МЕССИЯ (от древнеевреского машиах — помазанник, посланец), первоначально цари ряда ближневосточных государств в которых составной частью обряда возведения на престол было помазание освященным маслом; затем сформировавшаяся в иудаизме идея прихода будущего царя из рода Давида, который спасет свой народ и установит на земле царство мира и справедливости. Сначала он представлялся жрецом, позднее царем, так называли даже приверженца язычества в понимании основателей иудаизма персидского царя Кира, поскольку он способствовал возвращению иудеев из Вавилонского плена в Иудею. По мере усиления в иудаизме различных социально-политических течений с приходом мессии связывается осуществление противоположных надежд. Если зелоты рассчитывали на приход в облике мессии военного вождя, то в 1 в. н. э. возникают общины людей, веривших, что мессия уже приходил на землю (Иосиф Флавий упоминает неких Федия и «египетского пророка»). Но уже в Апокалипсисе понятие мессии переносится из политической сферы в трансцендентальную. Именно вера в реальность мифа о мессии стоит у истоков раннего христианства (мессия в переводе на греческий язык — Христос). Этим сюжетам посвящены оратория Генделя (1742), эпическая поэзия Клопштока (1742—