Словарь античности

МЕХАНИКА (греч). В эпо­ху антич­но­сти под меха­ни­кой пони­ма­лось исклю­чи­тель­но инже­нер­ное искус­ство, в первую оче­редь созда­ние воен­ных машин, подъ­ем­ных меха­низ­мов, раз­лич­ных типов часов и само­дви­жу­щих­ся устройств. Меха­ни­ка рас­смат­ри­ва­лась как состав­ная часть еди­ной «нау­ки о при­ро­де». Раз­ви­тие тех­ни­ки в Гре­ции, а затем и в элли­ни­сти­че­ских государ­ствах про­ис­хо­ди­ло на осно­ве сведе­ний по меха­ни­ке, накоп­лен­ных в эпо­ху более древ­них циви­ли­за­ций (Месо­пота­мия, Еги­пет). Были раз­ра­бота­ны такие поло­же­ния, как прин­ци­пы рыча­га, весов, наклон­ной плос­ко­сти и кли­на. Архи­ту из Тарен­та при­пи­сы­ва­ет­ся изо­бре­те­ние шки­ва и вин­та. Ряд поня­тий меха­ни­ки — тре­ние, дви­же­ние, тяжесть — на началь­ной ста­дии раз­ра­ба­ты­ва­ли пред­ста­ви­те­ли натур­фи­ло­со­фии. Более подроб­но про­бле­мой дви­же­ния зани­мал­ся Пла­тон. Он дал объ­яс­не­ние при­чин дви­же­ния и в опре­де­лен­ной сте­пе­ни пред­вос­хи­тил идею гра­ви­та­ции. Ари­сто­тель, опи­ра­ясь на ряд поло­же­ний Пла­то­на, при­спо­со­бил их к сво­ей фило­соф­ской систе­ме и в кни­гах “Aus­cul­ta­tio­nes phy­si­cae” («Физи­ка») и “De cae­lo” («О небе») создал фун­да­мен­таль­ное уче­ние о меха­ни­че­ском дви­же­нии. Его уче­ние — пред­вест­ник тео­рий Гали­лея и Нью­то­на, кото­рые сфор­му­ли­ро­ва­ли основ­ные зако­ны дина­ми­ки и дока­за­ли оши­боч­ность воз­зре­ний Ари­сто­те­ля по дина­ми­ке. Сле­дуя Пла­то­ну, Ари­сто­тель пола­гал, что суще­ст­ву­ют есте­ствен­ные и вынуж­ден­ные фор­мы дви­же­ния. Вся­кое дви­же­ние может совер­шать­ся толь­ко по кру­гу или по пря­мой линии или частич­но по кру­гу, частич­но по пря­мой линии. Небес­ные тела вра­ща­ют­ся вокруг цен­тра кос­мо­са — Зем­ли, име­ю­щей фор­му шара. Дви­же­ние по кру­гу — наи­бо­лее совер­шен­ное из всех воз­мож­ных. По пря­мой про­ис­хо­дит дви­же­ние от пери­фе­рии к цен­тру (вниз) и от цен­тра к пери­фе­рии кос­мо­са (вверх). Вниз стре­мят­ся дви­гать­ся тяже­лые вещи (напри­мер, Зем­ля), а вверх — лег­кие (напри­мер, огонь); по кру­гу дви­жут­ся веще­ства, кото­рые не обла­да­ют ни тяже­стью, ни лег­ко­стью (эфир). Исхо­дя из этих пред­по­ло­же­ний, Ари­сто­тель раз­вил свое уче­ние о гра­ви­та­ции, кото­рую он объ­яс­нял стрем­ле­ни­ем эле­мен­тов к сво­е­му есте­ствен­но­му месту в кос­мо­се. Он счи­тал, что кос­мос посто­ян­но запол­нен мате­ри­аль­ны­ми тела­ми, и отвер­гал воз­мож­ность суще­ст­во­ва­ния пусто­го про­стран­ства, поэто­му оши­боч­но пред­по­ла­гал, что ско­рость сво­бод­но­го паде­ния тел зави­сит от их мас­сы. Его опро­верг Гали­лей, экс­пе­ри­мен­таль­но открыв­ший зако­но­мер­но­сти паде­ния тел в пусто­те. Про­бле­ма вынуж­ден­но­го пере­ме­ще­ния побуди­ла Ари­сто­те­ля занять­ся поня­ти­ем силы. Он опи­рал­ся на широ­ко рас­про­стра­нен­ное в эпо­ху антич­но­сти поло­же­ние о том, что тела при­во­дят­ся в дви­же­ние в силу каких-либо при­чин. Поэто­му вынуж­ден­ное дви­же­ние про­ис­хо­дит под воздей­ст­ви­ем толч­ка или шага. Если дей­ст­вие внеш­ней силы пре­кра­ща­ет­ся или пере­ста­ет пере­да­вать­ся через окру­жаю­щую среду, то тело оста­нав­ли­ва­ет­ся или начи­на­ет пере­ме­щать­ся есте­ствен­ным путем. Так была созда­на Ари­сто­те­лем тео­рия толч­ка. На осно­ве сво­их пред­став­ле­ний о дви­же­нии тел по кру­гу Ари­сто­тель раз­ра­ботал тео­рию рыча­га, уста­но­вил прин­цип парал­ле­ло­грам­ма и тем самым опре­де­лил прин­цип дей­ст­вия меха­ни­че­ских устройств. Архи­мед из Сира­куз не толь­ко мате­ма­ти­че­ским путем вывел ряд основ­ных зако­нов ста­ти­ки и гид­ро­ста­ти­ки, но и как созда­тель подъ­ем­ных бло­ков, т. н. архи­медо­ва вин­та и раз­лич­ных воен­ных машин, внес зна­чи­тель­ный вклад в раз­ви­тие тех­ни­ки. В сочи­не­нии «Уче­ние о мето­де», обна­ру­жен­ном толь­ко в 1906, гово­рит­ся, что целью про­де­лан­но­го мате­ма­ти­че­ско­го ана­ли­за было иссле­до­ва­ние меха­ни­че­ско­го дви­же­ния. Т. о., Архи­меда сле­ду­ет счи­тать осно­ва­те­лем мате­ма­ти­че­ской меха­ни­ки. В дру­гом трак­та­те, “De aequi-pon­de­ran­ti­bus” («О рав­но­ве­сии плос­ких фигур»), он, исхо­дя из свойств кру­га, путем гео­мет­ри­че­ских вычис­ле­ний обос­но­вал тео­рию рав­но­ве­сия рыча­га и опре­де­лил цен­тры тяже­сти мно­гих таких фигур. В про­из­веде­нии “De iis quae ve­hun­tur in aqua” («О пла­ваю­щих телах»), посвя­щен­ном про­бле­мам гид­ро­ста­ти­ки, он сфор­му­ли­ро­вал закон о рав­но­ве­сии и устой­чи­во­сти погру­жен­но­го в жид­кость тела (закон Архи­меда), раз­ра­ботал метод экс­пе­ри­мен­таль­но­го опре­де­ле­ния плот­но­сти и уста­но­вил усло­вия рав­но­ве­сия пла­ваю­щих в жид­ко­сти сег­мен­та шара и сег­мен­та пара­бо­ло­ида. В сочи­не­ни­ях Геро­на Алек­сан­дрий­ско­го прин­цип работы про­стых машин — воро­га, рыча­га, бло­ка — объ­яс­нял­ся их пово­ротом вокруг соб­ст­вен­ной оси. Папп Алек­сан­дрий­ский пер­вым ввел 5 меха­ни­че­ских поня­тий: наклон­ная плос­кость (винт), рычаг, клин, шкив, ворот (вол­на). А меха­низ­мы и устрой­ства, при­во­ди­мые в дви­же­ние с помо­щью дав­ле­ния возду­ха, воды или пара и создан­ные Кте­си­би­ем (водя­ные часы, впер­вые снаб­жен­ные шесте­рен­ка­ми и насо­сом с нагне­та­тель­ны­ми кла­па­на­ми), Фило­ном из Визан­тия (мета­тель­ные маши­ны) и Гёро­ном (меха­ни­че­ские устрой­ства для под­ня­тия тяже­стей, «эоли­пил» — прото­тип паро­вой тур­би­ны), пред­став­ля­ли собой чисто тех­ни­че­ские раз­ра­бот­ки без тео­ре­ти­че­ско­го осмыс­ле­ния и вслед­ст­вие нали­чия деше­вой рабо­чей силы (рабы) фак­ти­че­ски не нашли при­ме­не­ния в про­из­вод­ст­вен­ном про­цес­се; толь­ко неко­то­рые изо­бре­те­ния были исполь­зо­ва­ны в воен­ном деле и при про­веде­нии изме­ри­тель­ных работ.

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ЭННАЭТЕРИДА, ЕННАЕТЕРИДА, ДЕВЯТИЛЕТИЕ • ЭКУЛЕЙ, ЕКУЛЕЙ • ХАРТА • КАТАБЛЕМЫ •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА