Ф. Коарелли. Рим. Археологический путеводитель

ЭМИЛИЕВА БАЗИЛИКА


Един­ст­вен­ная уцелев­шая из ряда бази­лик рес­пуб­ли­кан­ско­го пери­о­да (Пор­ци­е­ва бази­ли­ка, самая древ­няя, Сем­п­ро­ни­е­ва бази­ли­ка и Опи­ми­е­ва бази­ли­ка раз­ру­ше­ны пол­но­стью), Эми­ли­е­ва бази­ли­ка при­об­ре­ла свой нынеш­ний вид вслед­ст­вие мно­го­чис­лен­ных пере­стро­ек во вре­мя импе­рии. Постро­ен­ная в 179 г. до н. э. цен­зо­ра­ми М. Эми­ли­ем Лепидом и М. Фуль­ви­ем Ноби­ли­о­ром на месте более древ­ней бази­ли­ки, дати­ро­ван­ной кон­цом III века до н. э., она назы­ва­лась пер­во­на­чаль­но, как след­ст­вие, бази­ли­кой Фуль­вия, или Эми­лия Фуль­вия. После вос­ста­но­ви­тель­ных работ, про­веден­ных раз­лич­ны­ми чле­на­ми рода Эми­ли­ев (в 78, 54, 34, 14 гг. до н. э. и в 22 г. н. э., при Тибе­рии), она полу­чи­ла совре­мен­ное назва­ние. Послед­няя рестав­ра­ция про­во­ди­лась после пожа­ра, кото­рый, судя по рас­плав­лен­ным моне­там, най­ден­ным на полу бази­ли­ки, может дати­ро­вать­ся нача­лом V века, и кото­рый таким обра­зом свя­зы­ва­ют с раз­граб­ле­ни­ем Рима Ала­ри­хом в 410 году н. э. Сго­рев­ший пол был покрыт свер­ху новым. Веро­ят­но, этот тип постро­ек про­изо­шел от зда­ний на колон­нах («гипо­стиль») с элли­ни­сти­че­ско­го Восто­ка. Что каса­ет­ся назва­ния «бази­ли­ка», то это, ско­рее все­го, элли­ни­зи­ро­ван­ное назва­ние at­rium Re­gium — зда­ния арха­и­че­ско­го про­ис­хож­де­ния, преж­де нахо­див­ше­го­ся на этом месте. Это под­твер­жда­ет­ся тем, что эти зда­ния выпол­ня­ли функ­цию рын­ка и суда одно­вре­мен­но.

В дей­ст­ви­тель­но­сти, в древ­нем мире, ско­рее все­го, не суще­ст­во­ва­ло еще точ­ной спе­ци­а­ли­за­ции типов постро­ек, кото­рых, к тому же, было гораздо мень­ше, чем в наши дни, и кото­рые исполь­зо­ва­лись для более широ­ких целей. Таким обра­зом, бази­ли­ка пред­став­ля­ла собой не что иное, как про­стор­ное закры­тое поме­ще­ние, кото­рое в плохую пого­ду выпол­ня­ло функ­ции Фору­ма: сле­до­ва­тель­но, и для судеб­ных раз­би­ра­тельств, и для тор­гов­ли, кото­рые в хоро­шую пого­ду велись под откры­тым небом. Для это­го пере­кры­ва­лось как мож­но более широ­кое про­стран­ство меж­ду колон­на­ми или пиляст­ра­ми, пред­на­зна­чен­ны­ми для того, чтобы под­дер­жи­вать кры­шу, кото­рая созда­ва­лась рядом нефов. Потреб­ность в осве­ще­нии реша­лась ско­рее все­го воз­вы­ше­ни­ем цен­траль­но­го нефа над боко­вы­ми, что поз­во­ля­ло созда­вать широ­кие окна в верх­ней части зда­ния.

Эми­ли­е­ва бази­ли­ка была спро­ек­ти­ро­ва­на по этой схе­ме изна­чаль­но, что сле­ду­ет из проб­ных рас­ко­пок (види­мых на запад­ной сто­роне), во вре­мя кото­рых обна­ру­же­на часть более древ­не­го стро­е­ния: таким обра­зом, мож­но утвер­ждать, что пла­ни­ров­ка зда­ния не была изме­не­на во вре­мя после­дую­щих рестав­ра­ций. Един­ст­вен­ная зна­чи­тель­ная раз­ни­ца по отно­ше­нию к ранее опи­сан­но­му пла­ну — нали­чие на север­ной сто­роне двух мень­ших по раз­ме­ру нефов вме­сто одно­го, что свиде­тель­ст­ву­ет о жела­нии стро­и­те­лей мак­си­маль­но исполь­зо­вать имев­ше­е­ся про­стран­ство.

На южной сто­роне, со сто­ро­ны пло­ща­ди, фасад бази­ли­ки был укра­шен шест­на­дца­тью арка­ми на пиляст­рах с полу­ко­лон­на­ми, рас­по­ло­жен­ны­ми в два яру­са один над дру­гим. После пожа­ра в 410 году пор­тик был заме­нен гораздо более частой колон­на­дой; три из этих гра­нит­ных колонн, опи­раю­щих­ся на базы из бело­го мра­мо­ра, были постав­ле­ны после рас­ко­пок у восточ­ной сто­ро­ны, обра­щен­ной к хра­му Анто­ни­на и Фау­сти­ны. Еще даль­ше на восток нахо­дит­ся, не на сво­ем месте, боль­шая над­пись с посвя­ще­ни­ем Луцию Цеза­рю, кото­рая, вме­сте с фраг­мен­та­ми дру­гой над­пи­си, посвя­щен­ной его бра­ту Гаю, веро­ят­ней все­го, были частью мону­мен­та (por­ti­cus) в честь двух буду­щих наслед­ни­ков Авгу­ста. Он, веро­ят­но, был соеди­нен с Пар­фян­ской аркой Авгу­ста, кото­рая сто­я­ла на север от хра­ма Боже­ст­вен­но­го Юлия, сим­мет­рич­но Актий­ской арке, кото­рая нахо­ди­лась с южной сто­ро­ны хра­ма. От пор­ти­ка тянул­ся ряд поме­ще­ний (ta­ber­nae) квад­рат­ной фор­мы, постро­ен­ных из туфа и пере­стро­ен­ных в импер­ское вре­мя в ta­ber­nae no­vae (новые лав­ки), пред­на­зна­чен­ных для ростов­щи­ков; поза­ди них была воз­веде­на рес­пуб­ли­кан­ская бази­ли­ка. После рекон­струк­ции ta­ber­nae рас­по­ла­га­лись рядом с баш­ня­ми, по сту­пе­ням кото­рых мож­но было попасть на вто­рой этаж пор­ти­ка и на мат­ро­ней (верх­нюю гале­рею) над нефа­ми.

Три вхо­да вели во внут­рен­нюю часть (око­ло 70 × 29 мет­ров), разде­лен­ную на четы­ре нефа колон­на­ми из т. н. афри­кан­ско­го мра­мо­ра (в дей­ст­ви­тель­но­сти, мра­мор при­во­зил­ся из Малой Азии), кото­рые, так же как и бо́льшая часть архи­тек­тур­ных мра­мор­ных фраг­мен­тов, раз­бро­сан­ных вокруг, и пол, тоже из мра­мо­ра, отно­сят­ся к рестав­ра­ции пери­о­да Авгу­ста. На полу в раз­ных местах вид­ны следы пожа­ра 410 года и остат­ки рас­плав­лен­ных им монет. На севе­ро-восточ­ной сто­роне (со сто­ро­ны вхо­да) мож­но увидеть копию части фри­за с изо­бра­же­ни­я­ми, отно­ся­щи­ми­ся к про­ис­хож­де­нию Рима, пред­по­ло­жи­тель­но отно­ся­щи­ми­ся ко вре­ме­ни рестав­ра­ции бази­ли­ки при Цеза­ре; ори­ги­нал фри­за хра­нит­ся в Анти­ква­ри­уме Фору­ма. На запад­ной сто­роне, под наве­сом, уров­нем ниже, вид­ны остат­ки самой древ­ней бази­ли­ки квад­рат­ной фор­мы, постро­ен­ной из туфа Мрач­ной Пеще­ры.

См. также:
Базилика Павла (Ричардсон. Новый топографический словарь Древнего Рима)
БАЗИЛИКА ЭМИЛИЯ (Пескарин. Рим. Атлас чудес света)
Эмилиева базилика, базилика Павла (Платнер. Топографический словарь Древнего Рима)
© 2004 г. Filippo Coarelli. Roma. Guide Archeologiche. Mondadori Electa S.p.A. 2004, с. 65—66.
© 2007 г. Пере­вод с итал. Ека­те­ри­ны Соболе­вой.
См. по теме: ТЕАТР МАРЦЕЛЛА • Храм Юпитера Долихена • ВЕРХНИЙ ЭТАЖ • ЭРЕХТЕЙОН, ЕРЕХФЕЙОН •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. АРХИТЕКТУРА. Рим.
План части Римского форума.
Храм Божественного Юлия, арка Августа, храм Весты, Регия и окрестности.
План-реконструкция согласно Р. Гамберини Мондженету.
Рим, Римский Форум.
2. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА.
Римский форум в IV веке.
Теодор Йозеф Хуберт Хоффбауер (1839—1922).
Акварель (до 1906 г.).
Рим, Римский Форум.
3. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Палатин. Деталь макета Рима.
Макет Рима в эпоху Константина I (IV в.) Итало Джисмонди и Пьерино Ди Карло, 1933—1937.
Рим, Музей Римской культуры.
4. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Реконструкция части Римского Форума.
(Табулярий, храм Конкордии (Согласия), храм Сатурна, базилика Юлия, Новые ростры, курия Юлия, базилика Эмилия, храм Кастора (Диоскуров), храм Божественного Юлия, арка Августа, храм Весты)
Рим, Римский Форум.
5. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Арка Септимия Севера, вид со Священной дороги.
203 г.
Рим, Римский Форум, Арка Септимия Севера.
6. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Базилика Эмилия.
Вид со Священной дороги.
Рим, Римский Форум.
7. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Базилика Эмилия.
Вид со Священной дороги.
Рим, Римский Форум.
8. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Базилика Эмилия.
Вид со Священной дороги.
Рим, Римский Форум.
9. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Базилика Эмилия.

Рим, Римский Форум.
10. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Базилика Эмилия.

Рим, Римский Форум.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА