АРКА ТИТА
После пожара в эпоху Нерона верхняя часть Священной дороги (скорее всего, она называлась clivus Sacer) заканчивалась ступенями храма Венеры и Ромы. Все еще можно увидеть часть древней базальтовой дороги и по ее бокам, на северной и южной сторонах, остатки фундаментов двух величественных сооружений с пилястрами (Horrea Piperataria). Под дорогой сохранилось базальтовое покрытие времен Августа, ведущее к Палатинскому холму. Священная улица периода республики пролегала не по этому пути, а поворачивала на восток, в направлении Карин. Перепад уровней этих улиц легко виден как раз в месте расположения арки Тита. Это сооружение, построенное на мощении эпохи Нерона, кажется повисшим в воздухе вместе с его фундаментом, выявленным во время раскопок уровня, предшествующего эпохе Нерона.
Арка сохранилась благодаря тому, что была частью укрепления Франджипане. Недостает большинства пилонов, отреставрированных Валадье в 1822 г. из травертина, — о чем гласит соответствующая надпись на аттике со стороны Форума. С другой стороны аттика сохранилась подлинная надпись, позволяющая точно идентифицировать сооружение, не упоминающееся в античной литературе, если не считать сомнительный отрывок Марциала. Арка на рельефном изображении в гробнице Гатериев эпохи Домициана или Траяна (на которой можно прочесть arcus in Sacra Via Summa, т. е. «арка в верхней части Священной дороги») не может быть аркой Тита, потому что та не находилась на Священной дороге. Надпись на арке Тита гласит: Senatus / populusque romanus / divo Tito divi Vespasiani f(ilio) / Vespasiano Augusto («Сенат и римский народ божественному Титу, сыну божественного Веспасиана, Веспасиану Августу»). Упоминание Тита как «божественного» означает, что в то время, когда делали эту надпись, император был мертв.
Таким образом, арку можно отнести к периоду после 81 г., и, скорее всего, она была сооружена по приказу последнего императора династии Флавиев Домициана, брата Тита и сына Веспасиана. Некоторые датируют эту арку еще более поздним периодом — эпохой Траяна — из-за рельефов, похожих на рельефы этой эпохи, и сравнивая сооружение с аркой Траяна в Беневенто, напоминающей пропорциями, архитектурными и декоративными деталями арку Тита. Тем не менее, отнесение даты возведения арки к более позднему периоду можно исключить, поскольку имитация архитектурного стиля по прошествии двадцати лет является совершенно нормальным явлением в античном мире. Возможно, этот строго пластичный стиль, свойственный рельефам эпохи Траяна, мог появиться на несколько лет раньше, в поздний период Флавиев, на что указывают и другие признаки. Арка имеет один простой мощный пролет, подчеркнутый четырьмя полуколоннами с каждой стороны. Ее ширина — 13,5 м, высота — 15,4 м, глубина — 4,75 м. В ключах свода расположены фигуры Ромы и Гения римского народа, а над архивольтом изображены на земном шаре летящие Виктории со знаменами.
Вверху в центре на небольшом фризе, сохранившемся только на восточной стороне, изображен триумф Веспасиана и Тита над иудеями в 71 г. — событие, в честь которого и была построена арка. Внутри арки на двух больших рельефах изображены еще два эпизода этого триумфа. На южной стене — начало церемонии — шествие через Триумфальную арку. Последняя, с двумя квадригами над ней, находится справа; по направлению к арке, слева направо, несут fercula (носилки) с трофеями. Добычей являются серебряные трубы и семисвечник (это его самое древнее изображение) из Иерусалимского храма. На дугообразных табличках, вероятно, были написаны названия завоеванных городов и побежденных народов. На северной стене арки изображен кульминационный момент триумфа: Тит едет на квадриге, перед ним идут ликторы с беспорядочно наклоненными фасциями. Богиня Рома держит лошадей за узды, в то время как Виктория, находящаяся на повозке, увенчивает императора. Далее следуют аллегорические фигуры римского народа и Сената (первый — обнаженный до пояса, второй — в тоге). Эти рельефы — одни из самых зрелых и значительных образцов древнеримского исторического рельефа.
В центре свода, богато украшенного кессонами, изображен Тит верхом на орле, летящем к небесам. Данный образ связан с апофеозом и с обожествлением императора после его смерти. Эта сцена породила гипотезу, что, как и колонна Траяна, арка также являлась местом погребения самого Тита, и его тело находилось в помещении, расположенном внутри аттика. Но это предположение не подтверждается.
Возле арки с южной стороны видны остатки подиума, служившего, по некоторым данным, основанием четырехсторонней арки, превратившейся, в свою очередь, в башню в период средневековья. У подножия арки в начале ХХ века было обнаружено сооружение периода ранней империи со множеством небольших комнат. Анализ археологических находок и органических материалов (например, остатков пищи) позволяет предположить, что постройка являлась гостиницей, служившей также домом терпимости.