Словарь античности

МЕДЕЯ, в гре­че­ской мифо­ло­гии дочь царя Кол­хиды Ээта, наде­лен­ная даром вол­шеб­ства. Полю­бив Ясо­на, она с помо­щью вол­шеб­но­го зелья помог­ла ему овла­деть золотым руном и выдер­жать испы­та­ния, кото­рым под­верг его Ээт. Она усы­пи­ла дра­ко­на, охра­няв­ше­го руно. После похи­ще­ния Медея бежа­ла с Ясо­ном и арго­нав­та­ми. Чтобы задер­жать пре­сле­до­вав­ше­го их отца, уби­ла сво­его бра­та Апсир­та и раз­бро­са­ла кус­ки его тела. По пути на роди­ну арго­нав­тов соче­та­лась бра­ком с Ясо­ном. После под­стро­ен­ной ею гибе­ли узур­па­то­ра цар­ско­го пре­сто­ла в Иол­ке Пелия ока­за­лась вме­сте с Ясо­ном в Корин­фе. Там Ясон заду­мал женить­ся на доче­ри коринф­ско­го царя Кре­он­та Глав­ке (вари­ант: Кре­усе). Из мести Медея погу­би­ла ее, Кре­он­та, рож­ден­ных ею от Ясо­на детей и уле­те­ла на запря­жен­ной дра­ко­на­ми колес­ни­це к Эгею в Афи­ны. Начи­ная с антич­ной эпо­хи миф о Медее стал одним из излюб­лен­ных сюже­тов живо­пи­си (кар­ти­ны Э. Дела­круа и Фей­ер­ба­ха), скульп­ту­ры (сар­ко­фаг с изо­бра­же­ни­ем сцен с Меде­ей). Сюжет Медеи нашел отра­же­ние так­же в твор­че­стве Апол­ло­ния Родос­ско­го и Вале­рия Флак­ка. Осо­бое зна­че­ние миф имел для дра­ма­тур­гии. Создан­ный Еври­пидом образ стал исход­ным для всех драм о Медеи (Сене­ка, Кор­нель, Гриль­пар­цер, Ануй), хотя трак­тов­ка его была неод­но­знач­ной (убий­ца детей; отверг­ну­тая жен­щи­на, желаю­щая ото­мстить сопер­ни­це).

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ЭНИО, ЕНИО • ЭМПУСА, ЕМПУЗА • ЭНКЕЛАД, ЕНКЕЛАД • ЭНАРЕТА, ЕНАРЕТА •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Сцены мифа о Медее. Фронтальная панель саркофага.
Греческий мрамор. Сер. II в.
Берлин, Государственные музеи, Пергамский музей (Пергамон).
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Сцены мифа о Медее. Фронтальная панель саркофага.
Греческий мрамор. 150—170 гг. н. э.
Рим, Римский национальный музей, Термы Диоклетиана.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Сцена из мифа об Аргонавтах. Левая боковая панель саркофага со сценами мифа о Медее.
Греческий мрамор. 150—170 гг. н. э.
Рим, Римский национальный музей, Термы Диоклетиана.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Сцены мифа о Медее. Фронтальная панель саркофага.
Лунский мрамор. Середина II в. н. э.
Мантуя, Палаццо Дукале (герцогский дворец Гонзага).
5. КЕРАМИКА. Южная Италия.
Кратер Медеи. Сторона A: Медея, улетающая в колеснице после убийства своих детей.
Краснофигурный кратер-калик. Лукания.
Ок. 400 г. до н. э.
Приписывается мастеру Поликоро.
Кливленд, Художественный музей.
6. КЕРАМИКА. Южная Италия.
Кратер Медеи.
Краснофигурный кратер-калик. Лукания.
Ок. 400 г. до н. э.
Приписывается мастеру Поликоро.
Кливленд, Художественный музей.
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Сцены мифа о Медее. Фронтальная панель саркофага (панорама).
Греческий мрамор. Сер. II в.
Берлин, Государственные музеи, Пергамский музей (Пергамон).
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Сцены мифа о Медее. Фронтальная панель саркофага, деталь: Креонт и его гибнущая дочь Креуса.
Греческий мрамор. Сер. II в.
Берлин, Государственные музеи, Пергамский музей (Пергамон).
9. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА.
Одиссей в Царстве мертвых.
Иоганн Георг Хильтеншпергер (1806—1890).
Настенная панель, 1845—1848 гг.
№ LVII.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж, Галерея истории древней живописи, 57.
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Миф о Медее.
Стенка саркофага. Фрагмент.
Мрамор. Ок. 170 г.
Берлин, Государственные музеи, Пергамский музей (Пергамон).
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА