Ф. Любкер. Реальный словарь классических древностей

АСКЛЕ́ПИЙ

Ἀσκλή­πιος, Ἀσκλη­πιός, Aes­cu­la­pius, гре­че­ский бог вра­че­ва­ния; по обык­но­вен­но­му ска­за­нию (Геси­од, Пин­дар), сын Апол­ло­на и Коро­ниды, доче­ри царя лапи­фов Фле­гия. Апол­лон, убив из рев­но­сти Коро­ниду, отдал сына на вос­пи­та­ние кен­тав­ру Хей­ро­ну, кото­рый обу­чил сво­его питом­ца раз­ным искус­ствам, и осо­бен­но искус­ству вра­че­ва­ния. Эпидавр и Мес­се­ния, где мате­рью Аскле­пия назы­ва­ли Арси­ною, дочь Лев­кип­па, наравне с Фес­са­ли­ей заяв­ля­ли пра­ва на честь быть роди­ной бога-цели­те­ля. Сво­им искус­ст­вом он спас мно­гих людей от смер­ти и даже мно­гих умер­ших вновь при­звал к жиз­ни. Чтобы миро­вой порядок не тер­пел более таких нару­ше­ний и чтобы люди, бла­го­да­ря вра­чеб­но­му искус­ству совер­шен­но изба­вив­шись от стра­ха смер­ти, не ста­ли пре­не­бре­гать помо­щью богов, Зевс убил Аскле­пия сво­ей мол­нией. Мстя за смерть сына, Апол­лон убил кик­ло­пов, ковав­ших для Зев­са мол­нии, но за это сам дол­жен был неко­то­рое вре­мя слу­жить на зем­ле людям. У Гоме­ра и Пин­да­ра Аскле­пий пре­крас­ный врач, но не более как герой; напро­тив, в позд­ней­шие вре­ме­на его повсюду почи­та­ли как бога вра­чеб­ной нау­ки; его свя­ти­ли­ща нахо­ди­лись осо­бен­но в рощах, у целеб­ных клю­чей и в здо­ро­вых, лежа­щих вне горо­дов мест­но­стях. С древ­них вре­мен глав­ны­ми места­ми его почи­та­ния были: Трик­ка в Фес­са­лии, Епи­давр, где в честь его каж­дое пяти­ле­тие совер­шал­ся боль­шой празд­ник Ἀσκλη­πίεια и Пер­гам. В хра­мах Аскле­пия дер­жа­ли змей как сим­вол посто­ян­но обнов­ля­ю­щей­ся жиз­нен­ной силы и вме­сте с тем как одно из средств вра­че­ва­ния. Лече­ние совер­ша­лось, меж­ду про­чим, посред­ст­вом инку­ба­ции: боль­ные ноче­ва­ли в хра­ме, веря, что бог во сне откро­ет им, какое лекар­ство долж­ны они употреб­лять. Исце­лен­ные веша­ли в хра­ме дощеч­ки, на кото­рых озна­ча­лись болез­ни и сред­ства, про­тив них подей­ст­во­вав­шие.

Аскле­пия изо­бра­жа­ли напо­до­бие Зев­са с крот­ки­ми, спо­кой­ны­ми, задум­чи­вы­ми чер­та­ми лица; обык­но­вен­ным атри­бу­том бога-цели­те­ля был жезл с обви­ваю­щей­ся вокруг него зме­ей, а жерт­вен­ным живот­ным — петух. Ино­гда с Аскле­пи­ем сопо­став­ля­ет­ся отрок Телес­фор, «при­во­дя­щий к доб­ро­му кон­цу», гений выздо­ров­ле­ния, назы­вае­мый еще Ева­ме­ри­о­ном, гени­ем бла­го­ден­ст­вия, и Аке­си­ем.

Детьми Аскле­пия назы­ва­ют­ся: вра­чи Маха­он и Пода­лей­рий (Il. 2, 731), Гиги­ейя, «здо­ро­вье» (на изо­бра­же­ни­ях это — цве­ту­щая дева; в левой руке обык­но­вен­но она дер­жит чашу, из кото­рой дает пить змее) и, Пана­кейя (Pa­na­cea, «все­ис­це­ля­ю­щая»); женой Аскле­пия была Епи­о­на (Ἠπιόνη, «уни­маю­щая боли»).

В Риме почи­та­ние Аскле­пия (Aes­cu­la­pius) введе­но в 291 г. до Р. Х. Тогда, во вре­мя чумы, по при­ка­за­нию, извле­чен­но­му из сивил­ли­ных книг, из Епи­дав­ра пере­вез­ли в Рим змею, а в ее обра­зе, как вери­ли тогда, и само­го Эску­ла­па и постро­и­ли ему храм на ост­ро­ве Тиб­ра. Liv. 10, 47. Ov. met. 15, 622—744.

См. также:
АСКЛЕПИЙ (Словарь античности)
АСКЛЕПИЙ (Мифы народов мира)
«Реаль­ный сло­варь клас­си­че­ских древ­но­стей по Люб­ке­ру». Изда­ние Обще­ства клас­си­че­ской фило­ло­гии и педа­го­ги­ки. СПб, 1885, с. 166—167.
Детальная информация Алина Моносова здесь.
См. по теме: ДИАКТОР • ДРИОП • ЭМАТИОН, ЕМАФИОН • ЭПАФ, ЕПАФ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Колоссальная статуя Асклепия.
Лунский мрамор.
Римская копия I—II вв. н. э. греческого образца II в. до н. э. (тип Мунихия).
Сиракузы, Региональный археологический музей «Паоло Орси».
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Статуя Асклепия.
Мрамор средней зернистости, прозрачный, в реставрированных частях каррарский мрамор.
Римская копия.
Рим, Римский национальный музей, Палаццо Альтемпс.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Асклепий.
Мрамор.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Группа с Асклепием и Гигиеей.
Мрамор.
Римская копия эпохи Адриана с позднеэллинистического оригинала.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Галерея статуй, 33.
5. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Асклепий и Гигиея.
Фрагмент рельефа.
Мрамор.
Конец V в. до н.э.
Стамбул, Археологический музей.
6. СКУЛЬПТУРА. Азия.
Асклепий.
Мрамор.
Римский период
Анталья, Археологический музей Антальи.
7. СКУЛЬПТУРА. Азия.
Асклепий (деталь).
Мрамор.
Римский период
Анталья, Археологический музей Антальи.
8. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Асклепий.
Мрамор.
Конец II — начало III вв. н. э.
Кипр.
Пафос, Окружной археологический музей.
9. НАДПИСИ. Греция.
Вотивный рельеф Куция Галла.
Эпоха империи. Гипсовый слепок.
CIL III 7266 = ILS 3853.
Рим, Музей Римской культуры.
10. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Вотивный рельеф, посвященный Асклепию.
Мрамор.
IV в. до н. э.
Патры, Новый археологический музей.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. AE, медь
Каракалла
Сердика, 211—217 гг.
АВЕРС: ΑΥΤ. Κ. Μ. ΑΥΡΗ. ϹΕΒΗ. ΑΝΤΩΝΕΙΝΟϹ — драпированный бюст Каракаллы в доспехах и в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: ΟΥΛΠΙΑϹ ϹΕΡΔΙΚΗϹ — Асклепий сидит влево, в правой протянутой руке держит патеру, в левой — обвитый змеей жезл.
2. Медальон AE 46, медь
Каракалла
Пергам, 211—217 гг.
АВЕРС: ΑΥΤΚΡΑΤ. Κ. ΜΑΡΚΟC ΑΥΡ. ΑΝΤΩΝΕΙΝΟC — бюст Каракаллы, в лавровом венке, вправо; на нем доспехи, украшенные горгонейоном.
РЕВЕРС: ΕΠΙ CΤΡ. Μ. ΚΑΙΡΕΛ. ΑΤΤΑΛΟΥ ΠΕΡΓΑΜΗΝΩΝ ΠΡΩΤΩΝ Γ. ΝΕΩΚΟΡΩΝ — Каракалла, в тоге, держащий в правой руке патеру, в левой свиток, стоит вправо перед храмом (изображенным в перспективе), внутри которого находится Асклепий; между храмом и Каракаллой юноша, обращенный влево, наносит удар горбатому быку, обращенному влево, привязанному за кольцо в носу.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА