Арка Тита (Arcus Titi) (2) (рис. 63, 90, 92) — однопролётная арка, сохранившаяся до сих пор, хотя и сильно реставрированная, в верхней части Священной дороги (in summa Sacra Via) (однако её, пожалуй, не следует отождествлять с аркой в верхней части Священной дороги, изображённой на рельефе Гатериев в Ватиканском музее [Helbig, W. Führer durch die öffentlichen Sammlungen klassischer Altertümer in Rom. Aufl. 4 hsg. H. Speier. Tübingen, 1963. № 1076]). Она была построена в честь Тита после его смерти, как свидетельствует надпись (CIL. VI. 945 = ILS. 265), чтобы увековечить взятие Иерусалима. Рельефы на внутренних стенах изображают принцепса-триумфатора в квадриге и добычу, взятую в Храме Соломона. На рельефе в центре кессонного потолка изображён апофеоз Тита. Весьма вероятно, что бронзовые слоны, находившиеся на Священной дороге в 535—536 гг. н. э. (Cassiod. Var. X. 30), были запряжены в квадригу со статуей обожествлённого принцепса во всей его славе — эта иконография известна по монетам. Арка не упоминается в античной литературе, а в Средние века она была встроена в крепость Франджипани. В 1822 г. её освободили от окружающих конструкций, и Валадье реставрировал её, воспроизведя недостающие части в травертине. Фундамент арки стоит на мостовой Палатинского спуска, поэтому высказывалось предположение, что изначально арка находилась севернее, но во время строительства храма Венеры и Ромы её снесли и вновь возвели на нынешнем месте. Однако более вероятно, что она просто стоит на мостовой, уложенной ещё до Нерона, и была окружена близлежащими частями Золотого дома. Ширина арки 13,5 м, глубина 4,75 м, высота 15,4 м; ширина арочного прохода 5,36 м, высота 8,3 м. Вся арка была облицована пентелийским мрамором. По обеим сторонам арки стоит пара каннелированных полуколонн с композитными капителями — это один из самых ранних примеров использования данного ордера. На каждом столбе вместо рельефов находится прямоугольная ниша, похожая на окно. В антревольтах расположены рельефы с летящими Викториями; на замковых камнях — фигуры, изображающие, вероятно, богиню Доблести (Virtus) (со стороны Колизея) и бога Чести (Honos). На фризе антаблемента, окружающем арку, была изображена триумфальная процессия в мелком масштабе и очень высоком рельефе. Сохранилась лишь часть фриза на восточном фасаде — вероятно, четверть целого, но среди прочего на нём изображён речной бог на носилках (ferculum), представляющий, как считается, реку Иордан. Несмотря на свою простоту, эта арка необычайно гармонична, имеет изящные пропорции и послужила образцом для однопролётных арок следующего века.
Nash E. Pictorial Dictionary of Ancient Rome. 2d ed. Vol. 1. London, 1968. P. 133—135;
Magi F. L’iscrizione perduta dell’arco di Tito. Una ipotesi // MDAIR. Bd. 82. 1975. P. 99—116;
Magi F. Ancora sull’arco di Tito // MDAIR. Bd. 84. 1977. P. 331—347;
Rodriguez Almeida E. Riflessi di Roma in due epigrammi di M. Valerio Marziale // BCAR. An. 88. 1982—1983. P. 92—93;
Pfanner M. Der Titusbogen. Mainz, 1983.
Рис. 63. Палатинский холм. Генеральный план известных древних остатков. |