PROCONSUL (ПРОКОНСУЛ). Должность проконсула была основана на теории делегированного авторитета. Делегирование полномочий, осуществляемых высшими должностными лицами Рима, для определенных конкретных целей, было теорией, всегда признаваемой в Римской республике, хотя после того, как власть высших должностных лиц была ограничена, внутри самого Рима такое делегирование не допускалось, чтобы imperium domi[1] всегда принадлежал магистрату, избранному должным образом. Однако за пределы городских стен этот принцип не распространялся, и, таким образом, для ведения дел вне самого Рима полный консульский империй (с условием, что он не распространяется на административные обязанности внутри города) мог быть передан для временной цели лицу, о котором затем говорили, что оно действует вместо консула (pro consule). Но хотя теоретически проконсульство было делегированным авторитетом, на практике это делегирование обычно принимало форму продления существующего командования (prorogatio). Такое продление в действительности было освобождением от существующего срока должности, установленного конституцией; и, хотя такое освобождение не допускалось внутри городских стен, вне этих стен консульский империй в некотором смысле мог считаться продленным на неопределенное время; и проконсульство, как правило, являлось таким неопределенным продлением ранее существовавшего консульского империя (prorogare imperium), признанным государственной властью, и распространялось (в смысле его осуществления) на мир за пределами римского померия (Mommsen, Hist. Rome, I. pp. 261, 326). Действительно, самый ранний пример магистрата с титулом проконсула демонстрирует не продление, а прямое делегирование должности ее обладателю. У Ливия (III. 4) оно осуществляется в отношении командующего резервом римской армии уже в 464 г. до н. э.; и Дионисий (IX. 12), называющий этого магистрата ἀντιστρατηγός, говорит, что назначение было во власти консулов этого года (VIII. 64). Этого, вероятно, достаточно, но Нибур (Hist. Rome, II. p. 123) считает, что титул проконсула применительно к этой с.494 должности является анахронизмом и что настоящее проконсульство появилось лишь много лет спустя. Первый пример проконсульства как делегирования полных консульских полномочий вне Рима, встречающийся в источниках, был результатом продления консульского империя. В 327 г. до н. э., после начала II Самнитской войны консулу Кв. Публилию Филону продлили империй, чтобы он мог продолжить ведение войны после окончания обычного срока должности (Liv. VIII. 23, 12). Эта должность, являвшаяся просто признанием наличия империя у данного лица, была предоставлена не обычными избирательными комициями, но действительно суверенным органом, трибутными комициями плебса (который Ливий в широком смысле называет populus[2]), по предложению трибунов, которые, в свою очередь, действовали по совету сената. Такова была обычная конституционная процедура, первоначально соблюдаемая при prorogatio: но уже в следующем случае проконсульского командования, который мы встречаем, командования консула Л. Фабия Максима в 308 г. до н. э. (Liv. IX. 42, 2), упоминается только согласие сената на prorogatio, без плебисцита; и Моммзен считает, что с тех пор такова была конституционная практика (Hist. Rome, I. p. 326). Однако после этого, когда проконсульство было предоставлено Л. Волумнию в 296 г. до н. э., упоминается, что для этой цели были проведены и плебисцит, и постановление сената. (Liv. X. 22) Поэтому возможно, что проконсульство 308 г. до н. э. было первым, когда сенат определенно взял на себя инициативу, и что плебисцит по совету сената настолько сам собой разумелся, что Ливий рассматривает этот случай как продление, осуществленное практически одним сенатом. Несомненно, согласно конституции сенат был надлежащим органом для того, чтобы взять на себя инициативу в этом вопросе, как и во всех вопросах зарубежного управления; но во время II Македонской войны (197 г. до н. э.) мы видим, как трибун вмешивается в распоряжения сената, настаивая на том, чтобы не отправлять нового консула, и добиваясь продления консульского империя. (Liv. XXXII. 28).
