Ф. Коарелли. Рим. Археологический путеводитель

ХРАМ САТУРНА


Боль­шое иони­че­ское зда­ние, кото­рое воз­вы­ша­ет­ся на скло­нах Капи­то­лия, на юго-восток от Рост­ры, име­ет свою длин­ную исто­рию. Ему пред­ше­ст­во­вал, как мы уже зна­ем, очень древ­ний алтарь, кото­рый леген­да отно­сит к мифи­че­ско­му горо­ду, осно­ван­но­му самим Сатур­ном на Капи­то­лии. Воз­мож­ность суще­ст­во­ва­ния селе­ния на хол­ме еще с доис­то­ри­че­ских вре­мен и древ­ность само­го рели­ги­оз­но­го куль­та под­твер­жда­ют в неко­то­рой мере эту леген­ду.

Стро­и­тель­ство хра­ма, воз­мож­но, было нача­то уже в цар­ский пери­од. Откры­тие же его было осу­щест­вле­но толь­ко в пер­вые годы Рес­пуб­ли­ки (воз­мож­но в 498 г. до н. э.): в таком слу­чае речь идет о самом древ­нем хра­ме рес­пуб­ли­кан­ско­го пери­о­да после хра­ма Юпи­те­ра Капи­то­лий­ско­го. Зда­ние было пол­но­стью пере­стро­е­но, начи­ная с 42 г. до н. э., Муна­ци­ем План­ком, и вос­ста­нов­ле­но после пожа­ра, воз­ник­ше­го во вре­мя прав­ле­ния Кари­на (283 г. н. э.). Веро­ят­но, имен­но к этой рестав­ра­ции отно­сит­ся сохра­нив­ша­я­ся часть — восемь колонн и глав­ный фрон­тон (в зна­чи­тель­ной мере постро­ен­ный из вос­ста­нов­лен­но­го мате­ри­а­ла). Над­пись, кото­рая до сих пор вид­на на фри­зе, напо­ми­на­ет о том, что эта рестав­ра­ция была про­из­веде­на по при­чине пожа­ра (Se­na­tus po­pu­lus­que ro­ma­nus in­cen­dio con­sumptum res­ti­tuit — Сенат и народ Рима уни­что­жен­ное пожа­ром вос­ста­но­ви­ли). Муна­ций Планк при рекон­струк­ции доба­вил гран­ди­оз­ный поди­ум, отде­лан­ный белым тра­вер­ти­ном. Перед поди­у­мом был высту­паю­щий фасад (ныне обва­лив­ший­ся во мно­гих местах), пустой в середине, в кото­рый мож­но было вой­ти через дверь с восточ­ной сто­ро­ны, порог кото­рой сохра­нил­ся и по сей день. Здесь, веро­ят­но, раз­ме­ща­лась каз­на рим­ско­го государ­ства — эра­рий.

На восточ­ной стене поди­у­ма вид­ны мно­го­чис­лен­ные отвер­стия, рав­но­мер­но рас­по­ло­жен­ные: их фор­ма напо­ми­на­ет пря­мо­уголь­ную панель, к кото­рой, воз­мож­но, при­креп­ля­лись пуб­лич­ные доку­мен­ты, о кото­рых нам рас­ска­зы­ва­ют древ­ние писа­те­ли.

В день хра­ма, 17 декаб­ря, с боль­шим весе­льем празд­но­вал­ся празд­ник окон­ча­ния года, Сатур­на­лии.

Ули­ца, про­хо­дя­щая мимо бази­ли­ки Юлия, под­ни­ма­ет­ся вверх до Капи­то­лий­ско­го спус­ка (cli­vus Ca­pi­to­li­nus) и оги­ба­ет сте­ну хра­ма. Меж­ду его поди­у­мом и углом бази­ли­ки, в сед­ло­вине Vi­cus Iuga­rius, воз­вы­ша­лась арка Тибе­рия, от кото­рой оста­лись два пило­на.

По дру­гую сто­ро­ну Капи­то­лий­ско­го спус­ка (в этом месте сохра­нил­ся длин­ный уча­сток древ­ней доро­ги), на скло­нах Капи­то­лия, груп­па зда­ний закры­ва­ла Форум с восточ­ной сто­ро­ны, с юга на север: Пор­тик Боже­ст­вен­но­го Согла­сия, храм Вес­па­си­а­на и Тита, храм Кон­кор­дии, Кар­цер.

См. также:
Храм Сатурна (Ричардсон. Новый топографический словарь Древнего Рима)
Храм Сатурна (Пескарин. Рим. Атлас чудес света)
Храм Сатурна (Платнер. Топографический словарь Древнего Рима)
© 2004 г. Filippo Coarelli. Roma. Guide Archeologiche. Mondadori Electa S.p.A. 2004, с. 80—81.
© 2006 г. Пере­вод с итал. Соболе­вой Ека­те­ри­ны.
См. по теме: ТЕАТР МАРЦЕЛЛА • Храм Юпитера Долихена • ЭРЕХТЕЙОН, ЕРЕХФЕЙОН • ВЕРХНИЙ ЭТАЖ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Реконструкция части Римского Форума.
(Табулярий, храм Конкордии (Согласия), храм Сатурна, базилика Юлия, Новые ростры, курия Юлия, базилика Эмилия, храм Кастора (Диоскуров), храм Божественного Юлия, арка Августа, храм Весты)
Рим, Римский Форум.
2. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Римский Форум. Реконструкция XIX в.
(Новые Ростры, Золотой мильный столб, Базилика Юлия, Храм Сатурна, Храм Веспасиана и Тита, Священная дорога, Арка Септимия Севера, Мундус, Храм Конкордии (Согласия), Табулярий, Храм Юпитера).
Художник Бекетти. 1893 г.
3. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Храм Сатурна, Портик Божественного Согласия, храм Веспасиана и Тита, Табулярий.
Вид с Палатина.
Рим, Римский Форум.
4. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Общий вид Римского форума от арки Тита, с Табулярием на заднем плане, ок. 1853—1855 гг.

Рим, Римский Форум.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Аполлон, Диана и урна Ореста.
Мрамор. Эпоха Клавдия.
Рим, Вилла Медичи.
6. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Арка Септимия Севера, вид со Священной дороги.
203 г.
Рим, Римский Форум, Арка Септимия Севера.
7. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Арка Септимия Севера, вид со Священной дороги.
203 г.
Рим, Римский Форум, Арка Септимия Севера.
8. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Вид Коровьего Поля.
Гравюра Джованни Баттиста Пиранези (1720—1778).
9. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Вид Форума после раскопок. (Базилика Юлия, храм Сатурна, храм Веспасиана и Тита, храм Конкордии, Портик Божественного Согласия, Табулярий).
Художник Фердинан Дютер.
Тушь, акварель. 1874 г.
Париж, Высшая национальная школа изящных искусств.
10. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Палатин. Деталь макета Рима.
Макет Рима в эпоху Константина I (IV в.) Итало Джисмонди и Пьерино Ди Карло, 1933—1937.
Рим, Музей Римской культуры.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА