ПРИНЦЕПС (princeps) (греч. ἡγεμών: Mon. Anc. Gr. VII. 9, ἐμοῦ ἡγεμόνος), почтительный титул, которым обычно называли римских императоров I в. и реже — императоров II и III вв. Употребление этого термина, с помощью которого было удобно выражать главенство одного гражданина, было знакомо авторам поздней Республики; сам этот термин таким образом применялся как к Помпею, так и к Цезарю. [Идеальный «princeps civitatis»[1], в общих чертах описанный Цицероном (Augustin. de Civ. Dei, VI. 13) в утраченной книге трактата «О государстве», явно был изображен с непосредственным указанием на Помпея: ср. ad Att. VIII. 11. Ср. также ad Att. VIII. 9: «nihil malle Caesarem quam principe Pompeio sine metu vivere»[2]; Sallust. Hist. III. фр. 81, изд. Криц, «Pompeium malle principem volentibus vobis esse, quam illis dominationis socium»[3]. И о Цезаре, Cic. ad Fam. VI. 6, «esset hic quidem clarus in toga et princeps»[4]; Suet. Jul. 26, «difficilius se (Caesarem) principem civitatis a primo ordine in secundum detrudi»[5]]. Когда со всенародного согласия этот титул был предоставлен Августу и его преемникам, его значение было таким же. Данный титул не был официальным и не являлся частью официального именования императоров. Он не означал никакой особой должности или прерогативы и не предоставлялся путем какого-то формального постановления сената или народа. Это был только и исключительно почтительный титул, обозначающий своего носителя как «первого гражданина» (princeps civium, Mommsen, Staatsr. II. 733, прим. 3) или скорее как «самого выдающегося человека в государстве» (princeps civitatis; см. процитированные выше фрагменты) и с.484 подразумевающий не только общее превосходство, в отличие от особой власти магистрата (Tac. Ann. III. 53, «non aedilis aut praetoris aut consulis partes sustineo, majus aliquid et excelsius a principe postulatur»[6]), но конституционное первенство среди свободных граждан в противоположность деспотическому правлению (Tac. Hist. IV. 3, «ceterum ut princeps loquebatur, civilia de se, de republica egregia»[7]; Plin. Paneg. 55, «sedem obtinet principis ne sit domino locus»[8]; Dio Cass. LVII. 8, δεσπότης τῶν δούλων, αὐτοκράτωρ τῶν στρατιωτῶν, τῶν δὲ δὴ λοιπῶν πρόκριτός εἰμι[9]). Возражения против мнения, некогда общепринятого, будто этот титул является всего лишь сокращением титула «принцепс сената», см. в Mommsen, Staatsrecht, II. 733, прим.; Pelham в Journ. Phil. VIII. с. 323. Однако в видоизмененной форме это мнение вновь было высказано Херцогом, Gesch. u. System d. röm. Verfass. II. с. 133.
Принципат (principatus). — Титул «принцепс» точно отражает характерные черты положения, занимаемого императором в системе Августа, положения, основанного не на занятии какой-либо высокой должности или, тем более, вновь созданной должности, но на том факте, что сенат и народ вручил определенные полномочия отдельному лицу, в силу чего он на какое-то время возвысился над равными себе по положению. Более того, это была позиция, создаваемая конституционными средствами для каждого обладателя поочередно и предполагающая открытое признание того, что свободное государство продолжает существовать.
Собственно говоря, принципат начинает свое существование с января 27 г. до н. э. Лето 29 г. застало Октавиана бесспорным хозяином римского мира (Mon. Ancyr. VI. 14); вероятно, ни одна часть римского общества не считала ни желательным, ни возможным его прямой отказ от принадлежавшей ему огромной власти. Но хотя опыт последних пятидесяти лет ясно показал настоятельную необходимость некой концентрации исполнительной власти ради сохранения единства империи, однако в интересах мира и порядка не менее важно было легитимизировать эту власть и, насколько возможно, согласовать ее с республиканскими институтами и традициями. После двадцати лет аномального и временного правления общественное мнение требовало правительства, которое будет не только сильным, но и хотя бы внешне нормальным и конституционным. Первый шаг к удовлетворению этого требования Октавиан сделал, когда в свое шестое консульство (28 г. до н. э.) эдиктом положил конец временному режиму триумвирата, сложил чрезвычайные полномочия, которыми обладал с 43 г., и формально вернул управление государством сенату и народу (Mon. Ancyr. Lat. VI. 13; Tac. Ann. III. 28; Dio Cass. LIII. 2; ср. Suet. Aug. 28). За этим восстановлением республики в январе 27 г. до н. э. последовало урегулирование положения самого Октавиана, урегулирование, бесспорно, спланированное им самим. Решением сената и народа ему были законно возвращены основные элементы его прежней власти. Он получил военную власть, правда, ограниченную по сроку и территории, однако в обоих отношениях беспрецедентно широкую. Предоставленная ему тогда «провинция» включала, за единственным исключением, важные приграничные провинции. Она влекла за собой единоличное командование всеми римскими армиями и исключительное право набора войск, заключения договоров и решения вопросов войны и мира (Dio Cass. LIII. 12, 17; Suet. Aug. 47, «provincias validiores ipse suscepit, ceteras proconsulibus permisit»[10]; Lex Vespasiani, Wilmanns, 917: ср. Strabo, с. 840; Provincia). Наконец, она была предоставлена ему сроком на десять лет, по истечении которого могла быть возобновлена (Dio Cass. LIII. 13, 16). Но если бы Октавиан удовлетворился одним лишь этим «консульским империем», то был бы всего лишь могущественным проконсулом, — хоть и с более широкими полномочиями, чем даже те, что принадлежали Помпею по законам Габиния и Манилия, но все же только проконсулом. Как таковой, он не занимал бы никакого положения в Риме и был бы лишь равным, а не вышестоящим по отношению к проконсулам-наместникам провинций, не включенных в область его собственного империя. И прежние трудности, вызванные разграничением высшей военной власти в провинциях и высших магистратур в городе, не преминули бы вновь возникнуть. (Проконсул терял империй, возвращаясь в город, Cic. ad Fam. I. 9; Dig. 1, 16, 16; ср. также Vell. Pat. II. 31 об империи Помпея в 67 г. до н. э.: «imperium aequum in omnibus provinciis cum proconsulibus»[11]). Этих недостатков и трудностей Октавиан избежал, сохранив за собой консульство и обладая империем в качестве консула. В этом качестве он был высшим магистратом в государстве, превосходя не только всех остальных магистратов в городе, но и всех проконсулов и пропреторов в провинциях (Cic. Phil. IV. 4, 9; ad Att. VIII. 15); в то же время, в отличие от всех консулов последнего времени, кроме одного лишь Помпея в 52 г. до н. э., провинция, подвластная его империю, не была ограничена Римом и Италией, а охватывала огромную часть империи. В каком-то смысле это был возврат к обычаю ранней республики, когда консулы одновременно являлись высшей гражданской и высшей военной властью в государстве. Его контроль над управлением в городе был еще более упрочен сохранением за ним трибунской власти (tribunicia potestas), пожизненно предоставленной ему в 36 г. до н. э. (Dio Cass. XLIX. 15), хотя неясно, как он мог (и мог ли вообще) употреблять связанные с нею права на этом этапе (Tac. Ann. I. 2, «posito iiiviri nomine, consulem se ferens, et ad tuendam plebem tribunicio jure contentum»[12]). Наконец, в знак признания его огромных заслуг и выдающегося достоинства, сенат и народ даровали ему когномен Август (Mon. Ancyr. Lat. VI. 16;
В течение четырех лет Август обладал высшей властью в городе и в провинциях, предоставленной ему в восстановленной республике в старой конституционной форме консульства. Но в 23 г. до н. э. было совершено изменение, придавшее принципату несколько иную форму, которую он в целом сохранял до времен Диоклетиана (См. особенно Herzog, op. cit. II. с. 141; Pelham, в Journ. Phil. XVII. с. 27). 27 июня этого года Август сложил с себя консульство, которое занимал год за годом с 31 г. до н. э. (Dio Cass. LIII. 32;
Это «августовское урегулирование» по форме, а возможно, и по замыслу, было компромиссом, нацеленным на обеспечение необходимой централизации исполнительной власти с возможно меньшим нарушением традиционного механизма республики. Но этот компромисс с самого начала был фиктивным. Полномочия, предоставленные Августу, были слишком широки, чтобы оставить возможность для существования какой-либо еще реальной власти, и уже при его жизни независимость консулов и сената была фикцией, которую становилось все труднее уважать. Однако, хотя с самого начала вся административная работа стала тяготеть к принцепсу как к единственной настоящей власти в государстве, но еще во второй половине
Но хотя до этого времени принципат сохранял свой первоначальный характер, в иных отношениях он подвергся важным изменениям в течение тех трех веков, которые отделяли правление Августа от правления Диоклетиана. Эти изменения можно легко обобщить под следующими заголовками: (1) расширение сферы, находящейся под прямым контролем цезаря; (2) трансформация его высшего империя в прямой контроль даже над теми областями управления, которые, собственно, не были включены в его провинцию; (3) подчинение ему первоначально равной власти ординарных магистратов и сената; (4) возрастание монархического характера не только методов управления, применяемых цезарем, но и внешних атрибутов его положения. Первые два изменения были вызваны главным образом потребностями управления, и их исчерпывающе объясняют слова Ульпиана, описывающие учреждение префектуры вигилов. Dig. 1, 15, «Salutem reipublicae tueri nulli magis convenire… nec alium sufficere ei rei quam Caesarem»[21]. Последние два изменения — неизбежный результат этого процесса централизации, который сразу сделал невозможным существование какой-либо независимой власти помимо той, что принадлежала цезарю, и возвысил самого цезаря до положения, в котором исчезают ограничения, наложенные республиканскими обычаями и традициями.
Согласно установленному обычаю, с «консульским империем», которым обладал Август, была связана определенная сфера или провинция, в пределах которой принцепс являлся единственным высшим правителем, подобно Цицерону в Киликии или Помпею в Азии. Этот империй включал: (a) верховное командование всеми вооруженными силами государства и, наряду с этим, исключительное право набирать войска и повышать солдат в звании или увольнять со службы. [Тот факт, что проведение ценза в провинциях с самого начала было прерогативой цезаря, практически не вызывает сомнений (Mommsen, Staatsr. II. 945), и ценз было прямо связан с набором, особенно — вспомогательных войск (там же, II. 393; Henzen, 6453; Plin.
Различие между сферами, непосредственно подлежащими ведению цезаря, и сферами, отданными на попечение иным властям, полностью не исчезло даже к концу III в.; но провинция цезаря с самого начала неуклонно росла. После передачи Иллирика Августу в 11 г. до н. э. и отделения Нумидии от проконсульской провинции Африки в 37 г. н. э. (Strabo, с. 840; Dio Cass. LIII. 12, LIX. 20; Tac. Hist. IV. 48) даже непосредственное командование регулярными войсками полностью перешло в руки офицеров цезаря. Сенатские провинции, по Тациту, — это «provinciae inermes»[23]. Во времена Диона Кассия проконсулам даже запрещено было носить военный плащ (paludamentum), а Галлиен окончательно запретил сенаторам занимать любые должности в армии (Aurel. Vict. Caes. 33). Есть некоторые основания полагать, что хотя при первых императорах и ценз проводился по приказанию цезаря, но в не принадлежащих ему провинциях осуществлялся проконсулом; однако после Адриана нет никаких следов этого различия, и вся эта работа по всей империи выполняется служащими цезаря. Малая значимость медной чеканки, вероятно, послужила причиной того, что ограничения, первоначально наложенные на императора, сохранялись до правления Аврелиана (Schiller, Gesch. d. Kaiserzeit, I. 867).
Первоначально цезарю было предоставлено восемь провинций. Но поскольку все создаваемые впоследствии провинции тоже передавались под его власть, их число быстро росло. В конце
Рим и Италия, подобно сенатским провинциям, не входили в собственную провинцию цезаря, но и здесь одна область управления за другой включалась в сферу его ведения — за счет либо магистратов в Риме, либо муниципальных должностных лиц. В одних случаях этот переход осуществлялся напрямую, в других случаях изменение начиналось с создания сенатских кураторов по постановлению сената. Но этих кураторов рано или поздно заменяли императорские префекты и прокураторы, либо они становились настолько зависимы от цезаря, что лишь названием отличались от настоящих его служащих. Попечение о снабжении зерном (Annona; Hirschfeld, Verwaltungsgesch. 139), об акведуках (там же, 164), о государственных постройках, о берегах Тибра и клоаках (там же, 149—
В Италии область прямого императорского правления расширялась медленнее, чем в Риме. Правда, исключительная военная власть, предоставленная цезарю, сделала его ответственным не только за набор войск (Mommsen, Staatsr. II. 797) и защиту италийского побережья и гаваней (при Августе были созданы флоты в Мизене и Равенне, а Остия и Путеолы являлись особыми объектами попечения императора: Suet. Claud. 25), но и за подавление тех беспорядков, которые требовали применения военной силы. (Ср. milites stationarii[24], Suet. Aug. 32, Tib. 37; Tac. Ann. XIV. 17). Но легион (II Парфянский) в Италии впервые разместил Септимий Север, а императорские корректоры (correctores), обязанные поддерживать порядок в различных областях полуострова, выступают в качестве регулярных должностных лиц только в правление Аврелиана. [Дальнейшие подробности по этому вопросу см. в статье [Provincia]. С поддержанием порядка в Италии было прямо связано попечение о главных дорогах [Viae], землях цезаря и прочих получаемых им доходах [Fiscus; Provincia]; о его контроле над органами управления италийских городов через посредство государственных кураторов, см. Provincia и Colonia.
Сказанного достаточно, чтобы продемонстрировать, как сильно расширилась область, переданная под прямую власть цезаря, с 23 г. до н. э. Вне пределов — весьма обширных — императорских провинций, в провинциях сената и народа, в Риме и Италии существовали прерогативы, принадлежащие исключительно цезарю, и сферы управления, полностью контролируемые им и его служащими.
Согласно урегулированию 23 г. до н. э., империй Августа должен был считаться высшим по отношению к империю, принадлежащему другим лицам, за исключением, возможно, только консулов; и использование этого высшего империя сыграло даже бо́льшую роль, чем расширение собственной провинции цезаря, в превращении его — в абсолютного монарха, а разграничения сфер ведения цезаря и регулярных магистратов — в практически пустую формальность. Обладание этой «высшей властью» позволяло цезарю требовать от преторов и низших магистратов в Риме, а также от проконсулов в провинциях, почтения, которое в республиканские времена оказывалось консулу; и по мере того, как цезарь становился сильнее, а необходимость административного единства возрастала, это почтение легко превратилось в полное подчинение, которое поставило преторов и проконсулов под практически полный контроль цезаря, как его собственных легатов, префектов и прокураторов. Эффективность этого оружия лучше всего продемонстрировать на примере отношений между императором и проконсулами сенатских провинций. Поскольку проконсул обладал независимой властью магистрата, источником которой в конечном счете являлся сенат и народ, теоретически и (первоначально) практически он находился в совершенно ином положении, чем императорский легат. В частности, он был подотчетен не цезарю, но, как и сам цезарь, консулам, сенату и народу Рима. И известны примеры того, как первые императоры почти нарочито воздерживались от использования власти в отношении проконсулов и проконсульских провинций сверх особо отведенных им прав. Делегации из таких провинций, отправленные к цезарю, перенаправлялись им к консулам и сенату (Suet. Tib. 31). Затрагивающие их административные вопросы обсуждались в сенате и решались путем сенатских постановлений (Tac. Ann. II. 47, III. 60; Plin. Ep. ad Traj. 72; Mommsen, Staatsr. III. 1211). Нерон объявил, что апелляции из этих провинций должны рассматриваться на трибуналах консулов (Tac. Ann. XIII. 4). Еще во времена Траяна проконсула, обвиненного в вымогательстве, обычно судили консулы и сенат; и, наконец, примеры того, как дурное управление проконсульской провинцией приводило к ее передаче цезарю или к направлению туда особого императорского легата, указывают на то, что по крайней мере до конца
Рост силы и могущества высшего империя цезаря, наряду с быстрым расширением сферы, поставленной под его контроль, оказывали такое же воздействие на ординарных магистратов с империем в Риме. Их превращение из главных должностных лиц государства в муниципальных чиновников города Рима началось при Республике, по мере того, как командование легионами и провинциями стали поручать проконсулам и пропреторам, и лишь завершилось при переходе к цезарю одной области с.488 управления за другой, даже в Риме и Италии. Но этот процесс, обратная сторона которого постепенно возвысила частных служителей цезаря до ранга государственных служащих, едва ли повлек за собой такое явное отступление от древней конституции или даже от принципов августовской системы, как фактическое превращение тех, кто теоретически были независимыми коллегами цезаря, в подчиненных должностных лиц. Конечно, эти два изменения были тесно связаны, ибо по мере того, как компетенция консулов и преторов все более ограничивалась маловажной или чисто отраслевой работой, а общее управление и, в значительной мере, высшая юрисдикция — как в городе, так и в Италии — передавалась цезарю и его чиновникам, — теория их превосходства и даже равенства цезарю становилась несостоятельной фикцией.
Система Августа сохранила консульство как высшую магистратуру государства, и это преобладание формально признавалось в течение I века (Tac. Ann. IV. 19, «consulis, cujus vigiliis niteretur ne quod respublica detrimentum caperet»[25]; ср. Suet. Tib. 31; Plin. Pan. 59, «summa potestas»[26]). Даже в
Превращению первоначально верховных магистратов с империем в подчиненных должностных лиц с ограниченными и почти целиком муниципальными обязанностями способствовал приобретенный императорами контроль за их назначением, который низвел их до положения императорских чиновников. Этот контроль, основанный в сущности на праве выдвижения кандидатов, которое консульский империй предоставлял императорам вместе с консулами (Tac. Ann. I. 81), и на праве «рекомендации» (там же, I. 15. Оно было формально предоставлено Веспасиану, Lex de Imp. 4; неясно, использовалось ли оно когда-либо в отношении консульства: Mommsen, Staatsr. II. 865 сл.), уже твердо упрочился и открыто признавался в правление Траяна [Plin. Pan. 77, «ipsum (sc. Caesarem) qui consules facit»[29]; ср. он же, Ep. IV. 15, ad Traj. 12. Избрание низших магистратов все еще сохраняло некоторую реальность и сопровождалось соперничеством (он же, Ep. II. 9), подкупом (он же, Ep. VI. 19) и даже беспорядками (он же, Ep. III. 20)]. В
Окончательный сдвиг, в результате которого эти должности, за исключением консульства, полностью лишились общеимперского значения, перестав служить квалификационным условием для получения высших провинциальных и военных командований, был полностью завершен только после правления Диоклетиана.
О постепенном изменении взаимоотношений императора и сената см. Senatus: к концу
Описанные выше изменения, расширение сферы управления, прямо вверенной цезарю, и полное подчинение ему всех остальных законных властей в государстве, привели к соответствующему изменению его личного положения. Чем более абсолютной была его власть, тем труднее было обращаться с ним иначе, чем как с монархом. Естественная тенденция наделять цезаря атрибутами и окружать принадлежностями законной монархии проявляется уже при Августе, но она несомненно была усилена растущим ощущением того, что исключительный и временный характер его власти на самом деле являлся источником слабости, как дома, так и за границей. Организация принципата в форме ординарной и постоянной должности с установленным порядком наследования была желательна не только в интересах эффективного управления, но и как механизм сдерживания амбиций претендентов, тогда как на Востоке в любом случае было важно, чтобы римский цезарь мог соперничать личным великолепием и величием с царями Парфии или Персии. Достижение первой из этих целей было целью способнейших императоров
Первоначальная теория о том, что принцепс — это не более, чем гражданин, которому сенатом и народом предоставлены определенные полномочия на ограниченное время, никогда строго не исполнялась на практике, и к концу
Ограничение по времени, формально соблюдавшееся в правление Августа, исчезло после его смерти. Тиберий и его преемники получали империй пожизненно, и лишь в праздновании десятилетий сохранялась память о первоначальном положении дел [Imperium]. Разграничение между различными полномочиями и привилегиями, предоставленными императору, как и чисто индивидуальный характер этого предоставления, легко затушевались, когда (впервые — в случае Гая) их стали не только предоставлять en bloc[30] одновременно, но и передавать почти без изменений от одного императора к другому (Mommsen, Staatsr. II. 744 и приведенные там ссылки). Развившееся таким образом представление о единой и постоянной власти, принадлежащей поочередно каждому принцепсу, и, соответственно, о прерогативе, неотъемлемо присущей принципату, укрепилось, когда после правления Домициана цензорские функции стали осуществляться в силу одного только общего авторитета принцепса (Mommsen, Staatsr. II. 1013; Censor). Власть, предоставленная Августу, была не только составлена из различных полномочий, но и ограничена их пределами и подчинена законам, за исключением тех сфер, где носитель этих полномочий был освобожден от действия законов. В этом последнем отношении тоже произошла перемена. Во всяком случае в конце
Но тенденцию к превращению цезаря в монарха можно наблюдать не только в этой нереспубликанской теории о его прерогативах. Она ясно просматривается в возвышении его семьи и друзей над уровнем частных лиц, а его личных служителей и агентов — до уровня государственных служащих. Эти перемены, влекущие за собой полное отступление от республиканских принципов, начались при Августе и завершились в
Еще важнее то, каким образом не только кровное родство с цезарем, но даже узы дружбы стали источником определенного государственного положения, а затем и официальной власти. Сам Август вынужден был сдерживать тенденцию ставить его «друзей» выше законов (Suet. Aug. 56; ср. Tac. Ann. II. 34 об Ургулании: «supra leges amicitia Caesaris[36] extulerat»[37]). При Тиберии «cohors amicorum»[38] приобрела определенную форму. Она подразделялась на классы с различными привилегиями; принятие в нее было формальным актом (Tac. Ann. VI. 9), исключение из нее — наказанием, по своим последствиям эквивалентным изгнанию (Suet. Tib. 56; Tac. Ann. III. 12, 24). В Риме она формировала двор с установленным церемониалом и иерархией старшинства (Plin.
Монархическая тенденция, проявляющаяся в возвышении семьи, друзей и спутников цезаря из положения частных лиц до государственного и квазиофициального положения, повторяется в аналогичном возвышении, которое ожидало его домашних слуг и подчиненных агентов. Сначала домашняя прислуга цезаря, как и прислуга частных лиц, ограничивалась рабами и вольноотпущенниками. Но даже при первых императорах, и особенно при Клавдии, по крайней мере некоторые домашние должности в плане масштаба и важности связанных с ними обязанностей превратились в высшие государственные магистратуры (напр., liberti a rationibus, a libellis, ab epistulis[41]: см. Friedl. Sittengesch. I. 160; Hirschfeld, Verwalt.-gesch. 30). Во
Остается лишь упомянуть о том, как постепенно принимались даже внешние атрибуты и принадлежности монархии. Именование первых императоров достаточно близко соответствовало республиканским обычаям, за исключением того, что Август, Тиберий и Гай пропускали родовое имя. Но начиная с императоров династии Флавиев дело обстояло иначе. С одной стороны, личное величие Цезаря превозносилось путем постепенного умножения громких когноменов, а с другой стороны, был предпринята очевидная попытка замаскировать истинную природу принципата и придать ему видимость постоянной должности, передаваемой в ходе законного наследования от одного носителя к другому, — отчасти путем превращения собственных имен в официальные титулы (Цезарь, Пий), отчасти путем перечисления нескольких поколений фиктивных предков. При императорах династии Флавиев имя «Император Цезарь» заняло первое место, а единственным официальным когноменом был «Август». Траян установил прецедент принятия когноменов в честь своих побед; «Pius»[44], первоначально собственный когномен Антонина, впоследствии был принят как часть постоянного титулования. Титул «Felix»[45] был добавлен Коммодом. Титул «Invictus»[46] впервые появляется при Септимии Севере. К середине
Выражения, употребляемые при обращении к императору или в разговоре с ним, еще с.491 быстрее и дальше отклонялись от республиканской практики. Употребление слова «dominus»[54] в качестве обращения, против которого возражали Август и Тиберий, быстро распространялось во времена Плиния Младшего. В официальных документах оно впервые встречается при Севере, и Аврелиан прямо санкционировал его употребление (Mommsen, Staatsr. II. 721, 722). Греческие авторы и греческие надписи нередко называют императора βασιλεύς[55] уже в начале
Даже в церемониальных и общих придворных мероприятиях императоры уже по меньшей мере в
Одежды и инсигнии императоров двух первых веков целиком имели республиканское происхождение и становились отличительными лишь постольку, поскольку при их использовании император был освобожден от ограничений, связывающих ординарного магистрата, либо поскольку их использование было закреплено за ним одним. В 23 г. до н. э. Августу было предоставлено консульское кресло и ликторы. Вероятно, тогда же ему было даровано право носить традиционную тогу магистрата, и до конца