из храма Y в Селинунте.
Плотный известняк из Менфи.
560—550 гг. до н. э.
Палермо, Региональный археологический музей Антонио Салинаса.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Скульптурная группа «Наказание Дирки», известная как «Бык Фарнезе».
Мелкозернистый азийский белый мрамор с желтым оттенком (античные части).
Римская копия кон. II — нач. III в. н. э. эллинистического оригинала 160—50 гг. до н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей.
4. МОЗАИКА. Рим.
Погрузка птиц и зверей на галеру. Фрагмент мозаики южной части коридора.
1-я пол. IV в.
Пьяцца Армерина, Римская вилла дель Казале, Коридор Большой охоты.
5. СКУЛЬПТУРА.
Митра, убивающий быка (Митра тауроктон). Митраистический рельеф.
Мрамор.
I в. до н.э. - IV в. после н.э.
Париж, Лувр.
6. КЕРАМИКА. Этрурия.
Зевс в образе быка и Европа.
Краснофигурный кратер.
Глина. Ок. 450 г. до н. э.
Тарквиния, Национальный археологический музей.
7. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Этрурия.
Присевший бык.
Сер. VI в. до н. э.
Тарквиния, Гробница быков.
8. МОЗАИКА. Греция.
Нереиды.
Кипр, Дом Эона.
Сер. IV в. н. э.
Пафос, Археологический парк.
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
«Фарнезский бык».
Мрамор.
Римская копия II в. с греческого оригинала Аполлония Траллийского.
Неаполь, Национальный археологический музей.
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Рельеф «Подвиги Геракла» (фронтальная панель саркофага).
Мрамор. 240—250 гг.
Рим, Римский национальный музей, Палаццо Альтемпс.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Тетрадрахма, серебро
Аканф, 470—430 гг. до н.э.
АВЕРС: Лев, повернутый вправо, атакует падающего быка, повернутого влево.
В обрезе тунец влево.
РЕВЕРС: ΑΚΑΝΘΙΟΝ — надпись вокруг рельефного квадрата, разделенного на четыре части, все внутри большого квадрата.
2. Тетрадрахма, серебро
Аканф, 470—430 гг. до н.э.
АВЕРС: Лев, повернутый вправо, атакует падающего быка с поднятой головой, повернутого влево.
В обрезе тунец влево.
РЕВЕРС: ΑΚΑΝΘΙΟΝ — надпись вокруг рельефного квадрата, разделенного на четыре части, все внутри большого квадрата.
3. Тетробол, серебро
Аканф, 470—390 гг. до н.э.
АВЕРС: Передняя часть быка, сверху — ΠΕ.
РЕВЕРС: Квадрат, разделенный на четыре маленьких квадрата.
4. Аурей, золото
Веспасиан
Рим, 75 г.
АВЕРС: IMP. CAESAR VESPASIANVS AVG. — голова Веспасиана в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: COS. VI — бодающий бык вправо.
5. Денарий, серебро
Август
Лугдун, 11—10 гг. до н.э.
АВЕРС: AVGVSTVS DIVI F. — голова Августа в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: Бодающий бык вправо.
В обрезе: IMP. XII
6. Аурей, золото
Август
Лугдун, 15—13 гг. до н.э.
АВЕРС: AVGVSTVS DIVI F. — обнаженная голова Августа вправо.
РЕВЕРС: Бодающий бык вправо.
В обрезе: IMP. X
7. Тетрадрахма, серебро
Аканф, 424—380 гг. до н.э.
АВЕРС: Лев атакует быка.
В обрезе: ΑΛΕ.
РЕВЕРС: ΑΚΑΝΘΙΟΝ — Квадрат, разделенный на четыре маленьких квадрата, в каждом из которых имеется пирамидальное возвышение.
8. Денарий, серебро
Гражданская война 68—69 гг.
Испания—Галлия (?), 68 г.
АВЕРС: CAESAR AVGVSTVS — обнаженная голова Августа вправо.
РЕВЕРС: IMP. — бык идет вправо.
9. Денарий, серебро
Август
Лугдун, 15—13 гг. до н.э.
АВЕРС: AVGVSTVS DIVI F. — обнаженная голова Августа вправо.
РЕВЕРС: Бодающий бык вправо.
В обрезе: IMP. X
10. Асс, медь
Август
Тарраконская Испания, Лепида-Цельса (Tarraconensis, Lepida-Celsa), 27—17 гг. до н.э.
АВЕРС: AVGVSTVS DIVI F. — обнаженная голова Августа вправо.
РЕВЕРС: C. V. I. CEL. L. SVRA L. BVCCO II. VIR. — бык стоит вправо.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА