У. Смит. Словарь греческих и римских древностей, 3-е изд.

DECÉMVI­RI (ДЕЦЕМВИ́РЫ) — «десять мужей», назва­ние раз­лич­ных маги­ст­ра­тов и долж­ност­ных лиц в Риме.


1. De­cem­vi­ri Con­su­la­ri Im­pe­rio Le­gi­bus Scri­ben­dis (Децем­ви­ры с кон­суль­ской вла­стью для запи­си зако­нов) — десять чело­век, назна­чен­ных для состав­ле­ния кодек­са зако­нов, кото­рым так­же было пору­че­но все управ­ле­ние государ­ст­вом. Еще в 462 г. до н. э. Гай Терен­ти­лий Арса пред­ло­жил закон о назна­че­нии пяти упол­но­мо­чен­ных для состав­ле­ния сво­да зако­нов, но пат­ри­ции ярост­но вос­про­ти­ви­лись это­му (Liv. III. 9); и толь­ко после девя­ти­лет­ней борь­бы пат­ри­ции согла­си­лись напра­вить трех чело­век в Гре­цию для сбо­ра инфор­ма­ции о зако­нах и кон­сти­ту­ци­ях гре­че­ских государств, кото­рая мог­ла бы при­не­сти поль­зу рим­ля­нам (Liv. III. 31). Они отсут­ст­во­ва­ли в тече­ние года, а по их воз­вра­ще­нии, после круп­но­го спо­ра меж­ду пат­ри­ци­я­ми и пле­бе­я­ми, было назна­че­но десять упол­но­мо­чен­ных с титу­лом «de­cem­vi­ri le­gi­bus scri­ben­dis» (децем­ви­ры для запи­си зако­нов), кото­рым был пору­чен пере­смотр зако­нов. На этот год не были назна­че­ны дру­гие маги­ст­ра­ты; отсут­ст­во­ва­ли даже три­бу­ны. Ясно, что упол­но­мо­чен­ные зако­но­да­те­ли долж­ны были обла­дать вер­хов­ной вла­стью; и по мне­нию Момм­зе­на (Hist. I. 290) очень веро­ят­но, что целью всей этой схе­мы была заме­на три­бун­ской интер­цес­сии на огра­ни­че­ние кон­суль­ской вла­сти пись­мен­ным зако­ном. Есть осно­ва­ния усо­мнить­ся в утвер­жде­нии Ливия, что пле­беи были лише­ны пра­ва зани­мать эту долж­ность; но фак­ти­че­ски все десять чело­век были пат­ри­ци­я­ми.

Децем­ви­ры всту­пи­ли в долж­ность в нача­ле 451 г. до н. э. В их чис­ло вхо­ди­ли Аппий Клав­дий и Тит Гену­ций Авгу­рин, избран­ные кон­су­лы, как пред­по­ла­га­ет Нибур, пре­фект горо­да, два quaes­to­res par­ri­ci­dii (кве­сто­ры по делам об отце­убий­стве) и еще пять чело­век, избран­ных цен­ту­ри­я­ми. Они усерд­но испол­ня­ли свои обя­зан­но­сти и бес­при­страст­но отправ­ля­ли пра­во­судие. Каж­дый управ­лял пооче­ред­но, день за днем, как во вре­мя меж­ду­цар­ст­вия, и фас­ции нес­ли толь­ко перед тем, кто в этот день осу­ществлял руко­вод­ство (Liv. III. 33.) Они соста­ви­ли свод зако­нов, разде­лен­ный на десять частей, кото­рые, после утвер­жде­ния сена­том и цен­ту­ри­ат­ны­ми коми­ци­я­ми, с.601 были высе­че­ны на метал­ли­че­ских таб­ли­цах и уста­нов­ле­ны на фору­ме, на рострах, перед зда­ни­ем сена­та.

По исте­че­нии года их долж­но­сти все пар­тии были так удо­вле­тво­ре­ны тем, как они испол­ня­ли свои обя­зан­но­сти, что было реше­но про­длить эту фор­му прав­ле­ния еще на один год, тем более, что неко­то­рые децем­ви­ры ска­за­ли, что их работа не закон­че­на. Таким обра­зом, было избра­но десять новых децем­ви­ров, из кото­рых толь­ко Аппий Клав­дий при­над­ле­жал к преж­не­му соста­ву (Liv. III. 35; Dio­nys. X. 53); а из девя­ти его новых кол­лег как мини­мум трое, а воз­мож­но пяте­ро — были пле­бе­я­ми (Mom­msen, Forsch. I. 95: Dio­nys. X. 58 счи­та­ет пле­бе­я­ми толь­ко тро­их; Liv. IV. 3, 17, небреж­но гово­рит обо всех как о пат­ри­ци­ях). Эти маги­ст­ра­ты соста­ви­ли несколь­ко новых зако­нов, кото­рые были утвер­жде­ны цен­ту­ри­я­ми и высе­че­ны на двух допол­ни­тель­ных таб­ли­цах. Но, соглас­но тра­ди­ци­он­но­му рас­ска­зу, децем­ви­ры исполь­зо­ва­ли свою власть самым тира­ни­че­ским обра­зом. Каж­до­го сопро­вож­да­ли две­на­дцать лик­то­ров, несу­щих не толь­ко пру­тья, но и топо­ры, сим­вол вла­ды­че­ства. Они тво­ри­ли вся­че­ский про­из­вол в отно­ше­нии лич­но­сти и соб­ст­вен­но­сти пле­бе­ев и их семей. Когда их долж­ност­ной год истек, они отка­за­лись сло­жить власть или назна­чить пре­ем­ни­ков. Стро­го гово­ря, их поведе­ние не было неза­кон­ным, но несо­мнен­но про­ти­во­ре­чи­ло духу кон­сти­ту­ции, пред­пи­сы­вав­шей годич­ный срок долж­но­сти; и они счи­та­лись не част­ны­ми лица­ми, узур­пи­ро­вав­ши­ми власть, а маги­ст­ра­та­ми, зло­употреб­ля­ю­щи­ми сво­и­ми пол­но­мо­чи­я­ми (Mom­msen, Staatsr. II.2 696). Вполне прав­до­по­доб­но пред­по­ло­же­ние, что этим некон­сти­ту­ци­он­ным дей­ст­ви­ям потвор­ст­во­ва­ли, рас­смат­ри­вая их как непря­мое сред­ство подав­ле­ния три­бу­на­та; но мож­но мно­гое ска­зать и в поль­зу мне­ния Момм­зе­на о том, что Аппий при помо­щи части плеб­са стре­мил­ся полу­чить дес­по­ти­че­скую власть. В кон­це кон­цов, неспра­вед­ли­вое реше­ние Аппия Клав­дия по делу Вир­ги­нии, заста­вив­шее ее отца соб­ст­вен­но­руч­но убить ее, чтобы спа­сти от рас­тле­ния, вызва­ло народ­ное вос­ста­ние. В резуль­та­те в 449 г. до н. э. децем­ви­ры вынуж­де­ны были отка­зать­ся от долж­но­сти, после чего были вос­ста­нов­ле­ны обыч­ные маги­ст­ра­ту­ры. (Nie­buhr, Hist. of Ro­me, vol. II. pp. 309—356; Ar­nold, Hist. of Ro­me, vol. I. pp. 250—313; Becker, Rö­mi­sch. Al­ter­thüm. vol. II. part II. pp. 126—136; Mom­msen, Hist. I. 289 ff.; Her­zog, Röm. Staatsverf. I. 177 ff.; Schweg­ler, Röm. Ge­sch. III. 1 ff.)

Десять таб­лиц пер­вых децем­ви­ров и две таб­ли­цы вто­рых вме­сте состав­ля­ют зако­ны XII таб­лиц, о кото­рых рас­ска­за­но в отдель­ной ста­тье [Lex Duo­de­cim Ta­bu­la­rum].


2. De­cem­vi­ri Li­ti­bus или Stli­ti­bus Judi­can­dis (Децем­ви­ры для раз­ре­ше­ния тяжб) — маги­ст­ра­ты, состав­ля­ю­щие суд, рас­смат­ри­вав­ший граж­дан­ские дела. Пом­по­ний (de Orig. Jur. Dig. 1, tit. 2, s. 2, § 29) гово­рит, что они были учреж­де­ны в 292 г. до н. э., когда впер­вые были назна­че­ны tri­um­vi­ri ca­pi­ta­les (уго­лов­ные три­ум­ви­ры). Момм­зен (Staatsr. II.2 592) реши­тель­но отвер­га­ет это заяв­ле­ние. Ливий (III. 55) упо­ми­на­ет iudi­ces de­cem­vi­ri (судьи-децем­ви­ры) как пле­бей­скую маги­ст­ра­ту­ру вско­ре после зако­но­да­тель­ства XII таб­лиц, и, хотя Нибур (Hist. of Ro­me, vol. II. p. 324, &c.) счи­та­ет этих децем­ви­ров децем­ви­ра­ми-маги­ст­ра­та­ми, кото­рые неза­дол­го до того были отме­не­ны, и, таким обра­зом, при­дер­жи­ва­ет­ся рас­ска­за Пом­по­ния, Гёт­линг (Ge­sch. der Röm. Staatsv. p. 241, &c.) счи­та­ет, что децем­ви­ры у Ливия — это de­cem­vi­ri li­ti­bus judi­can­dis, и эта точ­ка зре­ния при­ня­та Момм­зе­ном. Одна­ко он демон­стри­ру­ет, что эта долж­ность не мог­ла быть исклю­чи­тель­но пле­бей­ской, ибо мы видим, что ее зани­мал Гней Сци­пи­он, пре­тор 140 г. до н. э., Гай Юлий Цезарь, отец дик­та­то­ра, и еще один пат­ри­ций. Види­мо, эта долж­ность не рас­смат­ри­ва­лась как маги­ст­ра­ту­ра до середи­ны VII в. от осно­ва­ния горо­да. С это­го вре­ме­ни децем­ви­ров, по-види­мо­му, изби­ра­ли в три­бут­ных коми­ци­ях. Их обя­зан­но­стью было раз­ре­ше­ние част­ных спо­ров (Cic. de Leg. III. 3, 6) и осо­бен­но cau­sae li­be­ra­les, дел, касаю­щих­ся лич­ной сво­бо­ды, — обсто­я­тель­ство, кото­рое повы­ша­ет веро­ят­ность того, что они были учреж­де­ны после паде­ния децем­ви­ров. Во вре­ме­на Цице­ро­на долж­ность все еще суще­ст­во­ва­ла, и раз­би­ра­тель­ства про­ис­хо­ди­ли в древ­ней фор­ме sac­ra­men­tum (заклад) (Cic. pro Cae­cin. 38, 97; pro Dom. 29, 78). Август пере­дал этим децем­ви­рам пред­седа­тель­ство в судах цен­тум­ви­ров (Suet. Aug. 36; Dio Cass. LIV. 26).


3. De­cem­vi­ri Sac­ris Fa­ciun­dis (Децем­ви­ры для совер­ше­ния свя­щен­но­дей­ст­вий), ино­гда назы­вав­ши­е­ся про­сто De­cem­vi­ri Sac­ro­rum (Децем­ви­ры свя­щен­но­дей­ст­вий), были чле­на­ми рели­ги­оз­ной кол­ле­гии и изби­ра­лись пожиз­нен­но. Их глав­ной обя­зан­но­стью было хра­не­ние Сивил­ли­ных книг и изу­че­ние этих книг по при­ка­за­нию сена­та во всех важ­ных слу­ча­ях (Liv. VII. 27, XXI. 62, XXXI. 12). Вер­ги­лий (Aen. VI. 73) наме­ка­ет на них в обра­ще­нии к Сивил­ле: «Lec­tos sac­ra­bo vi­ros» («Посвя­щу избран­ных мужей»).

При царях хра­не­ние Сивил­ли­ных книг было пору­че­но двум мужам (duum­vi­ri) высо­ко­го досто­ин­ства (Dio­nys. IV. 62), одно­го из кото­рых, по име­ни Ати­лий или Тул­лий, Тарк­ви­ний нака­зал за невер­ность дол­гу, зашив его в мешок и бро­сив в море (Dio­nys. l. c.; Val. Max. I. 1, § 13). После изгна­ния царей попе­че­ние об этих кни­гах было дове­ре­но знат­ней­шим пат­ри­ци­ям, кото­рых осво­бо­ди­ли от всех воен­ных и граж­дан­ских обя­зан­но­стей. В 367 г. до н. э. их чис­ло было уве­ли­че­но до деся­ти; пяте­ро изби­ра­лись из пат­ри­ци­ев, а пяте­ро — из пле­бе­ев (Liv. VI. 37, 42). В даль­ней­шем их чис­ло было еще раз уве­ли­че­но до пят­на­дца­ти (квин­де­цем­ви­ры), но когда — неяс­но. Но посколь­ку децем­ви­ры суще­ст­во­ва­ли в 114 г. до н. э. (Val. Max. VIII. 15, 12), в 98 г. до н. э. (Ob­se­quens, 47) и в 82 г. до н. э., когда сго­рел Капи­то­лий (Dio­nys. l. c.), а во вре­ме­на Цице­ро­на мы чита­ем о квин­де­цем­ви­рах (ad Fam. VIII. 4), пред­став­ля­ет­ся веро­ят­ным, что их чис­ло уве­ли­чил с деся­ти до пят­на­дца­ти Сул­ла; тем более, что извест­но, что он уве­ли­чил чис­лен­ность неко­то­рых дру­гих рели­ги­оз­ных кор­по­ра­ций. Юлий Цезарь доба­вил к их чис­лу еще одно­го (Dio Cass. XLII. 51); но это­му пре­цеден­ту не после­до­ва­ли, посколь­ку впо­след­ст­вии кол­ле­гия, види­мо, состо­я­ла толь­ко из пят­на­дца­ти чело­век.

В обя­зан­но­сти децем­ви­ров и квин­кве­ви­ров вхо­ди­ло так­же празд­но­ва­ние Апол­ло­но­вых игр (Liv. X. 8) и секу­ляр­ных игр (Tac. Ann. XI. 11; Hor. Carm. Saec. 70). Фак­ти­че­ски они счи­та­лись жре­ца­ми Апол­ло­на, поэто­му каж­дый из них имел у себя дома брон­зо­вый тре­нож­ник, посвя­щен­ный это­му боже­ству (Serv. ad Verg. Aen. III. 332).

До тех пор, пока чле­нов кол­ле­гии было десять, в ней суще­ст­во­ва­ло два маги­ст­ра: пат­ри­ций с.602 и пле­бей; когда их чис­ло было уве­ли­че­но до пят­на­дца­ти, маги­ст­ров ста­ло пять (Mom­msen, Res Ges­tae di­vi Aug. p. 64: ср. Tac. Ann. VI. 12; Mar­quardt, Röm. Alt. VI. 364 ff.).


4. De­cem­vi­ri Ag­ris Di­vi­dun­dis (Децем­ви­ры для рас­пре­де­ле­ния зем­ли) ино­гда назна­ча­лись для рас­пре­де­ле­ния обще­ст­вен­ной зем­ли меж­ду граж­да­на­ми (Liv. XXXI. 4; XLII. 4).


5. De­cem­vi­ri ино­гда назна­ча­лись в ран­ней рес­пуб­ли­ке как упол­но­мо­чен­ные для опре­де­ле­ния усло­вий мира (Mom­msen, Röm. St. II.2 624, 665, 672).


Wil­liam Smith, A. S. Wil­kins

См. также:
ДЕЦЕМВИРЫ (Словарь античности)
ДЕЦЕМВИРЫ (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
William Smith. A Dictionary of Greek and Roman Antiquities, ч. I, London, 1890, с. 600—602.
© 2009 г. Пере­вод О. В. Люби­мо­вой
См. по теме: КОВАРСТВО, ОБМАН • ПРИЗЫВ НА СУД • КАТАКЛЕСИИ • АКТУАРИИ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. НАДПИСИ. Рим.
Надпись в честь Плиния Младшего.
Мрамор. 111—114 гг. н. э.
CIL V. 5262 = ILS 2927.
Милан, Базилика Святого Амвросия.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА