ХРАМ ЮПИТЕРА ПОБЕДИТЕЛЯ (aedes Iovis Victoris). В 295 г. до н. э. в битве при Сентине диктатор Квинт Фабий Максим Руллиан дал обет построить храм (aedes) Юпитеру Победителю, которому позднее принёс в жертву добычу, взятую у самнитов (Liv. X. 29. 14, 18). Утверждение Ливия (X. 42. 7) о том, что в 293 г. в битве при Аквилонии Луций Папирий посвятил Юпитеру Победителю чашу молодого вина, иногда толкуют как свидетельство того, что к этому времени храм Фабия уже был посвящён, но это лишь предположение. Согласно Овидию (Fast. IV. 621) и Анцийским фастам (Mancini G. Regione I (Latium et Campania) // NSA 1921. P. 92), храм (templa) был посвящён в апрельские иды. Иосиф Флавий утверждает (Ant. Iud. XIX. 4. 3), что после убийства Калигулы в 41 г. н. э. консулы созвали сенат «в храме Юпитера-Победоносца» (εἰς τὸ ἱερὸν τοῦ νικηφόρου Διός); а Дион Кассий (LX. 35) среди знамений 54 г. н. э. упоминает ἡ αὐτόματος τοῦ ναοῦ τοῦ Διὸς τοῦ Νικαίου ἄνοιξις[1]. Всё это, видимо, свидетельства об одном и том же храме и, вероятно, тот же самый храм Юпитера Победителя (aedes Iovis Victoris) стоял в X районе в IV в., как свидетельствует «Нотиция» (в «Куриосе» храм Юпитера Победителя отсутствует). Если так, то храм находился на Палатине, но единственным свидетельством в пользу этого является «Нотиция» (см. Romanelli P. Il culto di Giove sul Palatino // BCAR Vol. 45. 1917. P. 84—
В числе знамений 42 г. до н. э. упоминается молния, ударившая «в алтарь Юпитера Победителя» (ἐς τὸν τοῦ Νικαίου Διὸς βωμόν, Cass. Dio XLVII. 40. 2): очевидно, это алтарь за пределами храма или отдельно стоящий; а в таком же перечне за предыдущий год тот же автор пишет (XLV. 17. 2) κεραυνοί τε γὰρ παμπληθεῖς ἔπεσον καί τινες αὐτῶν καὶ ἐς τὸν νεὼν τὸν τῷ Διὶ τῷ Καπιτωλίῳ ἐν τῷ Νικαίῳ ὄντα κατεσκηψαν[2]. Смысл последнего пассажа не вполне ясен (Jordan H. Topographie der Stadt Rom in Altertum. Bd. 1. Abt. 2. B., 1885. S. 50), но иногда он считается свидетельством существования святилища Юпитера Победителя на Капитолии, хотя, скорее всего, ошибочно. А надпись, найденная на Квиринале (CIL I1. 638 = VI. 438 = 30767a, [D] Iovei victore T. Aebu[ti] M. f. iiivir [resti]tuit[3]) и приписываемая1 Титу Эбуцию Кару, триумвиру для вывода колонии (triumvir coloniae deducendae) в 183 г., считается доказательством существования святилища Юпитера Победителя на Квиринале, но в целом вопрос о храме или храмах Юпитера Победителя остаётся неразрешённым, и неясность лишь усиливается из-за утверждения Овидия (Fast. VI. 650), что в июньские иды invicto sunt data templa Iovi[4]. Эпитет «Непобедимый» (Invictus) встречается реже, лишь в нескольких надписях, но, вероятно, служил альтернативой «Победителю». В любом случае, этот храм не может быть идентичен тому, который Овидий упоминает в IV книге «Фаст» (см. выше). Ни одна из идентификаций Палатинского храма с сохранившимися руинами не является сегодня достоверной.
(Hülsen Ch. Op. cit. S. 50; Roscher W. Lexikon der griechischen und römischen Mythologie. Bd. 2. Leipzig, 1894. S. 679—
ПРИМЕЧАНИЯ