МЕТАЛЛООБРАБОТКА. В сочинениях Платона и Аристотеля содержатся первые сведения об обработке металлов. Авторы стремились, с одной стороны, сформулировать основы металловедения, с другой — обосновать ковкость металлов. В основном металлобработкой занимались кузнецы и литейщики. Они не создали каких-либо принципиальных технических новшеств в этой области по сравнению с Древним Востоком, но внесли ряд изменений в ремесленное производство. В ходе развития производительных сил вплоть до эпохи поздней античности шел процесс специализации в сфере металлобработки: появились профессии обработчиков свинцовых пород, формовщиков тонколистового металла, волочильщиков, граверов, полировщиков, шлифовальщиков, позолотчиков, оружейников. Они овладели множеством технологических операций и стали применять самые разнообразные инструменты. В античную эпоху способ холодной обработки широко использовался при заточке, шлифовке, накате, гравировке, фрезеровании, штамповке и тиснении или растачивании. Способ горячей обработки металла использовался в купелировании и литье, но прежде всего в кузнечном деле для получения различных сортов стали. По мере применения паяния, т. е. соединения двух кусков металла в нагретом состоянии сравнительно легкоплавким материалом (припой), для каждого вида металлов были разработаны специальные методы легирования. Для работы с золотом, бронзой, серебром, свинцом и латунью был создан превосходный и обладающий стабильной окраской припой. Судя по археологическим находкам, более распространены были паяльные лампы, а о наличии паяльных трубок сообщают литературные источники. Жидкий металл, мало применяемый в ремесленном производстве, шел в основном на изготовление произведений искусства (полых статуй). Посредством литья обрабатывалось серебро, реже олово и золото. Железные изделия изготовлялись исключительно посредством ковки. Бронза обрабатывалась только в процессе литья. При этом легирование было предназначено для изготовления изделий, отличавшихся упругостью или твердостью. В эпоху античности был достигнут значительный прогресс во всех видах металлообработки. Изображения на монетах получались в процессе примитивного литья в песчаных формах, позолоченные бронзовые изделия больших размеров — путем пустотельной отливки, малых размеров — путем сплошной отливки, светильники — с помощью неоднократной частичной отливки и тщательного паяния. Для чеканки монет и изготовления украшенных художественной отделкой изделий из металла широко применялся ковочно-штамповочный молот (штамп). Появились высокохудожественные образцы. Уже в 7 в. до н. э. началось изготовление предметов металлообработки на экспорт. Сначала их экспортировали в Северное Причерноморье. Вплоть до конца эпохи Империи золотые и серебряные украшения пользовались широким спросом далеко за пределами римской державы — у различных племен, обитавших на ее границах, в глубинах Азии, и у населения Северной Африки.