Базилика Павла (Basilica Paulli) (рис. 39) — во все времена одно из самых знаменитых зданий Древнего Рима, расположенное на перекрёстке Аргилета со Священной дорогой, симметрично Юлиевой базилике на противоположной стороне с.55 Римского форума, но формально в IV районе (Not.). В ходе зондирования пространства под полом базилики обнаружились остатки двух более ранних базилик, но самая ранняя из них, упомянутая Плавтом (Curc. 472), должна была стоять к востоку от Клоаки, ибо названа после святилища Клоакины в перечислении с запада на восток. Она не имела названия и, видимо, была построена между 210 г. до н. э., когда пожар опустошил этот район, а базилик ещё не существовало (Liv. XXVI. 27. 2—
В ходе того же исследования был обнаружен второй фундамент, параллельный западной колоннаде базилики императорского времени; он состоит из трёх оснований для колонн из блоков туфа гротта оскура, последовательно связанных немного более тонкими стенами. Судя по ним, колонны имели такие же размеры, как и раньше (диаметр 1,05 м), но расстояния между ними достигали 5,85 м; имеются также остатки напольного покрытия из травертиновых плит, явно связанного с ними. Это, видимо, остатки реконструкции Луция Эмилия Павла, о которой Цицерон возмущённо пишет в 54 г. до н. э. (Att. IV. 16. 8), утверждая, что Павел повторно использовал колонны предыдущего здания. Как остроумно отметил Тенни Франк (Frank T. Roman Buildings of the Republic. Rome, 1924. P. 67), работы Павла, видимо, имели двойственный характер: реставрация, на которую он постарался потратить как можно меньше и использовать как можно больше элементов старого здания, и великолепная перестройка, оплаченная Юлием Цезарем из галльской добычи (Plut. Caes. 29; App. BC. II. 26). После 54 г. до н. э. здание всегда называлось базиликой Павла, за исключением одного пассажа Варрона (LL. VI. 4: Basilica Aemilia et Fulvia) и одного — Плиния, где речь идёт о событиях 78 г. до н. э. (HN. XXXV. 13: in Basilica
Между строительством, предпринятым Фульвием Нобилиором, и великолепной перестройкой Эмилия Павла здание почти не упоминается. В 159 г. до н. э. Публий Корнелий Сципион Назика поставил рядом с ней водяные часы (Varr. LL. VI. 4; Cens. Die Nat. 23. 7; Plin. HN. VII. 215). А в 78 г. до н. э. Марк Эмилий Лепид украсил её щитами с изображениями своих предков (imagines clipeatae, Plin. HN. XXXV. 13). О реставрациях или перестройках нет никаких свидетельств — ни археологических, ни литературных. В 54 г. до н. э. она должна была выглядеть очень старой и обветшалой.
Реставрация Павла была очень дорогой, и он не дожил до её завершения. Он был проскрибирован вторым триумвиратом, бежал и умер в изгнании. Достроил и посвятил базилику его сын Луций Эмилий Лепид Павел в своё консульство в 34 г. до н. э. (Cass. Dio XLIX. 42). В 14 г. до н. э. она сгорела и была восстановлена Августом и друзьями Павла (Cass. Dio LIV. 24). Позднее, в 22 г. н. э., её реставрировал Марк Эмилий Лепид за собственный счёт (Tac. Ann. III. 72). Плиний считал её, форум Августа и храм Мира прекраснейшими зданиями в Риме и писал об исключительной красоте её колонн из фригийского мрамора (Plin. HN. XXXVI. 102). После I в. н. э. базилика упоминается редко, хотя простояла до начала V в. н. э., когда её крыша сгорела.
Базилика вместе с рядом лавок вдоль её фасада занимала пространство между Аргилетом и улочкой, проходившей вдоль западной стены храма Антонина и Фаустины (Корнета?), и между Священной дорогой и Мясным рынком. Ряд лавок, по сути, был отдельным строением, отгораживавшим саму базилику от форума. От Священной дороги семь ступеней с площадкой посередине вели вверх в очень глубокий сводчатый портик, над которым находились аркады второго этажа, куда можно было подняться по лестницам в обоих концах здания и откуда зрители могли наблюдать за событиями на форуме. В восточном конце в сторону Священной дороги выдавалось крыльцо шириной и глубиной в один промежуток между колоннами — довольно любопытная пристройка. За сводчатым портиком открывался ряд из пятнадцати лавок, три из которых на самом деле служили просто входами в базилику, а две — лестничными клетками, ведущими в верхнюю галерею. Все они имели бетонные сводчатые потолки. Гранитные колонны, стоящие сегодня в портике, относятся не к базилике, а к позднеантичной перестройке некоторых её руин.
с.56 Внутри был устроен большой центральный неф, со всех четырёх сторон окружённый приделом, и второй, более узкий придел вдоль северной стены. Колонны нефа были из мрамора африкано с Теоса с беломраморными базами и коринфскими капителями, а колонны дополнительного северо-восточного придела — из чиполлино. Пол покрывал цветной мрамор. Распределение архитектурных элементов, множество которых разбросано по участку, вызывает споры и требует полного исследования и публикации, но над первым этажом находился второй, с колоннами меньших размеров из африкано. Остальная отделка, видимо, была выполнена из белого мрамора. Самая интересная деталь — это фриз, тщательно реконструированный из фрагментов, с изображением сцен из ранней истории Рима и легенд; видимо, он служил частью антаблемента нижнего этажа нефа (сегодня хранится в Антикварии Форума, Helbig W. Führer durch die öffentlichen Sammlungen klassischer Altertümer in Rom. Aufl. 4, hsg. H. Speier. Bd. 2. Tübingen, 1966. 2062), тогда как верхний этаж был украшен фризом с антемием.
Фасад портика, выходившего на Аргилет, изображён на рисунке Джулиано да Сангалло (Cod. Vat. Barb. Lat. 4424, fol. 26; Nash E. Pictorial Dictionary of Ancient Rome. 2d ed. London, 1968. Vol. 1. P. 178). На нём мы видим ряд полуколонн очень изящного дизайна. Они дорийские, подняты на цоколи и имеют антаблемент, на котором метопы украшены букраниями и патерами. Поскольку на участке найдены также колонны такого же ордера, можно предполагать, что он был воспроизведён в колоннадах на коротких концах базилики. Двери в портик на рисунке имеют украшенные косяки, узор на которых соответствует узору, найденному в другом месте в этом же здании. В восточном конце три ступени находились в пределах колоннады, в западном конце они располагались снаружи. Чтобы войти с северной (северо-восточной) стороны, нужно было подняться по трём ступеням и пройти через такую же колоннаду, как и на юго-востоке; её пол был покрыт травертином, а расстояние между колоннами было меньше, чем в нефе; всего их было около двадцати пяти, а их основания были облицованы мрамором африкано. Во время строительства храма Мира и форума Нервы или вскоре после этого колоннаду снесли и заменили сплошной стеной, так что портик по сути стал узким дополнительным приделом базилики.
В 1899 г. рядом с юго-восточным углом портика была найдена большая надпись — посвящение Луцию Цезарю (CIL. VI. 36908), внуку и приёмному сыну Августа, что побудило Э. Б. Ван Деман идентифицировать маленькое крыльцо, выдающееся здесь наружу, как портик Гая и Луция (q. v.), упомянутый у Светония (Aug. 29. 4) и Диона Кассия (LVI. 27. 5). Надпись разбита, но в основном сохранилась и, видимо, изначально находилась недалеко от места её обнаружения. Выдвинутую Ван Деман идентификацию приняли Гамберини Монжене и Нэш, который немного видоизменил предложенную ей реконструкцию памятника так, что он стал аркадой, смыкавшейся на юге с нижним этажом храма Божественного Юлия. Но поскольку Фабиева арка, перекрывавшая Священную дорогу недалеко от этого места, сохранилась по меньшей мере до времён Салонина Галлиена (SHA. Salon. 19. 4), эта интерпретация сомнительна. Кроме того, вряд ли можно ожидать, что Август посвятил бы столь любимым внукам столь незначительное здание (см. также Panciera S. Miscellanea epigrafica IV // Epigraphica. Vol. 31. 1969. P. 104—
Рис. 39. Форум Нервы, полукруглый портик и базилика Павла (базилика Эмилия). Реконструктивный план. |