Ф. Коарелли. Рим. Археологический путеводитель

ХРАМ БОЖЕСТВЕННОГО ЮЛИЯ


После смер­ти Цеза­ря, уби­то­го на Мар­со­вом поле, в курии Пом­пея (при­мы­каю­щей к «area sac­ra» Лар­го Арджен­ти­на: см. соот­вет­ст­ву­ю­щую ста­тью), его тело было пере­не­се­но на Форум, на место вбли­зи от Регии, являв­шей­ся офи­ци­аль­ной рези­ден­ци­ей дик­та­то­ра, кото­рый был обле­чен рели­ги­оз­ной долж­но­стью вели­ко­го пон­ти­фи­ка. Здесь тело было сожже­но и на этом месте была постав­ле­на мра­мор­ная колон­на с над­пи­сью «Pa­ren­ti Pat­riae» («Отцу Оте­че­ства»).

На месте колон­ны, впо­след­ст­вии пере­ме­щен­ной, был постро­ен храм, посвя­щен­ный Боже­ст­вен­но­му Юлию, т. е. обо­жест­влен­но­му Юлию Цеза­рю: в Риме это был пер­вый слу­чай обо­жест­вле­ния после смер­ти, по восточ­но­му обы­чаю, при­ня­то­му у элли­ни­сти­че­ских монар­хов. Впо­след­ст­вии импе­ра­то­ры будут сле­до­вать это­му обы­чаю (на том же Фору­ме сто­ят хра­мы, посвя­щен­ные Вес­па­си­а­ну и Титу, Анто­ни­ну и Фау­стине).

Храм, постро­ен­ный Авгу­стом и освя­щен­ный 18 авгу­ста 29 г. до н. э., воз­вы­шал­ся на восточ­ной сто­роне Фору­ма и являл­ся одним из ее пре­де­лов. После губи­тель­ней­ших раз­граб­ле­ний XV века, от него оста­лись лишь раз­ва­ли­ны цемент­но­го соору­же­ния поди­у­ма: сего­дняш­ние пустоты соот­вет­ст­ву­ют несу­щим частям хра­ма (соот­вет­ст­вен­но, колон­на­да и сте­ны цел­лы), кото­рые были в виде туфо­вых бло­ков, несо­мнен­но, извле­чен­ных. Пере­д­няя часть поди­у­ма пред­став­ля­ет собой полу­круг, внут­ри кото­ро­го нахо­дит­ся осно­ва­ние круг­ло­го алта­ря, постро­ен­но­го, веро­ят­но, на том месте, где было сожже­но тело Цеза­ря. Позд­нее, для ограж­де­ния места попу­ляр­но­го куль­та, воз­ник­ше­го в то вре­мя, Август пере­крыл полу­круг пря­мой сте­ной. Вооб­ще гово­ря, счи­та­ет­ся, что к поди­у­му хра­ма были закреп­ле­ны рост­ры кораб­лей Анто­ния и Клео­пат­ры, захва­чен­ных при Акции, и что он отож­дествля­ет­ся с «рост­ра­ми у Боже­ст­вен­но­го Юлия» (rostra ad di­vi Iulii); но более веро­ят­но, что рост­ра­ми явля­лась плат­фор­ма, остат­ки кото­рой еще вид­ны перед хра­мом. Вход на плат­фор­му был по двум боко­вым лест­ни­цам. Храм, веро­ят­но, был в коринф­ском сти­ле и пред­став­лял собой цел­лу, с шестью колон­на­ми спе­ре­ди и дву­мя на длин­ных сто­ро­нах.

Фраг­мен­ты мра­мор­но­го деко­ра, и, глав­ным обра­зом, фриз, укра­шен­ный Вик­то­ри­ей и окайм­лен­ный побе­га­ми вино­град­ной лозы, хра­нят­ся на месте руин хра­ма и в Анти­ква­ри­уме Фору­ма. Внут­ри цел­лы была ста­туя Цеза­ря, с голо­вой, пере­хо­дя­щей в звезду (si­dus Iuli­um), нахо­див­шу­ю­ся, насколь­ко мож­но судить по изо­бра­же­ни­ям на моне­тах, так­же на фрон­тоне хра­ма, — в память о коме­те, появив­шей­ся после смер­ти Цеза­ря и истол­ко­ван­ной как знак его обо­жест­вле­ния.

См. также:
Храм Божественного Юлия (Пескарин. Рим. Атлас чудес света)
Храм Божественного Юлия (Платнер. Топографический словарь Древнего Рима)
Храм Божественного Юлия (Ричардсон. Новый топографический словарь Древнего Рима)
© 2004 г. Filippo Coarelli. Roma. Guide Archeologiche. Mondadori Electa S.p.A. 2004, pp. 92—93.
© 2008 г. Пере­вод с итал. Сос­нов­ско­го С. И.
См. по теме: ТЕАТР МАРЦЕЛЛА • Храм Юпитера Долихена • ЭРЕХТЕЙОН, ЕРЕХФЕЙОН • ВЕРХНИЙ ЭТАЖ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Вид Коровьего Поля.
Гравюра Джованни Баттиста Пиранези (1720—1778).
2. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Вид Форума после раскопок. (Базилика Юлия, храм Сатурна, храм Веспасиана и Тита, храм Конкордии, Портик Божественного Согласия, Табулярий).
Художник Фердинан Дютер.
Тушь, акварель. 1874 г.
Париж, Высшая национальная школа изящных искусств.
3. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА.
Проект реконструкции Форума по результатам раскопок и письменным источникам. (Базилика Юлия, храм Сатурна, храм Веспасиана и Тита, храм Конкордии, Табулярий).
Художник Фердинан Дютер.
Тушь, акварель. 1874 г.
Париж, Высшая национальная школа изящных искусств.
4. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА.
Римский форум в IV веке.
Теодор Йозеф Хуберт Хоффбауер (1839—1922).
Акварель (до 1906 г.).
Рим, Римский Форум.
5. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Римский Форум. Реконструкция XIX в.
(Новые Ростры, Золотой мильный столб, Базилика Юлия, Храм Сатурна, Храм Веспасиана и Тита, Священная дорога, Арка Септимия Севера, Мундус, Храм Конкордии (Согласия), Табулярий, Храм Юпитера).
Художник Бекетти. 1893 г.
6. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Римский форум ок. 1870 г.

Рим, Римский Форум.
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Сожжение долговых книг в присутствии Траяна.
Один из рельефов Траяна (т. н. Plutei Traiani) с Римского Форума.
Мрамор. 98—117 гг.
Рим, Римский Форум, Курия Юлия.
8. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Палатин. Деталь макета Рима.
Макет Рима в эпоху Константина I (IV в.) Итало Джисмонди и Пьерино Ди Карло, 1933—1937.
Рим, Музей Римской культуры.
9. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Панорама Римского форума и прилегающих районов.

Рим, Римский Форум.
10. АРХИТЕКТУРА. Рим.
План части Римского форума.
Храм Божественного Юлия, арка Августа, храм Весты, Регия и окрестности.
План-реконструкция согласно Р. Гамберини Мондженету.
Рим, Римский Форум.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА