Арка Тита (Arcus Titi), возведённая в честь Тита и в память об осаде Иерусалима в верхней части Священной дороги (in summa Sacra via) (рельеф Гатериев1, CIL. VI. 19151)(1), но законченная и посвящённая лишь после его смерти (CIL. VI. 945). Эта арка не упоминается в античной литературе, хотя, возможно, на неё намекает Марциал (Spect. 2), с.46 цитату см. в статье Domus Aurea (с. 167). Теория о том, что эта арка была построена при Нерве и Траяне, неправдоподобна(2). В Средние века она была частью крепости Франджипани; в верхней части арочного прохода была сооружена комната, а уровень дороги был значительно понижен, так что открылся травертиновый фундамент. Строение было так сильно повреждено, что в 1822 г. его снесли, а Валадье отстроил его, восстановив значительную часть аттика и внешнюю часть обоих травертиновых столбов. Поэтому фриз и надпись сохранились только со стороны, обращённой к Колизею. Фундамент арки стоит на мостовой Палатинского спуска (q. v. Clivus Palatinus), поэтому некоторые исследователи считают, что изначально арка располагалась севернее и была передвинута после строительства храма Венеры и Ромы(3).
Однако гораздо более вероятно, что мостовая датируется эпохой до правления Нерона и что местоположение арки было единственно возможным, учитывая существование вестибула Золотого дома. Арка построена из пентелийского мрамора, её ширина 13,5 м, высота 15,4 м и глубина 4,75 м. Высота арочного проёма 8,3 м, ширина 5,63 м. Над ним расположен простой антаблемент и аттик высотой 4,4 м с надписью, сохранившейся только на восточной стороне. По бокам на квадратном постаменте стоят каннелированные полуколонны. Капители этих колонн являют собой самый ранний пример композитного стиля. На внутренних стенах арки расположены два знаменитых рельефа(4), на южном изображена добыча, взятая в Иерусалимском храме (стол хлебов предложения, семисвечник и серебряные трубы), которую вносят в Рим в триумфе, а на северном — Тит, стоящий в квадриге, коней которой ведёт Рома, и Виктория, увенчивающая императора лавровым венком в то время, как он проезжает через триумфальную арку. В центре потолка арочного проёма, отделанного кессонами (lacunaria), расположен рельеф, изображающий обожествление Тита, на котором орёл уносит его (или, скорее, его бюст) в небеса. На фризе2 изображена процессия военных и гражданских лиц, а также животные, которых ведут на жертвоприношение; три человека несут возлежащую фигуру, в которой можно узнать персонификацию реки Иордан. В антревольтах изображены обычные крылатые Виктории, а на замковых камнях — Рома (или богиня Доблести (Virtus)) со стороны Колизея и Гений римского народа (Genius populi Romani) (или бог Счастливого Исхода (Bonus Eventus)3, или бог Чести (Honos)) со стороны Форума. По своему типу это самая простая арка из сохранившихся в Риме; боковые стороны столбов, не украшенные рельефами, имеют ниши, похожие на окна.
Curtis C. D. Roman Monumental Arches // Supplementary Papers of the American School of Classical Studies in Rome. Vol. 2. 1908. P. 47—
Lanciani R. The Ruins and Excavations of Ancient Rome. London; New York, 1898. P. 201—
Hülsen Ch. The Roman Forum / Transl. J. B. Carter. Ed. 2. Rome, 1909. P. 247—
Jordan H. Topographie der Stadt Rom in Altertum. Bd. 1. 3 (Ch. Hülsen). Berlin, 1906. S. 15—
Rossini L. Gli archi trionfali, onorarii e funebri degli antichi Romani. Roma, 1836. P. 31—
D’Espouy H. Fragments del’Architecture Antique. T. 1. Paris, 1896. P. 95; T. 2. Paris, 1905. P. 80;
Strong E. Scultura Romana da Augusto a Costantino. Firenze, 1924. P. 105—
de Ruggiero E. Il Foro Romano. Roma, 1913. P. 448—
Viedebantt O. Forum Romanum // RE. SupplBd. 4. 1924. Sp. 479;
Anderson W. J., Spiers R. P., Ashby T. The Architecture of Ancient Rome. London, 1927. P. 116, 117;
Hülsen Ch. The Forum and the Palatine / Transl. H. H. Tanzer. New York, 1928. P. 52.
ПРИМЕЧАНИЯ