Проконсул, назначенный таким образом, имел только военный империй, который не мог осуществлять и который, соответственно, не признавался внутри городских стен. Но для триумфа римский командир должен был получить imperium domi; в противном случае он не имел законного статуса магистрата внутри городских стен. Для того, чтобы консул отпраздновал триумф в течение года своей должности, достаточно было простого решения сената, признающего его полное обладание империем, которым он уже был облечен. Но у проконсула не было империя внутри городских стен, поэтому для того, чтобы он отпраздновал триумф, требовалось специальное решение народа, предоставляющее ему империй для этого случая. Конституционная процедура в этом случае требовала, чтобы сенат, после признания права проконсула на триумф, просил народных трибунов представить это дело на concilium plebis[3] и обеспечить плебисцит, санкционирующий это мероприятие (Liv. XXVI. 21): это делалось ex auctoritate senatus[4]; а иногда сенат поручал обратиться к трибуну одному из других магистратов, например, претору. (Liv. XLV. 35).
Однако предшествующее обладание консульским империем было не обязательно, чтобы иметь право на осуществление проконсульских полномочий. Теоретически это был делегированный авторитет, и хотя обычно использовалась система prorogatio, ставшая конституционным способом назначения проконсула, она не исключала процедуру делегирования. Для делегирования этой должности лицу, вообще не обладавшему империем, использовалась процедура выборов. Так, в первом известном случае предоставления проконсульского империя лицу, ранее не обладавшему империем, проконсул был избран в центуриатных комициях, обычных комициях для консульских выборов. Таким образом в 211 г. сделался проконсулом П. Корнелий Сципион (Liv. XXVI. 18); этот случай был совершенно исключительным («extraordinaria cura deligendum esse»[5], Liv. ib.), конституционные прецеденты были оставлены в стороне, и окончательное избрание проконсула совершил populus. Чрезвычайный характер империя, предоставленного таким образом, особенно чувствовался, когда проконсулу, избранному таким образом, должны были дать триумф, «quia neminem ad eam diem triumphasse, qui sine magistratu res gessisset, constabat»[6] (Liv. XXVIII. 38: ср. XXXI. 20). Однако эти трудности не ощущались, когда проконсульство предоставлялось магистрату, не являвшемуся консулом, но уже осуществлявшему империй в качестве претора, чему есть несколько примеров, среди которых М. Марцелл в 216 г. до н. э. (Liv. XXIII. 30) и Тиб. Клавдий в 177 г. до н. э. (Liv. XLI. 12). В последующий период республики встречается пропретор, исполняющий обязанности в провинции и наделенный титулом проконсула, ибо он управляет проконсульской провинцией, как в случае Кв. Метелла Целера, наместника Цизальпийской Галлии в 62 г. до н. э. (заголовок к Cic. ad Fam. V. 1).
Такие назначения проконсулов, как упомянутые выше, первоначально совершались лишь с временной целью, такой как необходимость продления командования в войне. Но после создания римских провинций за пределами Италии продление проконсульского командования стало решительной политической необходимостью. В первые четыре заморских провинции Рима были назначены специальные администраторы (преторы), но больше их для этой цели не создавалось, и когда число провинций увеличилось, управление ими было разделено между четырьмя городскими должностями: двумя консулами и двумя городскими преторами. Но такое соединение внутренних и внешних обязанностей было невозможно без регулярного продления их империя для зарубежного управления; и таким образом между II Пунической войной и реформами Суллы мы видим, как проконсульство становится ежегодным учреждением, созданным для управления теми провинциями, где требовались крупнейшие военные силы, но без определенных юридических правил, регулирующих его, которые установили бы срок его длительности или полностью разграничили бы внутреннее и зарубежное командование. После учреждения проконсульства как регулярной магистратуры право сената предоставлять его и устанавливать его задачи стало неоспоримым, а необходимость в плебисците, который первоначально требовался для утверждения созданного проконсульства, совершенно исчезла. (О распределении проконсульских провинций и о проконсульском с.495 управлении в провинциях см. Provincia.) Но для предоставления такого рода империя всегда требовалась формальная санкция со стороны всего народа, которая все еще оставалась в силе. Это был куриатский закон, закон, принимавшийся в собрании курий; по мнению Цицерона, первоначально это было нечто вроде присяги на верность, приносимой магистратам с империем при их вступлении в должность, так же, как и царю (Cic. de Rep. II. 13, 25); формальный закон требовал этого как признания империя, предоставленного проконсулу, как и любому другому из магистратов, обладавших империем (Cic. de Lege Agr. II. 11, 26; II. 12, 30; Mommsen, Staatsrecht, I. pp. 51, 54, 55, прим.). На основании фрагмента писем Цицерона (ad Fam. I. 9, 25) было высказано предположение, что закон Суллы de provinciis ordinandis[7] освобождал от необходимости этого закона в случае назначения проконсула, утвержденного сенатом. Проконсульские провинции всегда определялись сенатом до избрания консулов, которые должны были их занять, согласно закону Семпрония (Г. Гракха), принятому в 123 г. (Cic. de Prov. Cons. 2, 3). Сулла подтвердил этот закон, и хотя он действительно отменил необходимость куриатского закона в случае, если проконсульские провинции были предоставлены таким образом, но не избавился от его конституционной целесообразности («legem curiatam consuli ferri opus esse, necesse non esse»[8], Cic. ad Fam. I. 9, 25). Как формальное народное признание империя, куриатский закон все еще сохранялся до конца республики, хотя его необходимость, видимо, стала еще меньше после постановления сената 52 г. до н. э. (Dio Cass. XL. 30 и 46), согласно которому проконсул получал провинции не ранее, чем через пять лет после того, как занимал должность в Риме (Caes. Bell. Civ. 1, 6).
Поскольку проконсульский империй осуществлялся вне городских стен, его не сдерживали такие ограничения, как право апелляции, вето и даже временные рамки, — ограничения, налагаемые на империй в самом Риме. Вне городских стен он сохранял весь свой первоначальный царский характер (Cic. de Rep. I. 40, 63; de Leg. III. 3, 6). Когда проконсул управлял провинцией, его империй неизбежно был ограничен определенными правами civitates[9], с которыми он входил в контакт (Cic. ad Att. V. 11, 2; Tac. Ann. II. 53, 3). Но на войне он был неограничен, отсюда чрезвычайная суровость старого военного права, на которое не было апелляции (Cic. de Leg. III. 3, 6). Но известно, что между II Пунической войной и войной с Югуртой произошло значительное смягчение этого военного права; право апелляции (provocatio), видимо, распространилось на римских граждан, состоящих на военной службе (Sall. Jug. 69); и вполне возможно, что это ограничение высшей военной юрисдикции проконсула было установлено прямым распространением закона Г. Гракха, «ne de capite civis Romani injussu populi judicetur»[10], на римских граждан, состоящих на военной службе.
После создания провинций продолжительность проконсульства в целом была установлена сроком в один год, с целью управления провинциями; таким образом, хотя до Суллы не было четкой регламентации этого вопроса, обычно командование подразделялось на год в Риме, в должности консула, и второй год в провинции, в должности проконсула. Сулла (в 81 г. до н. э.) зафиксировал это положение в законе (Lex Cornelia de provinciis ordinandis[11]), и тем самым установил полное разделение между внутренним и зарубежным командованием. Еще одно конституционное правило, возникшее само собой, состояло в том, что наместник провинции должен сохранять за собой командование, пока его не сменит преемник; оно тоже было признано законом Суллы, с дополнительным постановлением о том, что наместник должен покинуть провинцию в течение тридцати дней после прибытия преемника и сохранять империй до возвращения в Рим (Cic. ad Fam. XII. 4, 2; I. 9, 25). Однако в действительности в то время сама Италия являлась границей империя, осуществляемого проконсулом, за счет огромного расширения римского гражданства. Помпей, прибыв с Востока, распустил армию, как только достиг Италии, и переход Цезаря через Рубикон с вооруженными силами практически являлся объявлением войны.
После Суллы продолжительность проконсульского управления была годичной (Cic. ad Fam. II. 7, 4); это правило существовало до Цезаря, который установил двухлетний срок для консульских провинций (Cic. Phil. I. 8, 19; 46 г. до н. э.). Август восстановил прежний годичный срок (Tac. Ann. III. 58), и это правило оставалось в силе. Дата вступления проконсула в должность в эпоху Республики неясна: второе командование Цезаря в Галлии началось 1 марта (Cic. de Prov. Cons. 15), и теоретически это могло быть надлежащей датой для отъезда проконсула в провинцию, считавшейся началом официального года. Дата его фактического вступления в официальные должностные обязанности на практике никогда не соответствовала этой дате, но частично зависела от того, когда он оставлял консульство в Риме (которое после 153 г. до н. э. оканчивалось 31 декабря), частично от того, когда именно он желал выехать в год после окончания своей консульской должности (Cic. ad Att. V. 16, 4); ибо предыдущий наместник должен был сохранять командование или делегировать его офицеру в провинции до тех пор, пока не прибудет преемник (Dig. 1, 16, 10; Cic. ad Att. VI. 6, 4). До 51 г. до н. э. два консула никогда не отправлялись в провинции, назначенные им до выборов, ранее, чем через 10 месяцев после формального начала своего срока. Например, согласно обычному порядку вещей, проконсульское командование, начинавшееся 1 марта 49 г., должны были поручить избранному (в 50 г.) консулу на 49 г.; однако он не мог фактически вступить в провинцию до окончания года своего консульства, то есть, до января 48 г.; тем временем, его предшественник сохранял провинцию до его прибытия. Отсюда возник спор Цезаря с сенатом. После постановления сената 52 г. до н. э., согласно которому проконсульство можно было занимать не ранее, чем через пять лет после консульства, проконсула можно было отправить в любое время: Цицерон начал управление Киликией 31 июля (ad Att. V. 16, 2); и в силу этой возможности замещения проконсульства сразу, как только оно по закону становится вакантным, Цезарь должен был покинуть провинцию до 1 марта 49 г. до н. э. вместо 1 января 48 г. до н. э., что он отказался сделать, ссылаясь на существовавший ранее конституционный обычай (Caes. Bell. Civ. 1, 85; с.496 Cic. de Prov. Cons. 15). В эпоху Империи эта дата иногда менялась, однако существовала установленная дата для замещения таких командований. При Тиберии это было 1 июня, при Клавдии 1 апреля. (Dio Cass. LVII. 14, 60, 11; Mommsen, Hist. Rom. IV. p. 350; Staatsrecht, II. p. 255).
В условиях Империи и сопровождавшего ее нового разделения провинций на сенатские и императорские [Provincia] произошли некоторые изменения, связанные со способом назначения и полномочиями проконсула. Положение о пятилетнем интервале между внутренним и зарубежным командованием, установленное в 52 г. до н. э., было подтверждено Августом (Dio Cass. LIII. 14), но не соблюдалось строго. Некоторых консуляров отвергал сенат, других — император (Tac. Ann. III. 71; III, 32), тогда как «jus liberorum»[12] давало одним преимущества перед другими (Dio Cass. LIII. 13, 2). Теперь проконсулы отправлялись только в сенатские провинции, и наместники этих провинций носили данный титул, хотя могли быть всего лишь преторами (Dio Cass. LIII. 13, 3). Этот титул в некотором отношении давал только формальный проконсульский империй, ибо провинции были невоенными, но внутри провинции они имели majus imperium[13] над всеми за исключением принцепса. Две крупнейших сенатских провинции, Азия и Африка, всегда доставались консулярам, отсюда титул «консуляр-проконсул», прочие проконсулы были всего лишь преториями. В Африке, одной из поставляющих зерно провинций, сенатский проконсул имел легион, иногда два, но когда необходимо было вручить ему реальную военную власть, назначение возлагалось на принцепса, а не определялось, как обычно, жеребьевкой между старшими консулярами (Tac. Ann. III. 35, 74). Каждый сенатский проконсул имел трех легатов-пропреторов, которых формально выбирал он сам, но утверждал император (Dio Cass. LIII. 14, 7); он получал жалованье из казны (salarium proconsulare, Tac. Agr. 43, 3), впервые назначенное провинциальным наместникам Августом; его сопровождали ликторы; он обладал прочими отличиями своего ранга, но не носил ни меча, ни военной одежды (Dio Cass. LIII. 13, 3), ради демонстрации того, что его командование не является военным, и из уважения к полному проконсульскому империю, принадлежащему императору, хотя формально, будучи обладателем проконсульского империя, он являлся коллегой императора.
Подчиненное командование несовместимо с идеей проконсульского империя. Этим империем может обладать претор — в эпоху Республики, как в вышеназванных случаях, или в эпоху Империи, если направлен управлять одной из меньших сенатских провинций, — но ни в коем случае не тогда, когда отправляется в качестве подчиненного другого должностного лица. По этой причине консуляры, управлявшие императорскими провинциями, никогда не назывались проконсулами, но только легатами-пропреторами, ибо их командование не было независимым. Единственное исключение из этого правила имеет место в том случае, когда проконсулу с определенной целью предоставляется imperium majus над другими наместниками-проконсулами (Cic. ad Att. IV. 1, 7; Tac. Ann. II. 43, 2). Следовательно, в эпоху Империи командир, получивший проконсульский империй вместе с полной властью осуществлять его в военной сфере, являлся коллегой императора (collega imperii), и предоставление этой чести было одним из самых характерных способов указания преемника принципата. Проконсульский империй был узаконенным основанием позиции императора как командира военных сил; но он был более или менее легитимным в зависимости от способа его передачи. Если империй предоставлялся сенатом, то это была строго конституционная власть: так он был предоставлен Тиберию и его коллегам по власти, Германику и Друзу (Tac. Ann. II. 43, 2; I. 14, 4), и Вителлий тоже датировал свои dies imperii accepti[14] со дня, когда soliti honores[15] были дарованы ему сенатом (Henzen, Act. Fr. Arv. p. 64). Если империй предоставляли легионы, он был менее легитимным. Например, Веспасиан датировал свои dies imperii со дня, когда легионы провозгласили его императором (Suet. Vesp. 6), что было равнозначно признанию его права на этот империй. Проконсульский империй императора был уникален тем, что он не прекращался в результате присутствия императора в стенах города (Dio Cass. LIII. 17, 6; 32, 5). Но эта привилегия не распространялась на его коллег: Германик, обладавший империем в Германии, должен был снова получить его перед отъездом на Восток, поскольку вошел в пределы города (Tac. Ann. II. 43, 2; ср. I. 14, 4), а Друз не мог обладать им, находясь в пределах города в качестве избранного консула (Ann. I. 14, 5). (Mommsen, Römisches Staatsrecht, II.1 90, 233, 238—
|
||
1.
Денарий, серебро Марк Юний Брут (Квинт Цепион Брут) Передвижной монетный двор Брута, 43—42 гг. до н.э. | ||
АВЕРС: Непокрытая голова богини Свободы (Libertas) вправо, волосы зачесаны назад и собраны в узел сзади; впереди LEIBERTAS вверх. Кайма из точек. РЕВЕРС: Лира между плектром (MRR, BMCRR, CRR, RRC, RSC) или колчаном (CRI, RCTV) и лавровой ветвью, обвязанной лентой; вокруг CAEPIO · BRVTVS · PRO · COS (Quintus Caepio Brutus proconsul; «Квинт Цепион Брут, проконсул»). Кайма из точек. |