Ф. Коарелли. Рим. Археологический путеводитель

ХРАМ ВЕСПАСИАНА И ТИТА


Рядом с Пор­ти­ком Боже­ст­вен­но­го Согла­сия, с север­ной сто­ро­ны, нахо­дит­ся осно­ва­ние хра­ма, кото­рый упи­ра­ет­ся в боль­шую сте­ну Табу­ла­рия: по этой при­чине одна из вход­ных две­рей послед­не­го была закры­та. Опо­знать храм мож­но бла­го­да­ря фраг­мен­ту над­пи­си, кото­рая все еще вид­на на архит­ра­ве: [r]es­ti­tuer(unt) = «отре­ста­ври­ро­ва­ли». Один из пили­гри­мов VIII века (так назы­вае­мый «Ано­ним из Айн­зидель­на»), оста­вив­ший после себя серию запи­сок о путе­ше­ст­вии в Рим, пере­пи­сал над­пись на архит­ра­ве, когда она еще была вид­на цели­ком, и само зда­ние, похо­же, было нетро­ну­тым: DI­VO VES­PA­SIA­NO AUGUS­TO S. P. Q. R. / IMPP. CAESS. SE­VE­RUS ET AN­TO­NI­NUS PII FE­LI­CES AUGG. RES­TI­TUER. Итак, речь идет о хра­ме, посвя­щен­ном Вес­па­си­а­ну, обо­жест­влен­но­му Сена­том; храм был отре­ста­ври­ро­ван Сеп­ти­ми­ем Севе­ром и Кара­кал­лой. Из дру­го­го источ­ни­ка нам извест­но, что храм был посвя­щен так­же Титу, и, поэто­му был завер­шен толь­ко Доми­ци­а­ном. Зда­ние, дли­ной в 33 и шири­ной в 22 мет­ра, — это шести­ко­лон­ный про­стиль, вклю­чав­ший в себя про­стор­ный зал, ряд из шести колонн на глав­ном фаса­де и еще две колон­ны на антах спе­ре­ди. В поме­ще­нии нахо­дил­ся поди­ум, на кото­ром сто­я­ли ста­туи двух обо­жест­влен­ных импе­ра­то­ров. От колон­на­ды оста­лись все­го лишь три коринф­ские колон­ны с севе­ро-запад­ной сто­ро­ны, высотой в 15,2 м. Они под­дер­жи­ва­ют фраг­мент архит­ра­ва, на кото­ром, кро­ме над­пи­си, есть так­же фриз, изо­бра­жаю­щий инстру­мен­ты жерт­во­при­но­ше­ния. Исхо­дя из сти­ля капи­те­лей и скульп­тур, несо­мнен­но эпо­хи Фла­ви­ев, мож­но судить о том, что остат­ки зда­ния отно­сят­ся к пери­о­ду его построй­ки: сле­до­ва­тель­но, рестав­ра­ция Севе­ров была незна­чи­тель­ной (сход­ный слу­чай и с Пан­тео­ном). Лег­ко заме­тить стран­ное рас­по­ло­же­ние сту­пе­нек хра­ма (боль­шая часть кото­рых была пере­стро­е­на как поди­ум в 1811 г.) во внут­рен­ней части колон­на­ды. Такое рас­по­ло­же­ние вызва­но необ­хо­ди­мо­стью наи­луч­ше­го исполь­зо­ва­ния узко­го про­стран­ства меж­ду Табу­ла­ри­ем и Капи­то­лий­ским спус­ком.

См. также:
ХРАМ ВЕСПАСИАНА (Пескарин. Рим. Атлас чудес света)
© 2004 — Filippo Coarelli. Roma. Guide Archeologiche. Mondadori Electa S.p.A. 2004, с. 81.
© 2006 — Пере­вод с итал. Ека­те­ри­ны Соболе­вой.
См. по теме: ВЕРХНИЙ ЭТАЖ • Храм Юпитера Защитника • Святилище Юпитера Хранителя • Храм Юпитера Защитника •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Вид Коровьего Поля.
Гравюра Джованни Баттиста Пиранези (1720—1778).
2. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Римский Форум.
(Новые ростры, храм Сатурна, храм Веспасиана и Тита, основание колонны в честь 10-й годовщины тетрархии).
Рим, Римский Форум.
3. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Римский Форум. Реконструкция XIX в.
(Новые Ростры, Золотой мильный столб, Базилика Юлия, Храм Сатурна, Храм Веспасиана и Тита, Священная дорога, Арка Септимия Севера, Мундус, Храм Конкордии (Согласия), Табулярий, Храм Юпитера).
Художник Бекетти. 1893 г.
4. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Храм Веспасиана и Тита.
(Храм Сатурна, Капитолийский спуск, Портик Божественного Согласия).
Рим, Римский Форум.
5. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Храм Сатурна, Капитолийский спуск, храм Веспасиана и Тита, Портик Божественного Согласия, Храм Конкордии (Согласия), Табулярий.

Рим, Римский Форум.
6. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Храм Сатурна, Портик Божественного Согласия, храм Веспасиана и Тита, Табулярий.
Вид с Палатина.
Рим, Римский Форум.
7. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Храм Сатурна, храм Веспасиана и Тита, Капитолийский спуск.

Рим, Римский Форум.
8. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Храм Сатурна, Капитолийский спуск, храм Веспасиана и Тита, Портик Божественного Согласия.

Рим, Римский Форум.
9. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Арка ювелиров.
Мрамор (основание — травертин).
204 г.
Рим, Арка аргентариев.
10. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Общий вид Римского форума от арки Тита, с Табулярием на заднем плане, ок. 1853—1855 гг.

Рим, Римский Форум.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА