С. Б. Платнер, Т. Эшби. Топографический словарь Древнего Рима

ХРАМ ЮПИТЕРА ПОБЕДИТЕЛЯ (aedes Iovis Vic­to­ris). В 295 г. до н. э. в бит­ве при Сен­тине дик­та­тор Квинт Фабий Мак­сим Рул­ли­ан дал обет постро­ить храм (aedes) Юпи­те­ру Победи­те­лю, кото­ро­му позд­нее при­нёс в жерт­ву добы­чу, взя­тую у сам­ни­тов (Liv. X. 29. 14, 18). Утвер­жде­ние Ливия (X. 42. 7) о том, что в 293 г. в бит­ве при Акви­ло­нии Луций Папи­рий посвя­тил Юпи­те­ру Победи­те­лю чашу моло­до­го вина, ино­гда тол­ку­ют как свиде­тель­ство того, что к это­му вре­ме­ни храм Фабия уже был посвя­щён, но это лишь пред­по­ло­же­ние. Соглас­но Овидию (Fast. IV. 621) и Анций­ским фастам (Man­ci­ni G. Re­gio­ne I (La­tium et Cam­pa­nia) // NSA 1921. P. 92), храм (templa) был посвя­щён в апрель­ские иды. Иосиф Фла­вий утвер­жда­ет (Ant. Iud. XIX. 4. 3), что после убий­ства Кали­гу­лы в 41 г. н. э. кон­су­лы созва­ли сенат «в хра­ме Юпи­те­ра-Победо­нос­ца» (εἰς τὸ ἱερὸν τοῦ νι­κηφό­ρου Διός); а Дион Кас­сий (LX. 35) сре­ди зна­ме­ний 54 г. н. э. упо­ми­на­ет ἡ αὐτό­μα­τος τοῦ ναοῦ τοῦ Διὸς τοῦ Νι­καίου ἄνοιξις[1]. Всё это, види­мо, свиде­тель­ства об одном и том же хра­ме и, веро­ят­но, тот же самый храм Юпи­те­ра Победи­те­ля (aedes Iovis Vic­to­ris) сто­ял в X рай­оне в IV в., как свиде­тель­ст­ву­ет «Ноти­ция»«Куриосе» храм Юпи­те­ра Победи­те­ля отсут­ст­ву­ет). Если так, то храм нахо­дил­ся на Пала­тине, но един­ст­вен­ным свиде­тель­ст­вом в поль­зу это­го явля­ет­ся «Ноти­ция» (см. Ro­ma­nel­li P. Il cul­to di Gio­ve sul Pa­la­ti­no // BCAR Vol. 45. 1917. P. 84—92, где ему при­пи­сы­ва­ет­ся очень древ­нее про­ис­хож­де­ние).

В чис­ле зна­ме­ний 42 г. до н. э. упо­ми­на­ет­ся мол­ния, уда­рив­шая «в алтарь Юпи­те­ра Победи­те­ля» (ἐς τὸν τοῦ Νι­καίου Διὸς βω­μόν, Cass. Dio XLVII. 40. 2): оче­вид­но, это алтарь за пре­де­ла­ми хра­ма или отдель­но сто­я­щий; а в таком же пере­чне за преды­ду­щий год тот же автор пишет (XLV. 17. 2) κε­ραυνοί τε γὰρ παμπλη­θεῖς ἔπε­σον καί τι­νες αὐτῶν καὶ ἐς τὸν νεὼν τὸν τῷ Διὶ τῷ Κα­πιτω­λίῳ ἐν τῷ Νι­καίῳ ὄντα κα­τεσ­κη­ψαν[2]. Смысл послед­не­го пас­са­жа не вполне ясен (Jor­dan H. To­po­gra­phie der Stadt Rom in Al­ter­tum. Bd. 1. Abt. 2. B., 1885. S. 50), но ино­гда он счи­та­ет­ся свиде­тель­ст­вом суще­ст­во­ва­ния свя­ти­ли­ща Юпи­те­ра Победи­те­ля на Капи­то­лии, хотя, ско­рее все­го, оши­боч­но. А над­пись, най­ден­ная на Кви­ри­на­ле (CIL I1. 638 = VI. 438 = 30767a, [D] Iovei vic­to­re T. Aebu[ti] M. f. iii­vir [res­ti]tuit[3]) и при­пи­сы­вае­мая1 Титу Эбу­цию Кару, три­ум­ви­ру для выво­да коло­нии (tri­um­vir co­lo­niae de­du­cen­dae) в 183 г., счи­та­ет­ся дока­за­тель­ст­вом суще­ст­во­ва­ния свя­ти­ли­ща Юпи­те­ра Победи­те­ля на Кви­ри­на­ле, но в целом вопрос о хра­ме или хра­мах Юпи­те­ра Победи­те­ля оста­ёт­ся нераз­ре­шён­ным, и неяс­ность лишь уси­ли­ва­ет­ся из-за утвер­жде­ния Овидия (Fast. VI. 650), что в июнь­ские иды in­vic­to sunt da­ta templa Iovi[4]. Эпи­тет «Непо­беди­мый» (In­vic­tus) встре­ча­ет­ся реже, лишь в несколь­ких над­пи­сях, но, веро­ят­но, слу­жил аль­тер­на­ти­вой «Победи­те­лю». В любом слу­чае, этот храм не может быть иден­ти­чен тому, кото­рый Овидий упо­ми­на­ет в IV кни­ге «Фаст» (см. выше). Ни одна из иден­ти­фи­ка­ций Пала­тин­ско­го хра­ма с сохра­нив­ши­ми­ся руи­на­ми не явля­ет­ся сего­дня досто­вер­ной.

