Л. Ричардсон. Новый топографический словарь Древнего Рима

Арка Тита (Ar­cus Ti­ti) (2) (рис. 63, 90, 92) — одно­про­лёт­ная арка, сохра­нив­ша­я­ся до сих пор, хотя и силь­но реста­ври­ро­ван­ная, в верх­ней части Свя­щен­ной доро­ги (in sum­ma Sac­ra Via) (одна­ко её, пожа­луй, не сле­ду­ет отож­дествлять с аркой в верх­ней части Свя­щен­ной доро­ги, изо­бра­жён­ной на релье­фе Гате­ри­ев в Вати­кан­ском музее [Hel­big, W. Füh­rer durch die öf­fentli­chen Sammlun­gen klas­si­scher Al­ter­tü­mer in Rom. Aufl. 4 hsg. H. Speier. Tü­bin­gen, 1963. № 1076]). Она была постро­е­на в честь Тита после его смер­ти, как свиде­тель­ст­ву­ет над­пись (CIL. VI. 945 = ILS. 265), чтобы уве­ко­ве­чить взя­тие Иеру­са­ли­ма. Релье­фы на внут­рен­них сте­нах изо­бра­жа­ют прин­цеп­са-три­ум­фа­то­ра в квад­ри­ге и добы­чу, взя­тую в Хра­ме Соло­мо­на. На релье­фе в цен­тре кес­сон­но­го потол­ка изо­бра­жён апо­фе­оз Тита. Весь­ма веро­ят­но, что брон­зо­вые сло­ны, нахо­див­ши­е­ся на Свя­щен­ной доро­ге в 535—536 гг. н. э. (Cas­siod. Var. X. 30), были запря­же­ны в квад­ри­гу со ста­ту­ей обо­жест­влён­но­го прин­цеп­са во всей его сла­ве — эта ико­но­гра­фия извест­на по моне­там. Арка не упо­ми­на­ет­ся в антич­ной лите­ра­ту­ре, а в Сред­ние века она была встро­е­на в кре­пость Фран­джи­па­ни. В 1822 г. её осво­бо­ди­ли от окру­жаю­щих кон­струк­ций, и Вала­дье реста­ври­ро­вал её, вос­про­из­ведя недо­стаю­щие части в тра­вер­тине. Фун­да­мент арки сто­ит на мосто­вой Пала­тин­ско­го спус­ка, поэто­му выска­зы­ва­лось пред­по­ло­же­ние, что изна­чаль­но арка нахо­ди­лась север­нее, но во вре­мя стро­и­тель­ства хра­ма Вене­ры и Ромы её снес­ли и вновь воз­ве­ли на нынеш­нем месте. Одна­ко более веро­ят­но, что она про­сто сто­ит на мосто­вой, уло­жен­ной ещё до Неро­на, и была окру­же­на близ­ле­жа­щи­ми частя­ми Золо­то­го дома. Шири­на арки 13,5 м, глу­би­на 4,75 м, высота 15,4 м; шири­на ароч­но­го про­хо­да 5,36 м, высота 8,3 м. Вся арка была обли­цо­ва­на пен­те­лий­ским мра­мо­ром. По обе­им сто­ро­нам арки сто­ит пара кан­не­ли­ро­ван­ных полу­ко­лонн с ком­по­зит­ны­ми капи­те­ля­ми — это один из самых ран­них при­ме­ров исполь­зо­ва­ния дан­но­го орде­ра. На каж­дом стол­бе вме­сто релье­фов нахо­дит­ся пря­мо­уголь­ная ниша, похо­жая на окно. В антре­воль­тах рас­по­ло­же­ны релье­фы с летя­щи­ми Вик­то­ри­я­ми; на зам­ко­вых кам­нях — фигу­ры, изо­бра­жаю­щие, веро­ят­но, боги­ню Доб­ле­сти (Vir­tus) (со сто­ро­ны Коли­зея) и бога Чести (Ho­nos). На фри­зе антаб­ле­мен­та, окру­жаю­щем арку, была изо­бра­же­на три­ум­фаль­ная про­цес­сия в мел­ком мас­шта­бе и очень высо­ком релье­фе. Сохра­ни­лась лишь часть фри­за на восточ­ном фаса­де — веро­ят­но, чет­верть цело­го, но сре­ди про­че­го на нём изо­бра­жён реч­ной бог на носил­ках (fer­cu­lum), пред­став­ля­ю­щий, как счи­та­ет­ся, реку Иор­дан. Несмот­ря на свою про­стоту, эта арка необы­чай­но гар­мо­нич­на, име­ет изящ­ные про­пор­ции и послу­жи­ла образ­цом для одно­про­лёт­ных арок сле­дую­ще­го века.


Nash E. Pic­to­rial Dic­tio­na­ry of An­cient Ro­me. 2d ed. Vol. 1. Lon­don, 1968. P. 133—135;
Ma­gi F. L’iscri­zio­ne per­du­ta dell’ar­co di Ti­to. Una ipo­te­si // MDAIR. Bd. 82. 1975. P. 99—116;
Ma­gi F. An­co­ra sull’ar­co di Ti­to // MDAIR. Bd. 84. 1977. P. 331—347;
Rod­ri­guez Al­mei­da E. Rif­les­si di Ro­ma in due epig­ram­mi di M. Va­le­rio Mar­zia­le // BCAR. An. 88. 1982—1983. P. 92—93;
Pfan­ner M. Der Ti­tus­bo­gen. Mainz, 1983.

Рис. 63. Пала­тин­ский холм. Гене­раль­ный план извест­ных древ­них остат­ков.

См. также:
АРКА ТИТА (Пескарин. Рим. Атлас чудес света)
АРКА ТИТА (Коарелли. Рим. Археологический путеводитель)
Арка Тита (Платнер. Топографический словарь Древнего Рима)
© 1992 г. L. Richardson. A New Topographical Dictionary of Ancient Rome. John Hopkins University Press, Baltimore and London, 1992. P. 30.
© 2020 г. Пере­вод с англ. О. В. Люби­мо­вой.
См. по теме: Театр Бальба • Арка Тита • Ростры Августа • Ростры Августа •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Римский Форум.
Вид из Табулярия.
(Храм Весты, Колизей, арка Тита, базилика Юлия, храм Кастора и Поллукса, атрий Весты, дом Тиберия).
Рим, Римский Форум.
2. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Вид Коровьего Поля.
Гравюра Джованни Баттиста Пиранези (1720—1778).
3. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Римский Форум. Реконструкция XIX в.
(Новые Ростры, Золотой мильный столб, Базилика Юлия, Храм Сатурна, Храм Веспасиана и Тита, Священная дорога, Арка Септимия Севера, Мундус, Храм Конкордии (Согласия), Табулярий, Храм Юпитера).
Художник Бекетти. 1893 г.
4. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Арка Тита.
Вид со стороны Колизея.
81—96 гг.
Рим, Римский Форум, Арка Тита.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Триумфальное шествие Тита.
Рельеф на северной стене арки Тита.
81—96 гг.
Рим, Римский Форум, Арка Тита.
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Апофеоз Тита.
Рельеф на своде арки Тита.
81—96 гг.
Рим, Римский Форум, Арка Тита.
7. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Арка Септимия Севера.
Аттик с посвятительной надписью со стороны Капитолия.
Рим, Римский Форум, Арка Септимия Севера.
8. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Палатин. Деталь макета Рима.
Макет Рима в эпоху Константина I (IV в.) Итало Джисмонди и Пьерино Ди Карло, 1933—1937.
Рим, Музей Римской культуры.
9. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Панорама Римского форума и прилегающих районов.

Рим, Римский Форум.
10. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА.
Реконструкция Табулария и памятников, расположенных у подножия Капитолия. Деталь.
(Новые Ростры, Золотой мильный столб, Храм Сатурна, Храм Веспасиана и Тита, Арка Септимия Севера, Мундус, Храм Конкордии (Согласия), Табулярий).
Художник Констан Муайо. 1866 г.
Тушь, акварель.
Париж, Высшая национальная школа изящных искусств.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА