DECÉMVIRI (ДЕЦЕМВИ́РЫ) — «десять мужей», название различных магистратов и должностных лиц в Риме.
1. Decemviri Consulari Imperio Legibus Scribendis (Децемвиры с консульской властью для записи законов) — десять человек, назначенных для составления кодекса законов, которым также было поручено все управление государством. Еще в 462 г. до н. э. Гай Терентилий Арса предложил закон о назначении пяти уполномоченных для составления свода законов, но патриции яростно воспротивились этому (Liv. III. 9); и только после девятилетней борьбы патриции согласились направить трех человек в Грецию для сбора информации о законах и конституциях греческих государств, которая могла бы принести пользу римлянам (Liv. III. 31). Они отсутствовали в течение года, а по их возвращении, после крупного спора между патрициями и плебеями, было назначено десять уполномоченных с титулом «decemviri legibus scribendis» (децемвиры для записи законов), которым был поручен пересмотр законов. На этот год не были назначены другие магистраты; отсутствовали даже трибуны. Ясно, что уполномоченные законодатели должны были обладать верховной властью; и по мнению Моммзена (Hist. I. 290) очень вероятно, что целью всей этой схемы была замена трибунской интерцессии на ограничение консульской власти письменным законом. Есть основания усомниться в утверждении Ливия, что плебеи были лишены права занимать эту должность; но фактически все десять человек были патрициями.
Децемвиры вступили в должность в начале 451 г. до н. э. В их число входили Аппий Клавдий и Тит Генуций Авгурин, избранные консулы, как предполагает Нибур, префект города, два quaestores parricidii (квесторы по делам об отцеубийстве) и еще пять человек, избранных центуриями. Они усердно исполняли свои обязанности и беспристрастно отправляли правосудие. Каждый управлял поочередно, день за днем, как во время междуцарствия, и фасции несли только перед тем, кто в этот день осуществлял руководство (Liv. III. 33.) Они составили свод законов, разделенный на десять частей, которые, после утверждения сенатом и центуриатными комициями, с.601 были высечены на металлических таблицах и установлены на форуме, на рострах, перед зданием сената.
По истечении года их должности все партии были так удовлетворены тем, как они исполняли свои обязанности, что было решено продлить эту форму правления еще на один год, тем более, что некоторые децемвиры сказали, что их работа не закончена. Таким образом, было избрано десять новых децемвиров, из которых только Аппий Клавдий принадлежал к прежнему составу (Liv. III. 35; Dionys. X. 53); а из девяти его новых коллег как минимум трое, а возможно пятеро — были плебеями (Mommsen, Forsch. I. 95: Dionys. X. 58 считает плебеями только троих; Liv. IV. 3, 17, небрежно говорит обо всех как о патрициях). Эти магистраты составили несколько новых законов, которые были утверждены центуриями и высечены на двух дополнительных таблицах. Но, согласно традиционному рассказу, децемвиры использовали свою власть самым тираническим образом. Каждого сопровождали двенадцать ликторов, несущих не только прутья, но и топоры, символ владычества. Они творили всяческий произвол в отношении личности и собственности плебеев и их семей. Когда их должностной год истек, они отказались сложить власть или назначить преемников. Строго говоря, их поведение не было незаконным, но несомненно противоречило духу конституции, предписывавшей годичный срок должности; и они считались не частными лицами, узурпировавшими власть, а магистратами, злоупотребляющими своими полномочиями (Mommsen, Staatsr. II.2 696). Вполне правдоподобно предположение, что этим неконституционным действиям потворствовали, рассматривая их как непрямое средство подавления трибуната; но можно многое сказать и в пользу мнения Моммзена о том, что Аппий при помощи части плебса стремился получить деспотическую власть. В конце концов, несправедливое решение Аппия Клавдия по делу Виргинии, заставившее ее отца собственноручно убить ее, чтобы спасти от растления, вызвало народное восстание. В результате в 449 г. до н. э. децемвиры вынуждены были отказаться от должности, после чего были восстановлены обычные магистратуры. (Niebuhr, Hist. of Rome, vol. II. pp. 309—
Десять таблиц первых децемвиров и две таблицы вторых вместе составляют законы XII таблиц, о которых рассказано в отдельной статье [Lex Duodecim Tabularum].
2. Decemviri Litibus или Stlitibus Judicandis (Децемвиры для разрешения тяжб) — магистраты, составляющие суд, рассматривавший гражданские дела. Помпоний (de Orig. Jur. Dig. 1, tit. 2, s. 2, § 29) говорит, что они были учреждены в 292 г. до н. э., когда впервые были назначены triumviri capitales (уголовные триумвиры). Моммзен (Staatsr. II.2 592) решительно отвергает это заявление. Ливий (III. 55) упоминает iudices decemviri (судьи-децемвиры) как плебейскую магистратуру вскоре после законодательства XII таблиц, и, хотя Нибур (Hist. of Rome, vol. II. p. 324, &c.) считает этих децемвиров децемвирами-магистратами, которые незадолго до того были отменены, и, таким образом, придерживается рассказа Помпония, Гётлинг (Gesch. der Röm. Staatsv. p. 241, &c.) считает, что децемвиры у Ливия — это decemviri litibus judicandis, и эта точка зрения принята Моммзеном. Однако он демонстрирует, что эта должность не могла быть исключительно плебейской, ибо мы видим, что ее занимал Гней Сципион, претор 140 г. до н. э., Гай Юлий Цезарь, отец диктатора, и еще один патриций. Видимо, эта должность не рассматривалась как магистратура до середины VII в. от основания города. С этого времени децемвиров, по-видимому, избирали в трибутных комициях. Их обязанностью было разрешение частных споров (Cic. de Leg. III. 3, 6) и особенно causae liberales, дел, касающихся личной свободы, — обстоятельство, которое повышает вероятность того, что они были учреждены после падения децемвиров. Во времена Цицерона должность все еще существовала, и разбирательства происходили в древней форме sacramentum (заклад) (Cic. pro Caecin. 38, 97; pro Dom. 29, 78). Август передал этим децемвирам председательство в судах центумвиров (Suet. Aug. 36; Dio Cass. LIV. 26).
3. Decemviri Sacris Faciundis (Децемвиры для совершения священнодействий), иногда называвшиеся просто Decemviri Sacrorum (Децемвиры священнодействий), были членами религиозной коллегии и избирались пожизненно. Их главной обязанностью было хранение Сивиллиных книг и изучение этих книг по приказанию сената во всех важных случаях (Liv. VII. 27, XXI. 62, XXXI. 12). Вергилий (Aen. VI. 73) намекает на них в обращении к Сивилле: «Lectos sacrabo viros» («Посвящу избранных мужей»).
При царях хранение Сивиллиных книг было поручено двум мужам (duumviri) высокого достоинства (Dionys. IV. 62), одного из которых, по имени Атилий или Туллий, Тарквиний наказал за неверность долгу, зашив его в мешок и бросив в море (Dionys. l. c.; Val. Max. I. 1, § 13). После изгнания царей попечение об этих книгах было доверено знатнейшим патрициям, которых освободили от всех военных и гражданских обязанностей. В 367 г. до н. э. их число было увеличено до десяти; пятеро избирались из патрициев, а пятеро — из плебеев (Liv. VI. 37, 42). В дальнейшем их число было еще раз увеличено до пятнадцати (квиндецемвиры), но когда — неясно. Но поскольку децемвиры существовали в 114 г. до н. э. (Val. Max. VIII. 15, 12), в 98 г. до н. э. (Obsequens, 47) и в 82 г. до н. э., когда сгорел Капитолий (Dionys. l. c.), а во времена Цицерона мы читаем о квиндецемвирах (ad Fam. VIII. 4), представляется вероятным, что их число увеличил с десяти до пятнадцати Сулла; тем более, что известно, что он увеличил численность некоторых других религиозных корпораций. Юлий Цезарь добавил к их числу еще одного (Dio Cass. XLII. 51); но этому прецеденту не последовали, поскольку впоследствии коллегия, видимо, состояла только из пятнадцати человек.
В обязанности децемвиров и квинквевиров входило также празднование Аполлоновых игр (Liv. X. 8) и секулярных игр (Tac. Ann. XI. 11; Hor. Carm. Saec. 70). Фактически они считались жрецами Аполлона, поэтому каждый из них имел у себя дома бронзовый треножник, посвященный этому божеству (Serv. ad Verg. Aen. III. 332).
До тех пор, пока членов коллегии было десять, в ней существовало два магистра: патриций с.602 и плебей; когда их число было увеличено до пятнадцати, магистров стало пять (Mommsen, Res Gestae divi Aug. p. 64: ср. Tac. Ann. VI. 12; Marquardt, Röm. Alt. VI. 364 ff.).
4. Decemviri Agris Dividundis (Децемвиры для распределения земли) иногда назначались для распределения общественной земли между гражданами (Liv. XXXI. 4; XLII. 4).
5. Decemviri иногда назначались в ранней республике как уполномоченные для определения условий мира (Mommsen, Röm. St. II.2 624, 665, 672).