Эмилиева базилика, или базилика Павла (Basilica Aemilia, Basilica Paulli) на северной стороне форума, между курией и храмом Фаустины. В 179 г. до н. э. цензор Марк Фульвий Нобилиор заключил контракт на строительство базилики «позади новых меняльных лавок» (post argentarias novas, Liv. XL. 51). В 159 г. до н. э. цензор Публий Корнелий Сципион Назика установил водяные часы в базилике Эмилия и Фульвия (Varr. LL. VI. 4; ср. Censorin. Die Nat. 23. 7; Plin. NH. VII. 215: idque horologium sub tecto dicavit a. u. DXCV[1]). Такое использование двойного названия, «Эмилия и Фульвия», как представляется, указывает на то, что так оно именовалось в источнике Варрона и было обычным, возможно, официальным названием этого здания в середине II в. до н. э., еще не полностью вышедшим из употребления во времена самого́ Варрона. Если так, то Марк Эмилий Лепид, коллега Фульвия по цензуре 179 г. до н. э., должен был принимать по меньшей мере равное участие в его строительстве, невзирая на утверждение Ливия; эта гипотеза подтверждается последующей историей базилики. В 78 г. до н. э. консул Марк Эмилий Лепид украсил здание (названное теперь Эмилиевой базиликой) вырезанными щитами или портретами своих предков (Plin. NH. XXXV. 13) и, вероятно, реставрировал его, ибо на монете его сына Лепида, монетного триумвира около 65 г. до н. э.(1)1, оно изображено как двухэтажный портик, на котором висят щиты, а легенда гласит: M. Lepidus refecta senatus consulto[2]. В 55 г. до н. э. эдил Луций Эмилий Павел, брат триумвира(2) предпринял реставрацию базилики на деньги, полученные от Цезаря из Галлии (Plut. Caes. 29 (где прежнее здание названо просто Фульвиевой базиликой); App. BC. II. 26; Cic. Att. IV. 16. 8*). Теория, согласно которой Павел почти закончил строительные работы, а затем решил полностью перестроить здание и заключил новый контракт, представляется ошибочной(3). Плутарх и Аппиан подчёркивают красоту реставрированного здания. Цицерон утверждает, что Павел использовал колонны предшествующего строения. Однако Павел, видимо, не закончил строительство, так как в 34 г. до н. э. его сын Луций Эмилий Лепид Павел, занимавший в тот год консульство, завершил работы и посвятил здание (Cass. Dio XLIX. 42).
После 54 г. до н. э. во всех источниках, кроме процитированных выше Варрона, Плиния и Плутарха, базилика упоминается как «базилика Павла» (Stat. Silv. I. 1. 30: регия Павла (regia Pauli)), следовательно, именно так, вероятно, и звучало её обычное название, а не «Эмилиева базилика».
с.73 В 14 г. до н. э. она сгорела и была восстановлена от имени Эмилия, представлявшего тогда эту семью (вероятно, этот же человек затем реставрировал её в 22 г. н. э.), но на самом деле — Августом и друзьями Павла (Cass. Dio LIV. 24). Ещё позднее, в 22 г. н. э., Марк Эмилий Лепид, сын реставратора 34 г. до н. э., попросил у сената разрешения провести ещё одну реставрацию за собственный счёт; об этом сообщает Тацит (Ann. III. 72), называющий здание «базилика Павла, памятник Эмилиев» (basilica Pauli Aemilia monumenta). Плиний (NH. XXXVI. 102) считает её одним из трёх прекраснейших зданий в мире, наряду с форумом Августа и храмом Мира, и упоминает о красоте её колонн из фригийского мрамора. Они должны были стоять внутри базилики, но неизвестно, к какой из реставраций они принадлежали, и среди руин от них не нашлось и следа; а колонны базилики Сан-Паоло-фуори-ле-Мура имеют диаметр 1,19 м и, следовательно, слишком велики. После I в. н. э. базилика упоминается только в одной надписи на ошейнике раба (CIL. XV. 7189: in basilica Paulli[3]), в «Каталоге районов» (Reg. IV) и у Полемия Сильвия (p. 545). Она изображена на фрагменте Мраморного плана(4).
Доктор Э. Ван Диман выдвинула теорию(5) о том, что (1) портик Гая и Луция следует идентифицировать с фронтальными аркадами Эмилиевой базилики и (2) позднее его называли также Юлиев портик (Cass. Dio LVI. 27. 5 — хотя в рукописях стоит «Ливиев»(6) — Schol. Pers. Sat. IV. 49: foeneratores ad puteal Scribonis Licini2 quod est in porticu Iulia ad Fabianum arcum[4]). Если она правильно идентифицирует остатки арки с несколькими блоками туфа к северу от храма Цезаря(7), то с последним тезисом, пожалуй, следует согласиться, ибо Фабиева арка (fornix Fabianus) не могла стоять рядом с Юлиевой базиликой(8). Тогда выражение Светония (Aug. 29) «портик и базилику Гая и Луция» (porticum basilicamque Gai et Luci) должно относиться к двум разным зданиям, ибо что бы ни представлял собой портик, базилика Гая и Луция — это, несомненно, Юлиева базилика (RGDA. IV. 13—
Ранее от Эмилиевой базилики не было видно никаких следов, но в ходе недавних раскопок вскрылась значительная часть её остатков. Она занимала всё пространство между храмом Фаустины (от которого её отделял узкий проход) и Аргилетом.
Имеются некоторые руины, в том числе и колонна, относящиеся, вероятно, к раннему периоду существования базилики, к строениям 179, 78 и 34 гг. до н. э.(9) или 78 и 54 гг. до н. э.(10), но ясно, что размеры и план базилики претерпели мало изменений в ходе реконструкций 14 г. до н. э. и 22 г. н. э.
с.74 Она состояла из главного зала, разделённого на неф и два придела двумя рядами колонн из мрамора африкано диаметром, соответственно, 0,85 и 0,55 м, с базами и капителями3 из белого мрамора и таким же антаблементом, украшенным прекрасной резьбой: два фрагмента главного антаблемента со следами более поздних повреждений от огня, содержат остатки надписи
Длина главного зала составляла около 90 м, ширина — 27 м; вероятнее всего (хоть это и не точно), он не имел апсид в обоих концах. Он освещался через верхние окна, к которым относятся некоторые беломраморные пилястры с прекрасным украшением в форме листов аканфа, стоявшие между двойными окнами.
С внешней стороны юго-западной стены нефа находился ряд маленьких комнат (tabernae), построенных, как и сама стена, из квадратной туфовой кладки (opus quadratum), хотя датируются уже реконструкцией 14 г. до н. э. (или 22 г. н. э.). Три из этих комнат имели двери, открывавшиеся в неф: значительное отличие планировки от Юлиевой базилики может объясняться стремлением защитить неф от летней жары. Эти комнаты имели бетонные своды, начинавшиеся с небольшого выступа на каменном блоке в верхней части боковой стены — деталь, характерная для эпохи Августа и присутствующая также в Юлиевой базилике, складах Агриппы, храме Кастора и Поллукса и т. д. В маленьких комнатах по обоим концам находились лестничные пролёты, которые вели в верхние помещения, открывавшееся в верхнюю аркаду фасада; их боковые стены заканчивались мраморными пилястрами, соответствовавшими столбам, которые поддерживали главную аркаду из пятнадцати арок. Большинство травертиновых блоков, служивших основаниями этих столбов, сохранилось, хотя некоторые были извлечены камнедобытчиками в Средние века и эпоху Возрождения; но беломраморные блоки, из которых столбы были сложены, пропали — за единственным исключением, представляющим особый интерес, поскольку оно происходит из южного угла здания и ясно свидетельствует, что здесь имелось выступающее крыльцо шириной в один промежуток между колоннами. На этом крыльце находились три надписи, установленные во 2 г. до н. э. в честь Августа и двух его внуков плебсом, сенатом и всадниками: половина первой надписи сохранилась (CIL. VI. 3747 = 31291)4, но не на своём месте, а вторая лежит там, куда упала, когда здание было разрушено землетрясением. Эти надписи, с которыми связывались две базы, также посвящённые Гаю и Луцию Цезарям годом ранее (Э. де Руджеро неверно сообщает об обстоятельствах их обнаружения(11)), с.75 приводились как основание для идентификации фронтальных аркад базилики с портиком Гая и Луция. Здесь же лежат и другие фрагменты, в том числе остатки антаблемента верхнего ордера фасада с карнизом, напоминающим карниз храма Божественного Юлия, но меньших размеров. Массивный главный ордер был дорийским, в метопах букрании перемежались с патерами; его фрагменты сохранились, хотя до 1500 г. часть северо-западного фасада (который первоначально выходил на Аргилет и из-за его направления располагался не под прямым углом к фасаду) ещё стояла, как свидетельствуют различные рисунки эпохи Возрождения (прежде всего Сангалло, Barb. 26, и так называемый Конер(12)).
От фасада три узкие ступеньки вели к широкой лестничной площадке, откуда ещё четыре ступеньки спускались на уровень форума. У подножия лестницы, недалеко от северо-западного конца базилики было построено святилище Венеры Клоакины (q. v. Venus Cloacina). Недавно был раскопан один участок юго-восточной лестницы, что позволило определить длину здания.
Илл. 11. Недавно найденный портик Эмилиевой базилики. Фото: мисс D. E. Bulwer. |
В начале V в. н. э. деревянные крыши нефа и приделов сгорели (вероятно, в 410 г. н. э., когда Аларих захватил Рим), и на мраморном полу было найдено множество монет, датируемых в интервале от правления Константина до конца IV в. н. э. Над слоем пепла находится примерно метровый слой земли, смешанной с фрагментами архитектурных украшений, статуй, кирпичей, керамики и т. д., а на этот слой рухнула кирпичная стена, заменившая заднюю стену лавок после пожара. Отсюда ясно, что неф базилики был покинут после пожара (от которого особенно пострадали колонны из африкано, как свидетельствуют фрагменты) и уже в эпоху античности в какой-то мере использовался как каменоломня. Ни лавки, ни фасад не отстраивались, но в юго-восточной части был сооружён большой частный дом; в некоторых лавках обнаружено мраморное напольное покрытие VII—
Окончательную гибель всего здания, вызвавшую обрушение кирпичной стены позади лавок, скорее всего, следует связывать с землетрясением при Льве IV в 847 г. н. э.(14) (см. Venus et Roma, templum).
Hülsen Ch. Aemilia basilica // RE. Bd. 1. 1893. Sp. 540; SupplBd. 1. 1903. Sp. 16;
Lanciani R. Le escavazioni al Foro // BCAR. An. 27. 1899. P. 169—
Ashby T. Recent Excavations in Rome // CR. Vol. 13. 9. 1899. P. 465; Vol. 15. 2. 1901. P. 136; Vol. 16. 1. 1902. P. 95;
de Ruggiero E. Il Foro Romano. Roma, 1913. P. 396—
Hülsen Ch. Jahresbericht über neue Funde und Forschungen zur Topographie der Stadt Rom Die Ausgrabungen auf dem Forum Romanum // MDAIR. Bd. 17. 1902. S. 41—
Boni G. Il foro romano // Atti del Congresso di Scienze Storiche (1903). Vol. 5. Roma, 1904. P. 566—
Hülsen Ch. The Roman Forum / Transl. J. B. Carter. Ed. 2. Rome, 1909. P. 123—
Bartoli A. Le ultime vicende e trasformationi cristiane di basilica Emilia // Rendiconti della Reale Accademia dei Lincei. Classe di scienze morali, storiche e filologiche. Ser. 5. Vol. 21. 1912. P. 758—
Lanciani R. Storia degli Scavi di Roma. Vol. 2. Roma, 1903. P. 191—
Van Deman E. B. The Porticus of Gaius and Lucius // AJA. Vol. 17. 1913. P. 14—
Bollettino d’Arte. Ser. 1. Vol. 8. 1914, Cr. 73;
с.76 Ashby T. The Bodleian MS. of Pirro Ligorio // JRS. Vol. 9. 1919. P. 176—
Van Deman E. B. The Sullan Forum // JRS. Vol. 12. 1922. P. 29—
Du Perac E. Topographical Study in Rome in 1581 / Ed. T. Ashby. London, 1916. P. 99—
D’Espouy H. Monuments Antiques. Paris, 1906. Fr. 2. P. 59—
Toebelmann F. Römische Gebalke. Bd. 1. Heidelberg, 1923. S. 27—
Anderson W. J., Spiers R. P., Ashby T. The Architecture of Ancient Rome. London, 1927. P. 83, 84;
Hülsen Ch. The Forum and the Palatine / Transl. H. H. Tanzer. New York, 1928. P. 34.
Hülsen Ch. The Forum and the Palatine / Transl. by H. H. Tanzer. New York, 1928. P.34;
McDaniel W. B. Basilica Aemilia // AJA. 1928. Vol. 32. 2. P. 155—
См. также Pila Horatia.
ПРИМЕЧАНИЯ