ХРАМ САТУРНА (aedes Saturni) (рис. 19): храм, вызывавший большие разногласия. Макробий (Sat. 1. 8. 1) знал предание, которое приписывало строительство fani Saturni[1] и учреждение Сатурналий Туллу Гостилию, но знал и мнение Варрона, согласно которому Луций Тарквиний (Древний?) сдал подряд на строительство храма, а Тит Ларций посвятил его в должности диктатора, которую мог занимать в одно из своих консульств, в 501 и 498 гг. или вскоре после них. Таково было наиболее распространенное мнение (см. Dion. Hal. 6. 1. 4). Но некоторые авторы приписывали посвящение этого храма другим магистратам первых лет республики, Авлу Семпронию Атратину и Марку Минуцию Мамерку, консулам 497 г.[9] (Liv. 2. 21. 1—
В 174 г. был построен портик от храма к сенакулу, ac super id Curiam[7]. Он должен был идти вдоль уступа Капитолия, но трудно сказать, как он мог вести к курии, не проходя через комиций. Возможно, дело в том, что тогда же или ранее к фасаду курии Гостилия было пристроено крыльцо с колоннами, такое же, как в курии Юлия (см.), и новый портик примыкал к нему с одного конца. Это предположение подкрепляется и тем, что такое крыльцо имелось в курии Песта, построенной в
В эпоху республики в этом храме находилась государственная казна — эрарий римского народа или эрарий Сатурна (Paulus ex Fest. 2L; Solinus 1. 12; Macrobius, Sat. 1. 8. 3), которой управляли квесторы; храм служил им своего рода штаб-квартирой (Plutarch, Ti. Gracch. 10. 6; Appian, BellCiv 1. 31). В храме хранились весы в память о том времени, когда оплата осуществлялась по весу (Varro, Ling. 5. 183). В период империи эрарий римского народа был отделен от фиска, частной казны императора, и оставался в храме, но управляли им, видимо, префекты (Plin., Epist. 10. 3. 1). О надписях с упоминанием эрария см. DE 1. 300; о выражениях Aerarium Populi Romani и Aerarium Saturni, см. TLL 1. 1055—
На фронтоне храма находились акротерии с тритонами, дующими в трубы (Macrobius, Sat. 1, 8, 4), а в целле стояла статуя, значительные части которой, вероятно, были изготовлены из слоновой кости, так как она была наполнена маслом (Plin., HN 15. 32), а ноги ее были связаны шерстяными лентами — всегда, кроме Сатурналий (Macrobius, Sat. 1. 8. 5). Сомнительно, что эту статую выносили в торжественных процессиях и на лектистернии (Dion. Hal. 7. 72. 13). Днем посвящения храма были Сатурналии, 17 декабря (Fast. Amit. ad XVI Kal. Ian.; Degrassi 538—
Очень маленькая часть храма изображена на ныне утраченном фрагменте Мраморного плана (FUR илл. 13. 24 = 21. 18d; Rodriguez илл. 13. 18d), а на другом фрагменте, тоже утраченном, ошибочно видели входную лестницу (FUR илл. 3. 3 = 21. 19; Rodriguez илл. 13. 19), но можно доказать, что она вообще не относится к храму.
От первоначального строения сохранилось несколько блоков, но бо́льшая часть нынешнего подиума принадлежит реконструкции Планка: бетонная масса, окруженная стенами из травертиновых блоков, которые были облицованы мрамором. Его ширина 22,5 м, длина примерно 40 м; задняя часть в настоящее время раскапывается впервые. Нет никаких свидетельств о строительных операциях между первоначальным сооружением и реконструкцией Планка, если только сообщение Геллия о том, что военный трибун Луций Фурий посвятил здание по постановлению сената (Macrobius, Sat. 1. 8. 1), не относится к перестройке конца V — начала IV вв. до н. э. Тогда речь может идти о реставрации после галльского пожара.
Храм находится на склоне Капитолия, поэтому очень высоко стоит на своем подиуме. Все, что выше подиума, — результат перестройки
Ступени храма исчезли, но эрарий, вероятно, был устроен под ними. В Помпеях эрарий находился в сводчатых комнатах под Капитолием (храм Юпитера) в конце форума, и войти туда можно было с платформы в середине входной лестницы перед фасадом. Здесь лестница делилась на три части: боковые поднимались к пронаосу, а центральная спускалась в эрарий (A. Maiuri, Alla ricerca di Pompei preromana [Naples 1973], 104—
Lugli 1946, 149—