С. Б. Платнер, Т. Эшби. Топографический словарь Древнего Рима

ХРАМ КОНКОРДИИ (aedes Con­cor­diae, templum: Act. Arv. LVI, Plin. NH XXXIV. 73, 80, 89, 90; XXXVI. 196, Serv. Aen. II. 116, No­ti­tia; de­lub­rum: Plin. XXXV. 66; XXXVII. 4) — храм в севе­ро-запад­ном углу фору­ма; сооб­ща­ет­ся, что обет о его стро­и­тель­стве дал Л. Фурий Камилл[1] в 367 г. до н. э. во вре­мя бес­по­ряд­ков, про­ис­хо­див­ших при при­ня­тии зако­нов Лици­ния. Народ про­го­ло­со­вал за воз­веде­ние хра­ма сра­зу после вступ­ле­ния этих зако­нов в силу (Ov. Fast. I. 641—644; Plut. Cam. 42). Храм сто­ял меж­ду Вул­ка­на­лом и под­но­жи­ем Капи­то­лия (Ov. cit. 637—638; Act. Arv. pas­sim; Serv. Aen. II. 116; Stat. Silv. I. 1. 31; Plut. Cam. 42; Var­ro, LL V. 148, 156), а про­стран­ство вокруг него назы­ва­лось «уча­сток Кон­кор­дии»; он упо­ми­на­ет­ся толь­ко в свя­зи с пред­зна­ме­но­ва­ни­я­ми 183 и 181 гг. до н. э. (Liv. XXXIX. 56. 6; XL. 19. 2; Ob­seq. 4). Дата фак­ти­че­ско­го воз­веде­ния хра­ма неиз­вест­на, день его посвя­ще­ния, веро­ят­но, 22 июля (Fast. Ant. ap. NS 1921, 103), а день посвя­ще­ния более позд­не­го соору­же­ния — 16 янва­ря (Ov. Fast. I. 637; Fast. Praen. ad XVII Kal. Feb., CIL I2 p. 231, 308; Fast. Ve­rol. ap. NS 1923, 196). В 211 г. до н. э. ста­туя Победы на его кры­ше была пора­же­на мол­нией (Liv. XXVI. 23. 4).

В 121 г. до н. э. после смер­ти Гая Грак­ха сенат поста­но­вил, чтобы храм был вос­ста­нов­лен Л. Опи­ми­ем, к вели­ко­му раз­дра­же­нию демо­кра­тов (App. BC I. 26; Plut. C. Gracch. 17; Cic. pro Sest. 140; August. de civ. d. III. 25). Веро­ят­но, в это же вре­мя Опи­мий постро­ил свою бази­ли­ку, к с.139 севе­ру от хра­ма, побли­зо­сти от него. В 7 г. до н. э. Тибе­рий пред­при­нял рестав­ра­цию хра­ма на сред­ства из гер­ман­ской добы­чи (Cass. Dio LV. 8. 2), и соору­же­ние было завер­ше­но и посвя­ще­но как храм Авгу­сто­ва Согла­сия (aedes Con­cor­diae Augus­tae) от име­ни Тибе­рия и его покой­но­го бра­та Дру­за 16 янва­ря 10 г. н. э. (Ov. Fast. I. 640, 643—648; Cass. Dio LVI. 25; Suet. Tib. 20, где ука­зан 12 г. н. э.). Он пред­став­лен на моне­тах (Co­hen, Tib. 68—70; BM. Tib. 116, 132—134). После­дую­щая рестав­ра­ция, воз­мож­но, после пожа­ра 284 г., отме­че­на в над­пи­си (CIL VI. 89), кото­рую видел на про­на­осе хра­ма автор Айн­зидельн­ско­го путе­во­ди­те­ля, копи­ро­вав­ший над­пи­си.

После рестав­ра­ции Опи­мия этот храм часто исполь­зо­вал­ся для заседа­ний сена­та (Cic. Cat. III. 21: pro Sest. 26; de do­mo 111; Phil. II. 19, 112; III. 31; V. 18; Sall. Cat. 46, 49; Cass. Dio LVIII. 11. 4; Hist. Aug. Pert. 4; Alex. Sev. 6; Max. et Balb. 1, cf. He­rod. II. 10; Prob. 11; Her­mes, 1875, 290—291; Wil­lems, Le Sé­nat ro­main II. 159) и собра­ний арваль­ско­го брат­ства (см. Hen­zen, p. 5, спи­сок с 63 г. н. э.; DE I. 176).

Тибе­рий заста­вил родо­с­цев про­дать ему ста­тую Весты для это­го хра­ма (Cass. Dio LV. 9. 6), и он, по-види­мо­му, стал сво­его рода музе­ем, ибо Пли­ний упо­ми­на­ет мно­го раз­ме­щен­ных там про­из­веде­ний искус­ства: ста­туи Апол­ло­на и Юно­ны работы Бато­на (XXXIV. 73), Лато­ны с мла­ден­ца­ми Апол­ло­ном и Диа­ной работы Эвфра­но­ра (77), Эску­ла­па и Гигии работы Нике­ра­та (80), Мар­са и Мер­ку­рия работы Писто­на (89), Цере­ры, Юпи­те­ра и Минер­вы работы Стен­нида (90), живо­пис­ные изо­бра­же­ния Мар­сия работы Зевк­сида (XXXV. 66), Либе­ра работы Никия (131), Кас­сан­дры работы Тео­до­ра (144)[2]; четы­ре обсиди­а­но­вых сло­на, посвя­щен­ных Авгу­стом (196), и зна­ме­ни­тый сар­до­никс, при­над­ле­жав­ший Поли­кра­ту Самос­ско­му (XXXVII. 4; см. так­же Jaco­bi, Grundzü­ge einer Mu­seo­gra­phie d. Stadt Rom zur Zeit d. Kai­sers Augus­tus, 1884).

Встре­ча­ет­ся еще несколь­ко слу­чай­ных упо­ми­на­ний об этом хра­ме (Val. Max. IX. 7. 4; Cass. Dio XLVII. 2; XLIX. 18; L. 8), а в 16 г. н. э. после мни­мо­го заго­во­ра Либо­на сенат поста­но­вил поме­стить туда дары (Tac. Ann. II. 32). В его руи­нах было най­де­но несколь­ко посвя­ти­тель­ных над­пи­сей (CIL VI. 90—94, 30856, 30857), и еще в трех упо­ми­на­ет­ся смот­ри­тель хра­ма (aedi­tuus; 2204, 2205, 8703). Храм изо­бра­жен на моне­те Орби­а­ны, жены Алек­сандра Севе­ра (Froeh­ner, Med. 177—1781) и на фраг­мен­те (22) Мра­мор­но­го пла­на, и упо­ми­на­ет­ся в Ката­ло­ге рай­о­нов (Reg. VIII). При Адри­ане I, 772—795 гг. н. э., зда­нию гро­зи­ло обру­ше­ние (LPD I. 512, 522).

Из-за рас­по­ло­же­ния по отно­ше­нию к дру­гим зда­ни­ям и линии поверх­но­сти зем­ли храм имел план, уни­каль­ный для рим­ских хра­мов (FUR fr. 22). Вме­сто обыч­ных про­пор­ций цел­ла авгу­стов­ско­го хра­ма име­ла 45 м в шири­ну и толь­ко 24 в глу­би­ну, тогда как про­на­ос имел толь­ко 34 м в дли­ну и 14 в глу­би­ну и, таким обра­зом, не тянул­ся вдоль всей фрон­таль­ной части цел­лы. с.140 Зад­няя сте­на цел­лы при­мы­ка­ла к пере­д­ней части Табу­ля­рия, а очень широ­кий лест­нич­ный про­лет вел от про­на­оса вниз, на пло­щадь. Про­веден­ные иссле­до­ва­ния пока­за­ли, что план хра­ма Опи­мия, веро­ят­но, был таким же, как и план хра­ма Тибе­рия (см. о таком иссле­до­ва­нии и остат­ках — сомни­тель­ных — сме­нив­ших друг дру­га зда­ний у Van Bu­ren, CR 1906, 82—84, 184 f., и ср. TF 47—49). Внут­рен­няя часть авгу­стов­ской цел­лы была окру­же­на рядом белых мра­мор­ных колонн, кото­рые сто­я­ли на низ­ком осно­ва­нии, высту­пав­шем из глав­ной сте­ны. В этой стене было один­на­дцать ниш; в цен­траль­ной нише, рас­по­ло­жен­ной напро­тив вхо­да, долж­на была сто­ять ста­туя Согла­сия. Внут­рен­няя часть хра­ма была пол­но­стью обли­цо­ва­на мра­мо­ром и зда­ние, веро­ят­но, было одним из пре­крас­ней­ших в Риме.

Сохра­нив­ши­е­ся остат­ки хра­ма вклю­ча­ют бетон­ную серд­це­ви­ну поди­у­ма, боль­шая часть кото­рой отно­сит­ся к соору­же­нию 121 г. до н. э. и, веро­ят­но, явля­ет­ся древ­ней­шей из извест­ных бетон­ных кон­струк­ций в горо­де (AJA 1912, 244, 245); порог глав­но­го вхо­да, состо­я­щий из двух бло­ков мра­мо­ра из Пор­ты Сан­ты общей дли­ной 7 м; крайне мало­чис­лен­ные фраг­мен­ты мра­мор­но­го пола цел­лы и про­на­оса и часть вели­ко­леп­но­го кар­ни­за, ныне нахо­дя­щу­ю­ся в Табу­ля­рии вме­сте с мно­го­чис­лен­ны­ми малень­ки­ми архи­тек­тур­ны­ми фраг­мен­та­ми. Осно­ва­ния колонн тоже были очень кра­си­вы — един­ст­вен­ный без­упреч­ный экзем­пляр нахо­дит­ся в Бер­лин­ском музее (No. 1013; ср. PBS II. No. 126b, не 105d). О кар­ни­зе см. Toeb. I. pl. VI, VII. pp. 42—51). Внут­ри поди­у­ма нахо­ди­лись две ком­на­ты, воз­мож­но, слу­жив­шие хра­ни­ли­ща­ми для каз­ны.

См. так­же DE II. 572; RE IV. 831—833; Ro­sch. I. 914—916; Jord. I. 2. 332—339; HC 93—96; LR 288—289; Théd. 122—125, 362—364; Middle­ton I. 332—338; D’Esp. Fr. I. 83—86; DR 170—178; Mem. Am. Acad. V. 53—77; RE Suppl. IV. 492—494; ASA 72; HFP 21.

См. также:
ХРАМ КОНКОРДИИ (Пескарин. Рим. Атлас чудес света)
Храм Конкордии (Коарелли. Рим. Археологический путеводитель)
Храм Согласия (Ричардсон. Новый топографический словарь Древнего Рима)

ПРИМЕЧАНИЯ


  • 1Co­hen, Alex. Sev. et Or­bia­na, 3.
  • ПРИМЕЧАНИЯ РЕДАКЦИИ САЙТА:

  • [1]Пра­виль­но: Марк Фурий Камилл. (Прим. ред. сай­та).
  • [2]У Пли­ния в ука­зан­ном месте гово­рит­ся о Тео­ре. (Прим. ред. сай­та).

  • © 1929 г. Samuel Ball Platner, Thomas Ashby. A Topographical Dictionary of Ancient Rome. CONCORDIA, AEDES, TEMPLUM, с. 138—140.
    © 2008 г. Пере­вод с англ. О. В. Люби­мо­вой.
    См. по теме: ТЕАТР МАРЦЕЛЛА • ЭРЕХТЕЙОН, ЕРЕХФЕЙОН • Храм Юпитера Долихена • ВЕРХНИЙ ЭТАЖ •
    ИЛЛЮСТРАЦИИ
    (если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
    1. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
    Римский Форум. Реконструкция XIX в.
    (Новые Ростры, Золотой мильный столб, Базилика Юлия, Храм Сатурна, Храм Веспасиана и Тита, Священная дорога, Арка Септимия Севера, Мундус, Храм Конкордии (Согласия), Табулярий, Храм Юпитера).
    Художник Бекетти. 1893 г.
    2. АРХИТЕКТУРА. Рим.
    Реконструкция части Римского Форума.
    (Табулярий, храм Конкордии (Согласия), храм Сатурна, базилика Юлия, Новые ростры, курия Юлия, базилика Эмилия, храм Кастора (Диоскуров), храм Божественного Юлия, арка Августа, храм Весты)
    Рим, Римский Форум.
    3. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
    Вид Форума после раскопок. (Базилика Юлия, храм Сатурна, храм Веспасиана и Тита, храм Конкордии, Портик Божественного Согласия, Табулярий).
    Художник Фердинан Дютер.
    Тушь, акварель. 1874 г.
    Париж, Высшая национальная школа изящных искусств.
    4. АРХИТЕКТУРА. Рим.
    Палатин. Деталь макета Рима.
    Макет Рима в эпоху Константина I (IV в.) Итало Джисмонди и Пьерино Ди Карло, 1933—1937.
    Рим, Музей Римской культуры.
    5. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА.
    Проект реконструкции Форума по результатам раскопок и письменным источникам. (Базилика Юлия, храм Сатурна, храм Веспасиана и Тита, храм Конкордии, Табулярий).
    Художник Фердинан Дютер.
    Тушь, акварель. 1874 г.
    Париж, Высшая национальная школа изящных искусств.
    6. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА.
    Реконструкция Табулария и памятников, расположенных у подножия Капитолия. Деталь.
    (Новые Ростры, Золотой мильный столб, Храм Сатурна, Храм Веспасиана и Тита, Арка Септимия Севера, Мундус, Храм Конкордии (Согласия), Табулярий).
    Художник Констан Муайо. 1866 г.
    Тушь, акварель.
    Париж, Высшая национальная школа изящных искусств.
    7. АРХИТЕКТУРА. Рим.
    Храм Конкордии (Согласия).

    Рим, Римский Форум.
    8. АРХИТЕКТУРА. Рим.
    Храм Конкордии (Согласия).

    Рим, Римский Форум.
    9. АРХИТЕКТУРА. Рим.
    Храм Конкордии (Согласия).

    Рим, Римский Форум.
    10. АРХИТЕКТУРА. Рим.
    Храм Конкордии (Согласия).

    Рим, Римский Форум.
    МОНЕТЫ
    (если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
    1. Сестерций, медь
    Тиберий
    Рим, 35—36 гг.
    АВЕРС: Фронтальный вид храма, изображенного шестиколонным, на подиуме из пяти ступеней, с боковыми стенами справа и слева. В центре храма статуя Конкордии (Согласия), держащей патеру в правой руке и рог изобилия — в левой, сидит влево на троне, поставленном на круглый постамент; на боковых стенах лестницы стоят во фронт две фигуры: справа — Геркулес, держащий дубину вверх в левой руке и поднявший правую руку за голову; слева — Меркурий, держащий кадуцей в правой руке и непонятный предмет (кошелек?) — в левой. Фронтон чистый; наверху стоят: Юпитер — в центре, во фронт, с Юноной с правой стороны от него и Минервой — c левой; справа от этой группы стоит Церера, держащая рог изобилия в левой руке и длинный скипетр в правой, и Виктория, держащая венок над головой обеими руками; слева стоит Диана, держащая копье в левой руке и опершаяся правой рукой в бок, на ее спине колчан, и далее Виктория — так же, как описано выше. Справа и слева от целлы два крыла храма; в середине каждого квадратная панель и сверху каждого стоит Виктория, в той же позе, что и наверху.
    РЕВЕРС: TI. CAESAR DIVI AVG. F. AVGVST. P. M. TR. POT. XXXVII
    В центре, большими буквами: S. C.
    2. Сестерций, медь
    Тиберий
    Рим, 36—37 гг.
    АВЕРС: Фронтальный вид храма, изображенного шестиколонным, на подиуме из пяти ступеней, с боковыми стенами справа и слева. В центре храма статуя Конкордии (Согласия), держащей патеру в правой руке и рог изобилия — в левой, сидит влево на троне, поставленном на круглый постамент; на боковых стенах лестницы стоят во фронт две фигуры: справа — Геркулес, держащий дубину вверх в левой руке и поднявший правую руку за голову; слева — Меркурий, держащий кадуцей в правой руке и непонятный предмет (кошелек?) — в левой. Фронтон чистый; наверху стоят: Юпитер — в центре, во фронт, с Юноной с правой стороны от него и Минервой — с левой; справа от этой группы стоит Церера, держащая рог изобилия в левой руке и длинный скипетр в правой, и Виктория, держащая венок над головой обеими руками; слева стоит Диана, держащая копье в левой руке и опершаяся правой рукой в бок, на ее спине колчан, и далее Виктория — так же, как описано выше. Справа и слева от целлы два крыла храма; в середине каждого квадратная панель и сверху каждого стоит Виктория, в той же позе, что и наверху.
    РЕВЕРС: TI. CAESAR DIVI AVG. F. AVGVST. P. M. TR. POT. XXXIIX
    В центре, большими буквами: S. C.
    3. Сестерций, медь
    Тиберий
    Рим, 34—35 гг.
    АВЕРС: Фронтальный вид храма, изображенного шестиколонным, на подиуме из пяти ступеней, с боковыми стенами справа и слева. В центре храма статуя Конкордии (Согласия), держащей патеру в правой руке и рог изобилия — в левой, сидит влево на троне, поставленном на круглый постамент; на боковых стенах лестницы стоят во фронт две фигуры: справа — Геркулес, держащий дубину вверх в левой руке и поднявший правую руку за голову; слева — Меркурий, держащий кадуцей в правой руке и непонятный предмет (кошелек?) — в левой. Фронтон чистый [на этой монете — нет]; наверху стоят: Юпитер — в центре, во фронт, с Юноной с правой стороны от него и Минервой — c левой; справа от этой группы стоит Церера, держащая рог изобилия в левой руке и длинный скипетр в правой, и Виктория, держащая венок над головой обеими руками; слева стоит Диана, держащая копье в левой руке и опершаяся правой рукой в бок, на ее спине колчан, и далее Виктория — так же, как описано выше. Справа и слева от целлы два крыла храма; в середине каждого квадратная панель и сверху каждого стоит Виктория, в той же позе, что и наверху.
    РЕВЕРС: TI. CAESAR DIVI AVG. F. AVGVST. P. M. TR. POT. XXXVI
    В центре, большими буквами: S. C.
    Контрмарка NCAPR (Nero Caesar Augustus Probavit).
    ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА