МАТЕРИАЛИЗМ (лат.). В античной философии Платон впервые намеренно противопоставил материю сознанию. До этого материализм исходил только из предположения, что первоначалом является некая материальная субстанция — первовещество. В период становления рабовладельческого строя в Греции материализм как философское учение выражал интересы сторонников демократии, связанных в первую очередь с купеческой прослойкой и внешней торговлей. Многие материалисты, примыкавшие как к ионической школе, так и к последующим философским направлениям, были стихийными диалектиками. Представители ионической натурфилософии приписывали первоначалу мира — первовеществу, которое в их представлении обусловливало все конкретные явления, — способность ощущать и мыслить (гилозоизм). Гераклит считал, что первовещество природы — огонь, поскольку он наиболее способен к изменению и подвижен. Материалистические элементы встречаются также в философской системе элеата Парменида, полагавшего, что истинное бытие неизменно и представляет собой неподвижный и сплошь заполненный шар. В понимании Эмпедокла, Анаксагора и Левкиппа все существующие вещи возникали и исчезали вследствие соединения и разделения первичных элементов материи, которые сами по себе вечны и неизменны. Движущей силой, вызывающей этот процесс, Анаксагор считал «нус» — ум, который он понимал как материальное вещество; а по мысли Эмпедокла, соединение и разделение элементов происходили вследствие действия в материи двух начал-«любви» и «вражды». По Левкиппу, все, что происходит в мире, объясняется вечным передвижением атомов в абсолютной пустоте. Крупнейший материалист античности Демокрит положил в основу своего учения эту атомистическую доктрину и создал целостную систему материалистической философии. Для взглядов некоторых софистов, в частности Протагора, характерны элементы материализма. Киник Антисфен, предвосхищая основные положения средневекового номинализма и в противовес идеалистической теории Платона, утверждал, что реально существует только единичное, которое можно ощутить физически. Материалистические идеи содержатся также в основывающейся на атеизме философии и этике киренаиков. Эпикур и Лукреций — виднейшие представители материализма поздней античности. Их мировоззрение, основанное на индивидуалистических идеалах, сформировалось в условиях, ничем не напоминающих эпоху зарождения рабовладельческой демократии. В своей этике и представлениях о независимой от произвола богов природе они испытали влияние философии киренской школы, в особенности атомистики, и поэтому выступали за свободу воли. Среди учеников Аристотеля выразителем материалистических идей считался Стратон Физик. Он отождествлял богов с бессознательно действующими силами природы и, отвергнув теологию своего учителя, сформулировал учение о чисто физическом характере природных явлений. Стратон отрицал бессмертие души. Материалистические элементы играли определенную роль в натурфилософии стоиков. Согласно их представлениям, реально существуют только тела, и поэтому душа и добродетель также телесны. Даже отождествляемая с имманентным божеством «пневма» (огневидное дыхание), которое с абсолютной неизбежностью предопределяет все процессы в природе, как и в учении Гераклита, представляет собой материальную субстанцию. Стоики отвергали механицизм Демокрита и исходили из теологического принципа. Вся история античного материализма — это борьба его представителей с религиозными представлениями, а позднее и с идеалистическими теориями. О том, каким преследованиям подвергался материализм в эпоху античности, свидетельствует уже тот факт, что полностью сохранилось лишь основное сочинение его последнего великого представителя — Лукреция. Гениальные предположения античных материалистов (атомистика, учение об элементах, диалектика) оказали огромное воздействие на последующие поколения ученых и сыграли значительную роль в развитии главным образом естественных наук.