ХРАМ БОЖЕСТВЕННОГО ЮЛИЯ (aedes Divi Iulii) (рис. 48, 49): храм обожествлённого Юлия Цезаря, строительство которого начали триумвиры в 42 г. до н. э. (Cass. Dio 47. 18. 4) на месте, где его тело было кремировано народом, а завершил Октавиан, посвятивший храм 18 августа 29 г. до н. э. (Cass. Dio 51. 22. 2; Aug., RG 19; Degrassi 497). На месте сожжения тела, в восточном конце форума перед Регией, вскоре после событий были возведены алтарь и колонна из жёлтого мрамора с надписью Parenti Patriae (Отцу Отечества) (Suet., Iul. 85; App., Bell. Civ. 2. 148), но затем Долабелла разрушил их и уничтожил все их следы (Cic., Att. 14. 15. 1; Phil. 1. 5). Посвящение храма сопровождалось великолепными играми (Cass. Dio 51. 22. 3—9); храм имел право убежища (Cass. Dio 47. 19. 2); в нём собирались арвальские братья (CIL 6. 2051. 55). Позднее он был восстановлен Адрианом, о чём свидетельствуют монеты, но без изменений архитектурного стиля.
Архитектурная форма до некоторой степени была продиктована доступным пространством. Впереди высокая платформа высотой 3,50 м служила рострами и была украшена носами кораблей, захваченных при Акции (Cass. Dio с.214 51. 19. 2); она была известна как ростры храма Божественного Юлия или ростры Юлия (Front., Aq. 2. 129; Cass. Dio 56. 34. 4). С неё Тиберий произнес похвальную речь на похоронах Августа (Suet., Augustus 100. 3), и императоры часто использовали её для публичных выступлений. Подняться на неё можно было сзади по боковым пандусам с каждой стороны, а в центре передней части глубокая полукруглая ниша, огороженная спереди, содержит бетонную сердцевину маленькой круглой трехступенчатой структуры, которая была интерпретирована как реставрация алтаря, первоначально установленного на месте погребального костра, но более вероятно, что это путеал Либона (q. v.). На уровне земли пандусы, предназначенные для входа, тянулись вдоль боковых сторон платформы, позади храма соединялись скрытым криптопортиком и продолжались вдоль северо-восточной стороны Регии. Эти крытые проходы были идентифицированы как портик Юлия (q. v.).
Таким образом, сам храм был со всех сторон окружён одноэтажными пристройками и возвышался на второй платформе высотой 2,36 м, подняться на которую можно было спереди по короткой лестнице, проходящей между колоннами фасада. Храм был шестиколонным простилем, пронаос и целла — широкими и неглубокими прямоугольниками равной глубины. От колонн и верхнего здания мало что осталось, за исключением нескольких фрагментов антаблемента, пилястров, украшавших внутреннюю часть храма, и мраморных балок крыши, но Витрувий (3. 3. 2) сообщает, что храм был пикностилем, с колоннами, разделёнными узкими промежутками в полтора диаметра, что должно было подчёркивать вертикальное измерение здания и с выразительным акцентом повторять эстетику форума Юлия и храма Венеры Прародительницы. По фрагментам известно, что ордер был коринфским (?), фриз украшен растительным орнаментом в виде завитков и стилизованными под старину крылатыми фигурами.
В целле стояла колоссальная статуя Юлия Цезаря, возможно, со звездой, венчающей голову (Suet., Iul. 83; Plin., HN 2. 93—94, но ср. Cass. Dio 45. 7. 1). На монетах Августа (Crawford 540/1; Lugli 1946, 201 и рис. 45) культовая статуя изображена capite velato (с покрытой головой), с литуусом в руке, а звезда — на фронтоне храма. Поскольку известно, что Цезарь был авгуром (как и верховным понтификом), это, вероятно, правильно. Сюда Август посвятил подношения из военной добычи, в числе которых могли быть картины Апеллеса, изображающие Диоскуров с Викторией и Венеру Анадиомену, упомянутые Плинием (HN 35. 27, 91, 93). Когда последняя испортилась и не поддавалась восстановлению, Нерон заменил её на другую картину работы Доротея.
Lugli 1946, 198—201; Nash 1. 512—514; S. Weinstock, Divus Iulius (Oxford, 1971), 385—401; MonAnt 48 (1973): 257—283 (M. Montagna Pasquinucci); Athenaeum 52 (1974): 144—155 (M. Montagna-Pasquinucci); Roma, archaeologia nel centro [1985], 1. 67—72 [M. E. Cecchini); Arctos 21 (1967): 147—156 (E. M. Steinby).
Рис. 48. Храм Божественного Юлия, арка Августа, храм Весты, Регия и окрестности, план-реконструкция согласно Р. Гамберини Мондженету.
Рис. 49. Храм Божественного Юлия, план сохранившихся руин.