ХРАМ ВЕСПАСИАНА И ТИТА
Рядом с Портиком Божественного Согласия, с северной стороны, находится основание храма, который упирается в большую стену Табулария: по этой причине одна из входных дверей последнего была закрыта. Опознать храм можно благодаря фрагменту надписи, которая все еще видна на архитраве: [r]estituer(unt) = «отреставрировали». Один из пилигримов VIII века (так называемый «Аноним из Айнзидельна»), оставивший после себя серию записок о путешествии в Рим, переписал надпись на архитраве, когда она еще была видна целиком, и само здание, похоже, было нетронутым: DIVO VESPASIANO AUGUSTO S. P. Q. R. / IMPP. CAESS. SEVERUS ET ANTONINUS PII FELICES AUGG. RESTITUER. Итак, речь идет о храме, посвященном Веспасиану, обожествленному Сенатом; храм был отреставрирован Септимием Севером и Каракаллой. Из другого источника нам известно, что храм был посвящен также Титу, и, поэтому был завершен только Домицианом. Здание, длиной в 33 и шириной в 22 метра, — это шестиколонный простиль, включавший в себя просторный зал, ряд из шести колонн на главном фасаде и еще две колонны на антах спереди. В помещении находился подиум, на котором стояли статуи двух обожествленных императоров. От колоннады остались всего лишь три коринфские колонны с северо-западной стороны, высотой в 15,2 м. Они поддерживают фрагмент архитрава, на котором, кроме надписи, есть также фриз, изображающий инструменты жертвоприношения. Исходя из стиля капителей и скульптур, несомненно эпохи Флавиев, можно судить о том, что остатки здания относятся к периоду его постройки: следовательно, реставрация Северов была незначительной (сходный случай и с Пантеоном). Легко заметить странное расположение ступенек храма (большая часть которых была перестроена как подиум в 1811 г.) во внутренней части колоннады. Такое расположение вызвано необходимостью наилучшего использования узкого пространства между Табуларием и Капитолийским спуском.