ПРОКУРАТОР (PROCURATOR). Термин «прокуратор» означает агента и используется для обозначения ведения практически любой агентской деятельности. Его применяли главным образом в отношении агентов, управляющих собственностью в Риме, и часто использовали практически в том же смысле, что и vilicus[1] или calculator[2] (Senec. Ep. 14, 16); хотя прокуратор имел бо́льшую свободу действий, чем первый, и более широкие функции, чем второй. Если прокуратору давали поручение, то управляющему, или vilicus, давали прямые указания (Cic. de Orat. I. 58, 249). Это понятие особенно часто использовалось для обозначения управляющих земельным владением собственника (или dominus), который ведет дела с другими людьми, управляет своими рабами и руководит сельскохозяйственными работами через прокуратора; такому агенту поручали управление и контроль (подчиненные указаниям собственника) над одним или несколькими поместьями (Plin. Ep. III. 19, 2). Обычно прокураторы были вольноотпущенниками или даже привилегированными рабами; и если они были рабами, то могли быть переданы другому владельцу при продаже дома или поместья, с которым были связаны (Cic. ad Att. XIV. 16).
В римском гражданском праве термин «прокуратор», — поскольку он означает правосубъектность, — параллелен термину cognitor[3] и практически эквивалентен современному поверенному [Actio]. Как и cognitor, прокуратор был лицом, через посредство которого могло быть совершено правовое действие, не являющееся в первую очередь его собственным; его назначение было простым и зависело только от выражения согласия со стороны назначаемого прокуратора. Для того, чтобы он взялся за дело, не требовалось присутствие ни одной из сторон спора; и, таким образом, он был способен и представлять личность отсутствующего тяжущегося, и стать actor[4] в юридическом смысле. (Festus, в статье cognitor).
Слово «прокуратор» приобрело политический смысл в империи, благодаря связанному с ней личному управлению. В той с.497 части государственного управления, которая принадлежала принцепсу, он был единственным верховным руководителем; некоторые государственные функции он делегировал префектам, но большинство этих функций исполняли императорские агенты, прокураторы Цезаря. В строгом смысле они были слугами императора, которые обладали не самостоятельной, а лишь представительной властью и назначались для исполнения мелких административных обязанностей в империи (ministeria principatus, Tac. Hist. I. 58, 1). Как и другие члены императорского домохозяйства, первоначально они были рабами или вольноотпущенниками; обычно — последними, как видно из Тацита (Tac. Ann. IV. 6, 7) и особенно из надписей. Лица, занимавшие должности, связанные с личностью императора, — такие, как описаны в выражениях a libellis, a rationibus[5], ревизоры и счетоводы, — были прокураторами. Например, Паллант, один из фаворитов-вольноотпущенников Клавдия, был его procurator a rationibus[6]. Однако постепенно, по мере того, как административные обязанности принцепса расширялись, значение этих должностей возросло и среди них возникла градация рангов. Самые ответственные прокуратуры впоследствии стали поручаться не вольноотпущенникам, а всадникам, и эта реформа, впервые проведенная императором Вителлием (Tac. Hist. I. 58, 1), более тщательно была осуществлена императором Адрианом (Hirschfeld, Untersuch. I. p. 32). Низшие ранги без различия занимали как всадники, так и вольноотпущенники (Dio Cass. LII. 25). Занятие высших прокуратур постепенно превратилось в одну из вех регулярной всаднической карьеры; так что Тацит прямо называет эту должность equestris nobilitas[7]. Ни один сенатор, ни один человек, рассчитывающий на сенаторскую карьеру, не мог быть прокуратором, ибо в мире Римской империи существовало два различных стандарта знатности. Квестура и некоторые ведущие к ней низшие должности были дорогой к сенаторской знатности; прокуратура в императорском домохозяйстве была стартовой площадкой для префектуры, которая являлась венцом всаднической знатности. Первоначальные полномочия, которыми, как предполагалось, был наделен прокуратор Цезаря, хорошо определены словами Тиберия (Tac. Ann. IV. 15, 3) о том, что «права его прокуратора распространяются только на его рабов и личную собственность». Это — упоминание всего лишь о частном финансовом агенте императора в сенатской провинции; однако, как нельзя провести реальное разграничение между первоначальным юридическим отношением императора к фиску, с одной стороны, и к своему наследственному имуществу, с другой стороны, так же различие между частным агентом императора и агентом, занимающимся его государственными делами, — это различие скорее положения и значения, чем факта или закона. Однако оказалось невозможно ограничить императорских агентов теми пределами власти, которые таким образом указал Тиберий. Между ними и сенатскими или иными властями в провинциях возникали споры; и тот факт, что Клавдий запросил утверждения всех решений, принятых его прокуратором, приводится как пример умеренности Клавдия (Suet. Claud. 12). Это указывает на судебную власть, вскоре приобретенную прокураторами. Поскольку в провинциях не было подходящего суда или арбитража, который мог бы принимать решения о правах прокуратора, то прокуратор, не считающийся надлежащим судьей по частным искам, был уполномочен разрешать споры, возникающие в связи с исполнением его финансовых обязанностей (Cod. 1, 13, 1). В отношении императора его обязанности были строго определены и ограничены; прокуратор был всецело подотчетен ему по вопросам использования его денежных средств или любой части его собственности; он не имел права подарить, продать или передать ее, и его обязанности были сформулированы как тщательное управление этой собственностью (diligenter gerere) в предписанных пределах (Dig. 1, 19, 2); однако пока он оставался в этих пределах, его решения имели ту же силу, что и решения самого императора (там же, 1, 19, 1).
Существовало несколько классов прокураторов, однако большинство из них были чисто финансовыми служащими и могут быть отнесены к разряду прокураторов фиска. Чиновник, занимающийся фиском в Риме, первоначально был прокуратором, как и агент по сбору в фиск римских или италийских налогов. В надписи времен Нерона встречается procurator summarum[8] (Henzen, 6525), который является вольноотпущенником; к этому классу могли также принадлежать служащие, называвшиеся procuratores rationum summarum[9], они занимали положение хранителей и ревизоров императорских счетов, хотя последний титул, видимо, позднее имел ограниченное значение. Возможно, первоначально они были высшими должностными лицами, связанными с фиском; позднее встречается префект фиска, а при Нерве — претор по делам фиска. Упоминаются и другие названия чиновников этого класса, которых можно идентифицировать как прокураторов, такие как rationalis summae rei[10] (Cod. 3, 26, 7), dispensator или dispensator summarum[11] (Suet. Vesp. 12; Henzen, 6396) и vilicus summarum[12] (
Трудно определить точное значение различных должностей, занимаемых прокураторами, названия которых известны нам из надписей; и особенно это касается агентов фиска в Риме, связанных с ними служащих и их титулов, меняющихся после каждой реорганизации императорской финансовой системы. Представляется несомненным, что со времен Клавдия титул a rationibus был зарезервирован за центральным руководителем фиска. После Адриана эту должность обычно занимали всадники (Hirschfeld, Untersuch. I. p. 32), и члены этого центрального отделения, теперь окончательно упорядоченного, имели более высокий статус, чем их коллеги в провинциях. Титул procurator rationum summarum, относящийся ко II в. н. э., несомненно, обозначает некоего высокопоставленного чиновника, связанного с фиском. Поскольку он, видимо, не был идентичен титулу a rationibus, было высказано предположение, что этот титул должен был указывать на должность вспомогательного руководителя фиска, возможно, впервые учрежденную Марком Аврелием (Hirschfeld, l. c. p. 35). Титул rationalis, который в ранней империи часто использовался без различия с титулом «прокуратор» и все еще сохранял это широкое значение в III в. н. э. (Dig. 1, 19, тит. «De officio procuratoris Caesaris vel rationalis»), видимо, в какой-то период в этом веке вытеснил титул a rationibus как обозначение высшего чиновника фиска (Hirschfeld, op. cit. p. 37; Liebenam, Beiträge zur Verwaltungsgesch. p. 32).
с.498 Деятельность другого класса прокураторов ограничивалась только императорскими провинциями; они являлись финансовыми чиновниками в этих провинциях, подобно квесторам в сенатских провинциях. Следовательно, они были связаны с провинциальным отделением императорской казны (fiscus provincialis) и управляли сбором причитающихся в него налогов, а также его расходами. Существовала еще одна казна, связанная с военной базой в такой провинции (fiscus castrensis), с соответствующим агентом (procurator castrensis), который наблюдал за выплатами солдатам в этом округе (Strabo III. C. 167) и в целом за военными расходами; в надписях упоминается титул a copiis militaribus[14] (Orelli, 2922, 3505); встречается также агент монетного двора (procurator monetae), видимо, в связи с провинциальным фиском (
Помимо многочисленных прокураторов фиска существовал еще один класс прокураторов, связанных с императорским управлением провинциями. Это были procuratores Caesaris pro legato[24], являвшиеся наместниками отдаленных и сравнительно маловажных областей, относившихся к числу императорских провинций. Такой областью в правление Тиберия была Каппадокия (Tac. Ann. II. 56; Dio Cass. LVII. 17, 7), которая сначала была поставлена под руководство всадника-прокуратора, и Иудея, которая также находилась под управлением Понтия Пилата, procurator pro legato. Эти прокураторы в определенной степени находились под контролем ближайшего императорского легата (legatus pro praetore); например, Иудея была прикреплена к более крупной провинции Сирии, и Пилата сместил с должности Вителлий, наместник Сирии (Jos. Antiq. Jud. XVIII. 4, 2).
Кроме того, сообщается, что в разное время императорские прокураторы управляли такими провинциями, как Альпы, Реция, Норик, Фракия и Мавретания (Liebenam, l. c. p. 26).
Императорские прокураторы оставались в должности в течение неопределенного срока времени и получали из казны установленное жалованье (Dio Cass. LIII. 23, 1). Слова trecenarius, ducenarius и centenarius указывали на значимость их должностей в соответствии с жалованьем, которое могло составлять от ста до трехсот сестерциев (Orelli, 946; Suet. Claud. 24). Жалованье гражданских прокураторов в Риме, вероятно, было выше, чем жалованье прокураторов того же уровня в провинциях. Так, procuratio rationis privatae в Риме, вероятно, являлась trecenaria; в провинциях — ducenaria; в Италии, где она была всего лишь отделением римской, — centenaria procuratio (Liebenam, l. c. p. 55). Градацию рангов, которые проходили различные прокураторы, их положение в имперской организации и статус лиц, назначенных на эти должности, нельзя установить точно. Иерархия рангов часто нарушалась неожиданными и экстраординарными продвижениями, осуществлявшимися благодаря милости принцепса или личным достоинствам продвигаемого человека. Так, известен один прокуратор a memoria[25], назначенный на должность префекта с.499 (Script. Aug. Nigr. 7). Более обычной была карьера Тиберия Клавдия Бибиана Тертулла, который поднялся с прокуратуры ab epistulis Graecis[26] до прокуратуры a rationibus, а оттуда повышен до префектуры вигилов (
(Mommsen, Staatsrecht, II.2 с. 836 сл., 934; Marquardt, Staatsverwaltung, V. с. 296 сл.; Hirschfeld, Untersuchungen auf dem Gebiete der römischen Verwaltungsgeschichte, I. с. 30 сл.; Liebenam, Beiträge zur Verwaltungsgeschichte des römischen Kaiserreichs, I. с. 52 сл.; Friedländer, Sittengeschichte, I. с. 59 сл.)