Словарь античности

ЛИКТОРЫ (лат. li­ga­re — свя­зы­вать, спу­ты­вать), долж­ност­ные лица при выс­ших маги­ст­ра­тах и неко­то­рых жре­цах в Древ­нем Риме. В зави­си­мо­сти от ран­га каж­до­му маги­ст­ра­ту пола­га­лось опре­де­лить коли­че­ство лик­то­ров (дик­та­то­ру — 24, пре­то­ру — 6, кон­су­лу — 12, импе­ра­то­ру сна­ча­ла 12, со вре­мен Дио­кле­ти­а­на — 24). Воору­жен­ные фас­ци­я­ми, они шли впе­ре­ди сопро­вож­дае­мо­го, нес­ли охра­ну во вре­мя телес­ных нака­за­ний или смерт­ных каз­ней. Лик­то­ры были рим­ски­ми граж­да­на­ми (обыч­но из чис­ла воль­ноот­пу­щен­ни­ков). Инсти­тут лик­то­ров суще­ст­во­вал, по-види­мо­му, еще во вре­ме­на этрус­ских царей.

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ЛИСТОВКИ • БОРЕАСМЫ • КОНОПЛЯ • БАГАУДЫ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Этрурия.
Этрусская погребальная урна с крышкой от другой урны.
Алебастр.
2-я пол. II в. до н. э.
Фьезоле, Городской археологический музей.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Жертвенное гадание (экстиспиций). Левая панель рельефа «Жертвоприношение перед храмом Юпитера Капитолийского».
Мрамор. 118—125 гг. н. э.
Париж, Лувр.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Бюст ликтора.
Мрамор.
Начало II в. н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
4. СКУЛЬПТУРА. Этрурия.
Этрусская погребальная урна: путь покойного магистрата в Подземный мир.
Алебастр.
2-я пол. II в. до н. э.
Фьезоле, Городской археологический музей.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Фрагмент рельефа с процессией с Алтаря Августова Благочестия.
43 г. н. э. Гипсовый слепок.
Рим, Музей Римской культуры.
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Триумфальное шествие Тита.
Рельеф на северной стене арки Тита.
81—96 гг.
Рим, Римский Форум, Арка Тита.
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Северная венчающая плита жертвенного стола, внутренняя сторона.

Рим, Музей Алтаря мира Августа (Ara Pacis Augustae).
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Рельеф со сценой процессии шести весталок.
Северная венчающая плита жертвенного стола, внутренняя сторона.
Рим, Музей Алтаря мира Августа (Ara Pacis Augustae).
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Алтарь (база) викомагистров.
Мрамор.
Правление Тиберия (14—37 гг.).
Рим, Ватиканские музеи, Григорианский светский музей.
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Южная процессия.
Перечисление персонажей, изображенных на рельефе и их гипотетическая идентификация (рисунок С. Боргини и Р. Картани).
13—9 гг. до н. э.
Рим, Музей Алтаря мира Августа (Ara Pacis Augustae).
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Аурей, золото
Антонин Пий
Рим, 152—153 гг.
АВЕРС: ANTONINVS AVG. PIVS P. P. TR. P. XVI — бюст Антонина Пия, в лавровом венке, с драпировкой на левом плече, вправо.
РЕВЕРС: LIBERALITAS VII COS. IIII — ликтор (RIC: Щедрость (Liberalitas стоит влево, держит абак (abacus) в правой руке и фасцию на левом плече — в левой руке.
2. Денарий, серебро
Марк Юний Брут (Квинт Цепион Брут)
Рим, 54 г. до н.э.
АВЕРС: Голова богини Свободы (Libertas) вправо, волосы скручены назад и собраны в узел позади и падают на шею; драгоценные камни в волосах надо лбом; на ней серьги в форме креста и ожерелье с подвесками; позади головы LIBERTAS. Граница из точек.
РЕВЕРС: BRVTVS (в нижнем поле). Луций Юний Брут, консул 509 г. до н. э., идущий влево, между двумя ликторами с фасциями; ему предшествует служитель (accensus). Граница из точек.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА