Ф. Коарелли. Рим. Археологический путеводитель

ХРАМ ВЕСПАСИАНА И ТИТА


Рядом с Пор­ти­ком Боже­ст­вен­но­го Согла­сия, с север­ной сто­ро­ны, нахо­дит­ся осно­ва­ние хра­ма, кото­рый упи­ра­ет­ся в боль­шую сте­ну Табу­ла­рия: по этой при­чине одна из вход­ных две­рей послед­не­го была закры­та. Опо­знать храм мож­но бла­го­да­ря фраг­мен­ту над­пи­си, кото­рая все еще вид­на на архит­ра­ве: [r]es­ti­tuer(unt) = «отре­ста­ври­ро­ва­ли». Один из пили­гри­мов VIII века (так назы­вае­мый «Ано­ним из Айн­зидель­на»), оста­вив­ший после себя серию запи­сок о путе­ше­ст­вии в Рим, пере­пи­сал над­пись на архит­ра­ве, когда она еще была вид­на цели­ком, и само зда­ние, похо­же, было нетро­ну­тым: DI­VO VES­PA­SIA­NO AUGUS­TO S. P. Q. R. / IMPP. CAESS. SE­VE­RUS ET AN­TO­NI­NUS PII FE­LI­CES AUGG. RES­TI­TUER. Итак, речь идет о хра­ме, посвя­щен­ном Вес­па­си­а­ну, обо­жест­влен­но­му Сена­том; храм был отре­ста­ври­ро­ван Сеп­ти­ми­ем Севе­ром и Кара­кал­лой. Из дру­го­го источ­ни­ка нам извест­но, что храм был посвя­щен так­же Титу, и, поэто­му был завер­шен толь­ко Доми­ци­а­ном. Зда­ние, дли­ной в 33 и шири­ной в 22 мет­ра, — это шести­ко­лон­ный про­стиль, вклю­чав­ший в себя про­стор­ный зал, ряд из шести колонн на глав­ном фаса­де и еще две колон­ны на антах спе­ре­ди. В поме­ще­нии нахо­дил­ся поди­ум, на кото­ром сто­я­ли ста­туи двух обо­жест­влен­ных импе­ра­то­ров. От колон­на­ды оста­лись все­го лишь три коринф­ские колон­ны с севе­ро-запад­ной сто­ро­ны, высотой в 15,2 м. Они под­дер­жи­ва­ют фраг­мент архит­ра­ва, на кото­ром, кро­ме над­пи­си, есть так­же фриз, изо­бра­жаю­щий инстру­мен­ты жерт­во­при­но­ше­ния. Исхо­дя из сти­ля капи­те­лей и скульп­тур, несо­мнен­но эпо­хи Фла­ви­ев, мож­но судить о том, что остат­ки зда­ния отно­сят­ся к пери­о­ду его построй­ки: сле­до­ва­тель­но, рестав­ра­ция Севе­ров была незна­чи­тель­ной (сход­ный слу­чай и с Пан­тео­ном). Лег­ко заме­тить стран­ное рас­по­ло­же­ние сту­пе­нек хра­ма (боль­шая часть кото­рых была пере­стро­е­на как поди­ум в 1811 г.) во внут­рен­ней части колон­на­ды. Такое рас­по­ло­же­ние вызва­но необ­хо­ди­мо­стью наи­луч­ше­го исполь­зо­ва­ния узко­го про­стран­ства меж­ду Табу­ла­ри­ем и Капи­то­лий­ским спус­ком.

См. также:
ХРАМ ВЕСПАСИАНА (Пескарин. Рим. Атлас чудес света)
© 2004 — Filippo Coarelli. Roma. Guide Archeologiche. Mondadori Electa S.p.A. 2004, с. 81.
© 2006 — Пере­вод с итал. Ека­те­ри­ны Соболе­вой.
См. по теме: ТЕАТР МАРЦЕЛЛА • Храм Юпитера Долихена • ВЕРХНИЙ ЭТАЖ • ЭРЕХТЕЙОН, ЕРЕХФЕЙОН •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Римский Форум. Реконструкция XIX в.
(Новые Ростры, Золотой мильный столб, Базилика Юлия, Храм Сатурна, Храм Веспасиана и Тита, Священная дорога, Арка Септимия Севера, Мундус, Храм Конкордии (Согласия), Табулярий, Храм Юпитера).
Художник Бекетти. 1893 г.
2. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Храм Конкордии (Согласия).
(Храм Веспасиана и Тита, Табулярий).
Рим, Римский Форум.
3. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Арка Септимия Севера с раскопками вокруг Черного камня.
Последние раскопки 1900 г., проведенные Джакомо Бони.
Рим, Римский Форум.
4. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Общий вид Римского форума от храма Диоскуров, с Табулярием на заднем плане, ок. 1853—1855 гг.

Рим, Римский Форум.
5. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Общий вид Римского форума от арки Тита, с Табулярием на заднем плане, ок. 1853—1855 гг.

Рим, Римский Форум.
6. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Римский форум ок. 1870 г.

Рим, Римский Форум.
7. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Арка Септимия Севера во 2-й пол. XIX в.

Рим, Римский Форум, Арка Септимия Севера.
8. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Вид Коровьего Поля.
Гравюра Джованни Баттиста Пиранези (1720—1778).
9. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Вид Форума после раскопок. (Базилика Юлия, храм Сатурна, храм Веспасиана и Тита, храм Конкордии, Портик Божественного Согласия, Табулярий).
Художник Фердинан Дютер.
Тушь, акварель. 1874 г.
Париж, Высшая национальная школа изящных искусств.
10. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Портик Божественного Согласия, Табулярий, храм Веспасиана и Тита.

Рим, Римский Форум.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА