АСКЛЕ́ПИЙ
Ἀσκλήπιος, Ἀσκληπιός, Aesculapius, греческий бог врачевания; по обыкновенному сказанию (Гесиод, Пиндар), сын Аполлона и Корониды, дочери царя лапифов Флегия. Аполлон, убив из ревности Корониду, отдал сына на воспитание кентавру Хейрону, который обучил своего питомца разным искусствам, и особенно искусству врачевания. Эпидавр и Мессения, где матерью Асклепия называли Арсиною, дочь Левкиппа, наравне с Фессалией заявляли права на честь быть родиной бога-целителя. Своим искусством он спас многих людей от смерти и даже многих умерших вновь призвал к жизни. Чтобы мировой порядок не терпел более таких нарушений и чтобы люди, благодаря врачебному искусству совершенно избавившись от страха смерти, не стали пренебрегать помощью богов, Зевс убил Асклепия своей молнией. Мстя за смерть сына, Аполлон убил киклопов, ковавших для Зевса молнии, но за это сам должен был некоторое время служить на земле людям. У Гомера и Пиндара Асклепий прекрасный врач, но не более как герой; напротив, в позднейшие времена его повсюду почитали как бога врачебной науки; его святилища находились особенно в рощах, у целебных ключей и в здоровых, лежащих вне городов местностях. С древних времен главными местами его почитания были: Трикка в Фессалии, Епидавр, где в честь его каждое пятилетие совершался большой праздник Ἀσκληπίεια и Пергам. В храмах Асклепия держали змей как символ постоянно обновляющейся жизненной силы и вместе с тем как одно из средств врачевания. Лечение совершалось, между прочим, посредством инкубации: больные ночевали в храме, веря, что бог во сне откроет им, какое лекарство должны они употреблять. Исцеленные вешали в храме дощечки, на которых означались болезни и средства, против них подействовавшие.
Асклепия изображали наподобие Зевса с кроткими, спокойными, задумчивыми чертами лица; обыкновенным атрибутом бога-целителя был жезл с обвивающейся вокруг него змеей, а жертвенным животным — петух. Иногда с Асклепием сопоставляется отрок Телесфор, «приводящий к доброму концу», гений выздоровления, называемый еще Евамерионом, гением благоденствия, и Акесием.
Детьми Асклепия называются: врачи Махаон и Подалейрий (Il. 2, 731), Гигиейя, «здоровье» (на изображениях это — цветущая дева; в левой руке обыкновенно она держит чашу, из которой дает пить змее) и, Панакейя (Panacea, «всеисцеляющая»); женой Асклепия была Епиона (Ἠπιόνη, «унимающая боли»).
В Риме почитание Асклепия (Aesculapius) введено в 291 г. до Р. Х. Тогда, во время чумы, по приказанию, извлеченному из сивиллиных книг, из Епидавра перевезли в Рим змею, а в ее образе, как верили тогда, и самого Эскулапа и построили ему храм на острове Тибра. Liv. 10, 47. Ov. met. 15, 622—
|
||
1.
AE, медь Каракалла Сердика, 211—217 гг. | ||
АВЕРС: ΑΥΤ. Κ. Μ. ΑΥΡΗ. ϹΕΒΗ. ΑΝΤΩΝΕΙΝΟϹ — драпированный бюст Каракаллы в доспехах и в лавровом венке вправо. РЕВЕРС: ΟΥΛΠΙΑϹ ϹΕΡΔΙΚΗϹ — Асклепий сидит влево, в правой протянутой руке держит патеру, в левой — обвитый змеей жезл. | ||
2.
Медальон AE 46, медь Каракалла Пергам, 211—217 гг. | ||
АВЕРС: ΑΥΤΚΡΑΤ. Κ. ΜΑΡΚΟC ΑΥΡ. ΑΝΤΩΝΕΙΝΟC — бюст Каракаллы, в лавровом венке, вправо; на нем доспехи, украшенные горгонейоном. РЕВЕРС: ΕΠΙ CΤΡ. Μ. ΚΑΙΡΕΛ. ΑΤΤΑΛΟΥ ΠΕΡΓΑΜΗΝΩΝ ΠΡΩΤΩΝ Γ. ΝΕΩΚΟΡΩΝ — Каракалла, в тоге, держащий в правой руке патеру, в левой свиток, стоит вправо перед храмом (изображенным в перспективе), внутри которого находится Асклепий; между храмом и Каракаллой юноша, обращенный влево, наносит удар горбатому быку, обращенному влево, привязанному за кольцо в носу. |