(Hül­sen Ch. Op. cit. S. 50; Ro­scher W. Le­xi­kon der grie­chi­schen und rö­mi­schen Mytho­lo­gie. Bd. 2. Leip­zig, 1894. S. 679—681; Gil­bert O. Ge­schich­te und To­po­gra­phie der Stadt Rom in Al­ter­tum. Bd. 3. Leip­zig, 1890. S. 427; Ro­ma­nel­li P. Op. cit. P. 84—89; Thu­lin C. Iup­pi­ter // RE Bd. X. 1918. Sp. 1134—1135; Frank T. Ro­man Buil­dings of the Re­pub­lic. Ro­me, 1924. P. 92—94, n. 2; Wis­sowa G. Re­li­gion und Kul­tus der Rö­mer. Aufl. 2. Mün­chen, 1912. S. 123).

См. также:
Храм Юпитера Победителя (Ричардсон. Новый топографический словарь Древнего Рима)

ПРИМЕЧАНИЯ


  • 1Эта эмен­да­ция при­над­ле­жит Момм­зе­ну: Хюб­нер (Eph. epigr. II. P. 41, ср. CIL I2. 802; Hül­sen Ch. To­po­gra­phie der Stadt Rom in Al­ter­tum. Bd. I, Abt. 3. B., 1906. S. 409, n. 43; ILS 994) чита­ет T. Me­fu[lan(us)], а в нача­ле над­пи­си [..]o Iovei, сле­дуя копии XVII в., кото­рая явля­ет­ся един­ст­вен­ным источ­ни­ком об этой над­пи­си. Над­пись CIL VI. 475 (P. Corn. v. f. co­so. pro­ba. mar.) мог­ла быть напи­са­на на боко­вой сто­роне той же базы. Намёк на этот храм, веро­ят­но, содер­жит­ся у Квин­ти­ли­а­на (I. 4. 17).
  • ПРИМЕЧАНИЯ ПЕРЕВОДЧИЦЫ:

  • [1]В хра­ме Юпи­те­ра Победи­те­ля сами собой откры­лись две­ри. (Пере­вод под ред. А. В. Махла­ю­ка).
  • [2]Пали мно­го­чис­лен­ные мол­нии, и неко­то­рые из них уда­ри­ли так­же в храм Юпи­те­ра Капи­то­лий­ско­го, нахо­дя­щий­ся в (хра­ме?) Победи­те­ля.
  • [3](Храм) Юпи­те­ра Победи­те­ля вос­ста­но­вил Тит Эбу­ций, сын Мар­ка, три­ум­вир.
  • [4]Даро­ван храм Юпи­те­ру Непо­беди­мо­му.

  • © 1929 г. Samuel Ball Platner, Thomas Ashby. A Topographical Dictionary of Ancient Rome. Iuppiter Victor, с. 306—307.
    © 2016 г. Пере­вод с англ. О. В. Люби­мо­вой.
    См. по теме: ТЕАТР МАРЦЕЛЛА • Храм Юпитера Долихена • ВЕРХНИЙ ЭТАЖ • ЭРЕХТЕЙОН, ЕРЕХФЕЙОН •
    МОНЕТЫ
    (если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
    1. Сестерций, медь
    Траян
    Рим, 103—111 гг.
    АВЕРС: IMP. CAES. NERVAE TRAIANO AVG. GER. DAC. P. M. TR. P. COS. V P. P. — бюст Траяна, обращенный вправо, в лавровом венке, с драпировкой на левом плече.
    РЕВЕРС: S. P. Q. R. OPTIMO PRINCIPI — фронтальный вид храма, изображенного восьмиколонным, на подиуме из пяти ступеней; в центре между колонн сидящая фигура на высоком постаменте (BMCRE: фигура; Cohen, RIC: Юпитер; RCTV: культовая статуя Юпитера Победителя); на фронтоне сидящая фигура, среди сидящих на земле фигур; на крыше фигура, держащая копье (?) в центре, по углам — Виктории, держащие трофеи; справа и слева от храма — колоннада, изображенная пятиколонной, с фронтоном крыши сверху.
    В обрезе: S. C.
    2. Аурей, золото
    Север Александр
    Рим, 223 г.
    АВЕРС: IMP. C. M. AVR. SEV. ALEXAND. AVG. — драпированный бюст Александра Севера, в лавровом венке, вправо.
    РЕВЕРС: P. M. TR. P. II COS. P. P. — вид Колизея (амфитеатра Флавиев); у здания четыре яруса, первые три — аркады, все со статуями, верхний — из сплошной каменной кладки с окнами и подпорками для деревянных мачт, которые держали большой навес, защищавший зрителей от палящего солнца Рима; слева храм со статуей внутри; справа часть колонны и фронтона здания (возможно, храм Юпитера Победителя).
    ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА