С. Б. Платнер, Т. Эшби. Топографический словарь Древнего Рима

Эми­ли­е­ва бази­ли­ка, или бази­ли­ка Пав­ла (Ba­si­li­ca Aemi­lia, Ba­si­li­ca Paul­li) на север­ной сто­роне фору­ма, меж­ду кури­ей и хра­мом Фау­сти­ны. В 179 г. до н. э. цен­зор Марк Фуль­вий Ноби­ли­ор заклю­чил кон­тракт на стро­и­тель­ство бази­ли­ки «поза­ди новых меняль­ных лавок» (post ar­gen­ta­rias no­vas, Liv. XL. 51). В 159 г. до н. э. цен­зор Пуб­лий Кор­не­лий Сци­пи­он Нази­ка уста­но­вил водя­ные часы в бази­ли­ке Эми­лия и Фуль­вия (Varr. LL. VI. 4; ср. Cen­so­rin. Die Nat. 23. 7; Plin. NH. VII. 215: id­que ho­ro­lo­gium sub tec­to di­ca­vit a. u. DXCV[1]). Такое исполь­зо­ва­ние двой­но­го назва­ния, «Эми­лия и Фуль­вия», как пред­став­ля­ет­ся, ука­зы­ва­ет на то, что так оно име­но­ва­лось в источ­ни­ке Варро­на и было обыч­ным, воз­мож­но, офи­ци­аль­ным назва­ни­ем это­го зда­ния в середине II в. до н. э., еще не пол­но­стью вышед­шим из употреб­ле­ния во вре­ме­на самого́ Варро­на. Если так, то Марк Эми­лий Лепид, кол­ле­га Фуль­вия по цен­зу­ре 179 г. до н. э., дол­жен был при­ни­мать по мень­шей мере рав­ное уча­стие в его стро­и­тель­стве, невзи­рая на утвер­жде­ние Ливия; эта гипо­те­за под­твер­жда­ет­ся после­дую­щей исто­ри­ей бази­ли­ки. В 78 г. до н. э. кон­сул Марк Эми­лий Лепид укра­сил зда­ние (назван­ное теперь Эми­ли­е­вой бази­ли­кой) выре­зан­ны­ми щита­ми или порт­ре­та­ми сво­их пред­ков (Plin. NH. XXXV. 13) и, веро­ят­но, реста­ври­ро­вал его, ибо на моне­те его сына Лепида, монет­но­го три­ум­ви­ра око­ло 65 г. до н. э.(1)1, оно изо­бра­же­но как двух­этаж­ный пор­тик, на кото­ром висят щиты, а леген­да гла­сит: M. Le­pi­dus refec­ta sena­tus con­sul­to[2]. В 55 г. до н. э. эдил Луций Эми­лий Павел, брат три­ум­ви­ра(2) пред­при­нял рестав­ра­цию бази­ли­ки на день­ги, полу­чен­ные от Цеза­ря из Гал­лии (Plut. Caes. 29 (где преж­нее зда­ние назва­но про­сто Фуль­ви­е­вой бази­ли­кой); App. BC. II. 26; Cic. Att. IV. 16. 8*). Тео­рия, соглас­но кото­рой Павел почти закон­чил стро­и­тель­ные работы, а затем решил пол­но­стью пере­стро­ить зда­ние и заклю­чил новый кон­тракт, пред­став­ля­ет­ся оши­боч­ной(3). Плу­тарх и Аппи­ан под­чёр­ки­ва­ют кра­соту реста­ври­ро­ван­но­го зда­ния. Цице­рон утвер­жда­ет, что Павел исполь­зо­вал колон­ны пред­ше­ст­ву­ю­ще­го стро­е­ния. Одна­ко Павел, види­мо, не закон­чил стро­и­тель­ство, так как в 34 г. до н. э. его сын Луций Эми­лий Лепид Павел, зани­мав­ший в тот год кон­суль­ство, завер­шил работы и посвя­тил зда­ние (Cass. Dio XLIX. 42).

После 54 г. до н. э. во всех источ­ни­ках, кро­ме про­ци­ти­ро­ван­ных выше Варро­на, Пли­ния и Плу­тар­ха, бази­ли­ка упо­ми­на­ет­ся как «бази­ли­ка Пав­ла» (Stat. Silv. I. 1. 30: регия Пав­ла (re­gia Pau­li)), сле­до­ва­тель­но, имен­но так, веро­ят­но, и зву­ча­ло её обыч­ное назва­ние, а не «Эми­ли­е­ва бази­ли­ка».

с.73 В 14 г. до н. э. она сго­ре­ла и была вос­ста­нов­ле­на от име­ни Эми­лия, пред­став­ляв­ше­го тогда эту семью (веро­ят­но, этот же чело­век затем реста­ври­ро­вал её в 22 г. н. э.), но на самом деле — Авгу­стом и дру­зья­ми Пав­ла (Cass. Dio LIV. 24). Ещё позд­нее, в 22 г. н. э., Марк Эми­лий Лепид, сын рестав­ра­то­ра 34 г. до н. э., попро­сил у сена­та раз­ре­ше­ния про­ве­сти ещё одну рестав­ра­цию за соб­ст­вен­ный счёт; об этом сооб­ща­ет Тацит (Ann. III. 72), назы­ваю­щий зда­ние «бази­ли­ка Пав­ла, памят­ник Эми­ли­ев» (ba­si­li­ca Pau­li Aemi­lia mo­nu­men­ta). Пли­ний (NH. XXXVI. 102) счи­та­ет её одним из трёх пре­крас­ней­ших зда­ний в мире, наряду с фору­мом Авгу­ста и хра­мом Мира, и упо­ми­на­ет о кра­со­те её колонн из фри­гий­ско­го мра­мо­ра. Они долж­ны были сто­ять внут­ри бази­ли­ки, но неиз­вест­но, к какой из рестав­ра­ций они при­над­ле­жа­ли, и сре­ди руин от них не нашлось и следа; а колон­ны бази­ли­ки Сан-Пао­ло-фуо­ри-ле-Мура име­ют диа­метр 1,19 м и, сле­до­ва­тель­но, слиш­ком вели­ки. После I в. н. э. бази­ли­ка упо­ми­на­ет­ся толь­ко в одной над­пи­си на ошей­ни­ке раба (CIL. XV. 7189: in ba­si­li­ca Paul­li[3]), в «Ката­ло­ге рай­о­нов» (Reg. IV) и у Поле­мия Силь­вия (p. 545). Она изо­бра­же­на на фраг­мен­те Мра­мор­но­го пла­на(4).

Док­тор Э. Ван Диман выдви­ну­ла тео­рию(5) о том, что (1) пор­тик Гая и Луция сле­ду­ет иден­ти­фи­ци­ро­вать с фрон­таль­ны­ми арка­да­ми Эми­ли­е­вой бази­ли­ки и (2) позд­нее его назы­ва­ли так­же Юли­ев пор­тик (Cass. Dio LVI. 27. 5 — хотя в руко­пи­сях сто­ит «Ливи­ев»(6) — Schol. Pers. Sat. IV. 49: foe­ne­ra­to­res ad pu­teal Scri­bo­nis Li­ci­ni2 quod est in por­ti­cu Iulia ad Fa­bia­num ar­cum[4]). Если она пра­виль­но иден­ти­фи­ци­ру­ет остат­ки арки с несколь­ки­ми бло­ка­ми туфа к севе­ру от хра­ма Цеза­ря(7), то с послед­ним тези­сом, пожа­луй, сле­ду­ет согла­сить­ся, ибо Фаби­е­ва арка (for­nix Fa­bia­nus) не мог­ла сто­ять рядом с Юли­е­вой бази­ли­кой(8). Тогда выра­же­ние Све­то­ния (Aug. 29) «пор­тик и бази­ли­ку Гая и Луция» (por­ti­cum ba­si­li­cam­que Gai et Lu­ci) долж­но отно­сить­ся к двум раз­ным зда­ни­ям, ибо что бы ни пред­став­лял собой пор­тик, бази­ли­ка Гая и Луция — это, несо­мнен­но, Юли­е­ва бази­ли­ка (RGDA. IV. 13—16: ba­si­li­cam quae fuit in­ter aedem Cas­to­ris et aedem Sa­tur­ni… no­mi­nis fi­lio­rum meum in­co­ha­vi[5]). Но пас­саж Дио­на Кас­сия ука­зы­ва­ет на посвя­ще­ние в 12 г. н. э., что не соот­вет­ст­ву­ет дате над­пи­си Луция Цеза­ря (2 г. н. э., см. с. 74) и не согла­су­ет­ся с датой посвя­ще­ния Ливи­е­ва пор­ти­ка.

Ранее от Эми­ли­е­вой бази­ли­ки не было вид­но ника­ких сле­дов, но в ходе недав­них рас­ко­пок вскры­лась зна­чи­тель­ная часть её остат­ков. Она зани­ма­ла всё про­стран­ство меж­ду хра­мом Фау­сти­ны (от кото­ро­го её отде­лял узкий про­ход) и Арги­ле­том.

Име­ют­ся неко­то­рые руи­ны, в том чис­ле и колон­на, отно­ся­щи­е­ся, веро­ят­но, к ран­не­му пери­о­ду суще­ст­во­ва­ния бази­ли­ки, к стро­е­ни­ям 179, 78 и 34 гг. до н. э.(9) или 78 и 54 гг. до н. э.(10), но ясно, что раз­ме­ры и план бази­ли­ки пре­тер­пе­ли мало изме­не­ний в ходе рекон­струк­ций 14 г. до н. э. и 22 г. н. э.

с.74 Она состо­я­ла из глав­но­го зала, разде­лён­но­го на неф и два при­де­ла дву­мя ряда­ми колонн из мра­мо­ра афри­ка­но диа­мет­ром, соот­вет­ст­вен­но, 0,85 и 0,55 м, с база­ми и капи­те­ля­ми3 из бело­го мра­мо­ра и таким же антаб­ле­мен­том, укра­шен­ным пре­крас­ной резь­бой: два фраг­мен­та глав­но­го антаб­ле­мен­та со следа­ми более позд­них повреж­де­ний от огня, содер­жат остат­ки над­пи­си . . . PAVL . . . RES­TI . . . С севе­ро-восточ­ной сто­ро­ны нефа сто­ял вто­рой ряд колонн, но посколь­ку он все­го на 1,2 м отсто­ит от внеш­ней сте­ны, про­ме­жу­точ­ное про­стран­ство нель­зя рас­смат­ри­вать как вто­рой при­дел. Воз­мож­но, эта асим­мет­рия потре­бо­ва­лась, чтобы обес­пе­чить допол­ни­тель­ную опо­ру, посколь­ку лавок здесь, веро­ят­но, не было. Пол был выло­жен из пре­крас­но­го цвет­но­го мра­мо­ра (джал­ло, чипол­ли­но, пор­та-сан­та).

Дли­на глав­но­го зала состав­ля­ла око­ло 90 м, шири­на — 27 м; веро­ят­нее все­го (хоть это и не точ­но), он не имел апсид в обо­их кон­цах. Он осве­щал­ся через верх­ние окна, к кото­рым отно­сят­ся неко­то­рые бело­мра­мор­ные пиляст­ры с пре­крас­ным укра­ше­ни­ем в фор­ме листов акан­фа, сто­яв­шие меж­ду двой­ны­ми окна­ми.

С внеш­ней сто­ро­ны юго-запад­ной сте­ны нефа нахо­дил­ся ряд малень­ких ком­нат (ta­ber­nae), постро­ен­ных, как и сама сте­на, из квад­рат­ной туфо­вой клад­ки (opus quad­ra­tum), хотя дати­ру­ют­ся уже рекон­струк­ци­ей 14 г. до н. э. (или 22 г. н. э.). Три из этих ком­нат име­ли две­ри, откры­вав­ши­е­ся в неф: зна­чи­тель­ное отли­чие пла­ни­ров­ки от Юли­е­вой бази­ли­ки может объ­яс­нять­ся стрем­ле­ни­ем защи­тить неф от лет­ней жары. Эти ком­на­ты име­ли бетон­ные сво­ды, начи­нав­ши­е­ся с неболь­шо­го высту­па на камен­ном бло­ке в верх­ней части боко­вой сте­ны — деталь, харак­тер­ная для эпо­хи Авгу­ста и при­сут­ст­ву­ю­щая так­же в Юли­е­вой бази­ли­ке, скла­дах Агрип­пы, хра­ме Касто­ра и Пол­лук­са и т. д. В малень­ких ком­на­тах по обо­им кон­цам нахо­ди­лись лест­нич­ные про­лё­ты, кото­рые вели в верх­ние поме­ще­ния, откры­вав­ше­е­ся в верх­нюю арка­ду фаса­да; их боко­вые сте­ны закан­чи­ва­лись мра­мор­ны­ми пиляст­ра­ми, соот­вет­ст­во­вав­ши­ми стол­бам, кото­рые под­дер­жи­ва­ли глав­ную арка­ду из пят­на­дца­ти арок. Боль­шин­ство тра­вер­ти­но­вых бло­ков, слу­жив­ших осно­ва­ни­я­ми этих стол­бов, сохра­ни­лось, хотя неко­то­рые были извле­че­ны кам­не­до­быт­чи­ка­ми в Сред­ние века и эпо­ху Воз­рож­де­ния; но бело­мра­мор­ные бло­ки, из кото­рых стол­бы были сло­же­ны, про­па­ли — за един­ст­вен­ным исклю­че­ни­ем, пред­став­ля­ю­щим осо­бый инте­рес, посколь­ку оно про­ис­хо­дит из южно­го угла зда­ния и ясно свиде­тель­ст­ву­ет, что здесь име­лось высту­паю­щее крыль­цо шири­ной в один про­ме­жу­ток меж­ду колон­на­ми. На этом крыль­це нахо­ди­лись три над­пи­си, уста­нов­лен­ные во 2 г. до н. э. в честь Авгу­ста и двух его вну­ков плеб­сом, сена­том и всад­ни­ка­ми: поло­ви­на пер­вой над­пи­си сохра­ни­лась (CIL. VI. 3747 = 31291)4, но не на сво­ём месте, а вто­рая лежит там, куда упа­ла, когда зда­ние было раз­ру­ше­но зем­ле­тря­се­ни­ем. Эти над­пи­си, с кото­ры­ми свя­зы­ва­лись две базы, так­же посвя­щён­ные Гаю и Луцию Цеза­рям годом ранее (Э. де Руд­же­ро невер­но сооб­ща­ет об обсто­я­тель­ствах их обна­ру­же­ния(11)), с.75 при­во­ди­лись как осно­ва­ние для иден­ти­фи­ка­ции фрон­таль­ных аркад бази­ли­ки с пор­ти­ком Гая и Луция. Здесь же лежат и дру­гие фраг­мен­ты, в том чис­ле остат­ки антаб­ле­мен­та верх­не­го орде­ра фаса­да с кар­ни­зом, напо­ми­наю­щим кар­низ хра­ма Боже­ст­вен­но­го Юлия, но мень­ших раз­ме­ров. Мас­сив­ный глав­ный ордер был дорий­ским, в мето­пах букра­нии пере­ме­жа­лись с пате­ра­ми; его фраг­мен­ты сохра­ни­лись, хотя до 1500 г. часть севе­ро-запад­но­го фаса­да (кото­рый пер­во­на­чаль­но выхо­дил на Арги­лет и из-за его направ­ле­ния рас­по­ла­гал­ся не под пря­мым углом к фаса­ду) ещё сто­я­ла, как свиде­тель­ст­ву­ют раз­лич­ные рисун­ки эпо­хи Воз­рож­де­ния (преж­де все­го Сан­гал­ло, Barb. 26, и так назы­вае­мый Конер(12)).

От фаса­да три узкие сту­пень­ки вели к широ­кой лест­нич­ной пло­щад­ке, откуда ещё четы­ре сту­пень­ки спус­ка­лись на уро­вень фору­ма. У под­но­жия лест­ни­цы, неда­ле­ко от севе­ро-запад­но­го кон­ца бази­ли­ки было постро­е­но свя­ти­ли­ще Вене­ры Кло­аки­ны (q. v. Ve­nus Cloa­ci­na). Недав­но был рас­ко­пан один уча­сток юго-восточ­ной лест­ни­цы, что поз­во­ли­ло опре­де­лить дли­ну зда­ния.


Илл. 11. Недав­но най­ден­ный пор­тик Эми­ли­е­вой бази­ли­ки. Фото: мисс D. E. Bulwer.

В нача­ле V в. н. э. дере­вян­ные кры­ши нефа и при­де­лов сго­ре­ли (веро­ят­но, в 410 г. н. э., когда Ала­рих захва­тил Рим), и на мра­мор­ном полу было най­де­но мно­же­ство монет, дати­ру­е­мых в интер­ва­ле от прав­ле­ния Кон­стан­ти­на до кон­ца IV в. н. э. Над сло­ем пеп­ла нахо­дит­ся при­мер­но мет­ро­вый слой зем­ли, сме­шан­ной с фраг­мен­та­ми архи­тек­тур­ных укра­ше­ний, ста­туй, кир­пи­чей, кера­ми­ки и т. д., а на этот слой рух­ну­ла кир­пич­ная сте­на, заме­нив­шая зад­нюю сте­ну лавок после пожа­ра. Отсюда ясно, что неф бази­ли­ки был поки­нут после пожа­ра (от кото­ро­го осо­бен­но постра­да­ли колон­ны из афри­ка­но, как свиде­тель­ст­ву­ют фраг­мен­ты) и уже в эпо­ху антич­но­сти в какой-то мере исполь­зо­вал­ся как каме­но­лом­ня. Ни лав­ки, ни фасад не отстра­и­ва­лись, но в юго-восточ­ной части был соору­жён боль­шой част­ный дом; в неко­то­рых лав­ках обна­ру­же­но мра­мор­ное наполь­ное покры­тие VII—IX вв., а на зад­ней стене пред­по­след­ней лав­ки — фраг­мент над­пи­си с име­нем свя­то­го. К пор­ти­ку бази­ли­ки могут отно­сить­ся шест­на­дцать колонн из крас­но­го гра­ни­та (илл. 11), сто­яв­шие на высо­ких пьеде­ста­лах из бело­го мра­мо­ра (ни один из кото­рых не най­ден на сво­ём месте). От тео­рии о том, что они отно­сят­ся к рестав­ра­ции фаса­да бази­ли­ки в V в., несо­мнен­но, сле­ду­ет отка­зать­ся. С дру­гой сто­ро­ны, они не могут при­над­ле­жать и сред­не­ве­ко­вой церк­ви Св. Иоан­на ин-Кам­по(13), кото­рая долж­на была нахо­дить­ся на гораздо более высо­ком уровне.

Окон­ча­тель­ную гибель все­го зда­ния, вызвав­шую обру­ше­ние кир­пич­ной сте­ны поза­ди лавок, ско­рее все­го, сле­ду­ет свя­зы­вать с зем­ле­тря­се­ни­ем при Льве IV в 847 г. н. э.(14) (см. Ve­nus et Ro­ma, templum).


Hül­sen Ch. Aemi­lia ba­si­li­ca // RE. Bd. 1. 1893. Sp. 540; SupplBd. 1. 1903. Sp. 16;
Lan­cia­ni R. Le es­ca­va­zio­ni al Fo­ro // BCAR. An. 27. 1899. P. 169—204; 1900. An. 28. P. 3—8; An. 29. 1901. P. 20—30;
Ashby T. Re­cent Ex­ca­va­tions in Ro­me // CR. Vol. 13. 9. 1899. P. 465; Vol. 15. 2. 1901. P. 136; Vol. 16. 1. 1902. P. 95;
de Rug­gie­ro E. Il Fo­ro Ro­ma­no. Ro­ma, 1913. P. 396—408;
Hül­sen Ch. Jah­res­be­richt über neue Fun­de und Forschun­gen zur To­po­gra­phie der Stadt Rom Die Ausgra­bun­gen auf dem Fo­rum Ro­ma­num // MDAIR. Bd. 17. 1902. S. 41—57; Bd. 20. 1905. S. 53—62;
Bo­ni G. Il fo­ro ro­ma­no // At­ti del Congres­so di Scien­ze Sto­riche (1903). Vol. 5. Ro­ma, 1904. P. 566—570;
Hül­sen Ch. The Ro­man Fo­rum / Transl. J. B. Car­ter. Ed. 2. Ro­me, 1909. P. 123—132. Pl. 194—198;
Bar­to­li A. Le ul­ti­me vi­cen­de e tras­for­ma­tio­ni cris­tia­ne di ba­si­li­ca Emi­lia // Ren­di­con­ti del­la Rea­le Ac­ca­de­mia dei Lin­cei. Clas­se di scien­ze mo­ra­li, sto­riche e fi­lo­lo­giche. Ser. 5. Vol. 21. 1912. P. 758—766;
Lan­cia­ni R. Sto­ria deg­li Sca­vi di Ro­ma. Vol. 2. Ro­ma, 1903. P. 191—193;
Van De­man E. B. The Por­ti­cus of Gai­us and Lu­cius // AJA. Vol. 17. 1913. P. 14—28;
Bol­let­ti­no d’Ar­te. Ser. 1. Vol. 8. 1914, Cr. 73;
с.76 Ashby T. The Bod­leian MS. of Pir­ro Li­go­rio // JRS. Vol. 9. 1919. P. 176—177;
Van De­man E. B. The Sul­lan Fo­rum // JRS. Vol. 12. 1922. P. 29—30;
Du Pe­rac E. To­po­gra­phi­cal Stu­dy in Ro­me in 1581 / Ed. T. Ashby. Lon­don, 1916. P. 99—100;
D’Es­pouy H. Mo­nu­ments An­ti­ques. Pa­ris, 1906. Fr. 2. P. 59—61;
Toe­bel­mann F. Rö­mi­sche Ge­bal­ke. Bd. 1. Hei­del­berg, 1923. S. 27—34;
An­der­son W. J., Spiers R. P., Ashby T. The Ar­chi­tec­tu­re of An­cient Ro­me. Lon­don, 1927. P. 83, 84;
Hül­sen Ch. The Fo­rum and the Pa­la­ti­ne / Transl. H. H. Tan­zer. New York, 1928. P. 34.
Hül­sen Ch. The Fo­rum and the Pa­la­ti­ne / Transl. by H. H. Tan­zer. New York, 1928. P.34;
McDa­niel W. B. Ba­si­li­ca Aemi­lia // AJA. 1928. Vol. 32. 2. P. 155—178.
См. так­же Pi­la Ho­ra­tia.

См. также:
Базилика Павла (Ричардсон. Новый топографический словарь Древнего Рима)
БАЗИЛИКА ЭМИЛИЯ (Пескарин. Рим. Атлас чудес света)
ЭМИЛИЕВА БАЗИЛИКА (Коарелли. Рим. Археологический путеводитель)

ПРИМЕЧАНИЯ


  • 1Эта моне­та реста­ври­ро­ва­на Тра­я­ном (Ba­be­lon E. Op. cit. Vol. 2. P. 573, № 7).
  • 2Обще­при­ня­тое исправ­ле­ние — Scri­bo­nii Li­bo­nis.
  • 3Про­тив пред­ло­жен­ной Тёбель­ма­ном (ссыл­ку см. ниже) рекон­струк­ции ниж­не­го орде­ра с иони­че­ски­ми колон­на­ми выдви­ну­то воз­ра­же­ние: Zeitschrift für Ge­schich­te der Ar­chi­tek­tur. Bd. 8. 1924, S. 73.
  • 4Тео­рия о том, что её сле­ду­ет отно­сить к Вес­па­си­а­ну (Hül­sen Ch, Mis­cel­la­nea epig­ra­fi­ca // MDAIR. Bd. 3. 1888. S. 89, сего­дня не под­дер­жи­ва­ет­ся.
  • (1)Ba­be­lon E. Descrip­tion his­to­ri­que et chro­no­lo­gi­que des mon­naies de la Ré­pub­li­que ro­mai­ne. T. 1. P., 1885. P. 129, No. 25; BMCRR. I. P. 450. № 3650—3653.
  • (2)Klebs E. Aemi­lius (81) // RE. Bd. 1. 1893. Sp. 564.
  • (3)Frank T. Ro­man Buil­dings of the Re­pub­lic. Ro­me, 1924. P. 67.
  • (4)Hül­sen Chr. Jah­res­be­richt über neue Fun­de und Forschun­gen zur To­po­gra­phie der Stadt Rom. II. Die Ausgra­bun­gen auf dem Fo­rum Ro­ma­num 1902—1904 // MDAIR. Bd. 20. 1905. S. 53, Ill. 13; ср. Van De­man E. B. The Por­ti­cus of Gai­us and Lu­cius // AJA. Vol. 17. 1913. P. 15, n. 1.
  • (5)Van De­man E. B. Op. cit. P. 26—28.
  • (6)Jor­dan H. To­po­gra­phie der Stadt Rom in Al­ter­tum. Bd. 1. 3 (Ch. Hül­sen). Ber­lin, 1906. S. 315.
  • (7)Van De­man E. B. The Sul­lan Fo­rum // JRS. Vol. 12. 1922. P. 26—28.
  • (8)Jor­dan H. To­po­gra­phie der Stadt Rom in Al­ter­tum. Bd. 1. 2. Ber­lin, 1885. S. 210.
  • (9)Frank T. Op. cit. P. 66—75.
  • (10)Van De­man E. B. Op. cit. P. 29—31.
  • (11)De Rug­gie­ro E. Il Fo­ro Ro­ma­no. Ro­ma, 1913. P. 476—479; см.: Hül­sen Ch. Mis­cel­la­nea epi­gra­phi­ca // MDAIR. Bd. 14. 1899. S. 260.
  • (12)Ashby T. Six­teenth-Cen­tu­ry Drawings of Ro­man Buil­dings: Attri­bu­ted to Andreas Co­ner // PBSR. Vol. 2. 1904. Pl. 77.
  • (13)Hül­sen Ch. Le chie­se di Ro­ma. Fi­ren­ze, 1927. P. 270.
  • (14)Li­ber Pon­ti­fi­ca­lis / Ed. L. Duches­ne. Pa­ris, 1886. Vol. 2. P. 108.
  • ПРИМЕЧАНИЯ ПЕРЕВОДЧИЦЫ:

  • [1]Эти часы, кото­рые нахо­ди­лись под кры­шей, он освя­тил в 595 г. от осно­ва­ния Горо­да (пер. А. Н. Мар­ки­на).
  • [2]Марк Лепид; вос­ста­нов­ле­на соглас­но поста­нов­ле­нию сена­та.
  • [3]В бази­ли­ке Пав­ла.
  • [4]Ростов­щи­ки у путе­а­ла Скри­бо­ния Лици­на, то есть в Юли­е­вом пор­ти­ке у Фаби­е­вой арки.
  • [5]Бази­ли­ку, кото­рая нахо­ди­лась меж­ду хра­мом Касто­ра и хра­мом Сатур­на… я начал стро­ить зано­во от име­ни моих сыно­вей (пер. А. Л. Смыш­ля­е­ва).

  • © 1929 г. Samuel Ball Platner, Thomas Ashby. A Topographical Dictionary of Ancient Rome. Basilica Aemilia or Paulli, с. 72—76, с допол­не­ни­я­ми к ста­тье со с. 603 (выде­ле­ны в пере­во­де серым цве­том).
    © 2020 г. Пере­вод с англ. О. В. Люби­мо­вой.
    См. по теме: Театр Бальба • Арка Тита • Ростры Августа • Ростры Августа •
    ИЛЛЮСТРАЦИИ
    (если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
    1. АРХИТЕКТУРА. Рим.
    План части Римского форума.
    Храм Божественного Юлия, арка Августа, храм Весты, Регия и окрестности.
    План-реконструкция согласно Р. Гамберини Мондженету.
    Рим, Римский Форум.
    2. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА.
    Римский форум в IV веке.
    Теодор Йозеф Хуберт Хоффбауер (1839—1922).
    Акварель (до 1906 г.).
    Рим, Римский Форум.
    3. АРХИТЕКТУРА. Рим.
    Палатин. Деталь макета Рима.
    Макет Рима в эпоху Константина I (IV в.) Итало Джисмонди и Пьерино Ди Карло, 1933—1937.
    Рим, Музей Римской культуры.
    4. АРХИТЕКТУРА. Рим.
    Реконструкция части Римского Форума.
    (Табулярий, храм Конкордии (Согласия), храм Сатурна, базилика Юлия, Новые ростры, курия Юлия, базилика Эмилия, храм Кастора (Диоскуров), храм Божественного Юлия, арка Августа, храм Весты)
    Рим, Римский Форум.
    5. АРХИТЕКТУРА. Рим.
    Арка Септимия Севера, вид со Священной дороги.
    203 г.
    Рим, Римский Форум, Арка Септимия Севера.
    6. АРХИТЕКТУРА. Рим.
    Базилика Эмилия.
    Вид со Священной дороги.
    Рим, Римский Форум.
    7. АРХИТЕКТУРА. Рим.
    Базилика Эмилия.
    Вид со Священной дороги.
    Рим, Римский Форум.
    8. АРХИТЕКТУРА. Рим.
    Базилика Эмилия.
    Вид со Священной дороги.
    Рим, Римский Форум.
    9. АРХИТЕКТУРА. Рим.
    Базилика Эмилия.

    Рим, Римский Форум.
    10. АРХИТЕКТУРА. Рим.
    Базилика Эмилия.

    Рим, Римский Форум.
    ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА