ХРАМ КОНКОРДИИ (aedes Concordiae, templum: Act. Arv. LVI, Plin. NH XXXIV. 73, 80, 89, 90; XXXVI. 196, Serv. Aen. II. 116, Notitia; delubrum: Plin. XXXV. 66; XXXVII. 4) — храм в северо-западном углу форума; сообщается, что обет о его строительстве дал Л. Фурий Камилл[1] в 367 г. до н. э. во время беспорядков, происходивших при принятии законов Лициния. Народ проголосовал за возведение храма сразу после вступления этих законов в силу (Ov. Fast. I. 641—
В 121 г. до н. э. после смерти Гая Гракха сенат постановил, чтобы храм был восстановлен Л. Опимием, к великому раздражению демократов (App. BC I. 26; Plut. C. Gracch. 17; Cic. pro Sest. 140; August. de civ. d. III. 25). Вероятно, в это же время Опимий построил свою базилику, к с.139 северу от храма, поблизости от него. В 7 г. до н. э. Тиберий предпринял реставрацию храма на средства из германской добычи (Cass. Dio LV. 8. 2), и сооружение было завершено и посвящено как храм Августова Согласия (aedes Concordiae Augustae) от имени Тиберия и его покойного брата Друза 16 января 10 г. н. э. (Ov. Fast. I. 640, 643—
После реставрации Опимия этот храм часто использовался для заседаний сената (Cic. Cat. III. 21: pro Sest. 26; de domo 111; Phil. II. 19, 112; III. 31; V. 18; Sall. Cat. 46, 49; Cass. Dio LVIII. 11. 4; Hist. Aug. Pert. 4; Alex. Sev. 6; Max. et Balb. 1, cf. Herod. II. 10; Prob. 11; Hermes, 1875, 290—
Тиберий заставил родосцев продать ему статую Весты для этого храма (Cass. Dio LV. 9. 6), и он, по-видимому, стал своего рода музеем, ибо Плиний упоминает много размещенных там произведений искусства: статуи Аполлона и Юноны работы Батона (XXXIV. 73), Латоны с младенцами Аполлоном и Дианой работы Эвфранора (77), Эскулапа и Гигии работы Никерата (80), Марса и Меркурия работы Пистона (89), Цереры, Юпитера и Минервы работы Стеннида (90), живописные изображения Марсия работы Зевксида (XXXV. 66), Либера работы Никия (131), Кассандры работы Теодора (144)[2]; четыре обсидиановых слона, посвященных Августом (196), и знаменитый сардоникс, принадлежавший Поликрату Самосскому (XXXVII. 4; см. также Jacobi, Grundzüge einer Museographie d. Stadt Rom zur Zeit d. Kaisers Augustus, 1884).
Встречается еще несколько случайных упоминаний об этом храме (Val. Max. IX. 7. 4; Cass. Dio XLVII. 2; XLIX. 18; L. 8), а в 16 г. н. э. после мнимого заговора Либона сенат постановил поместить туда дары (Tac. Ann. II. 32). В его руинах было найдено несколько посвятительных надписей (CIL VI. 90—
Из-за расположения по отношению к другим зданиям и линии поверхности земли храм имел план, уникальный для римских храмов (FUR fr. 22). Вместо обычных пропорций целла августовского храма имела 45 м в ширину и только 24 в глубину, тогда как пронаос имел только 34 м в длину и 14 в глубину и, таким образом, не тянулся вдоль всей фронтальной части целлы. с.140 Задняя стена целлы примыкала к передней части Табулярия, а очень широкий лестничный пролет вел от пронаоса вниз, на площадь. Проведенные исследования показали, что план храма Опимия, вероятно, был таким же, как и план храма Тиберия (см. о таком исследовании и остатках — сомнительных — сменивших друг друга зданий у Van Buren, CR 1906, 82—
Сохранившиеся остатки храма включают бетонную сердцевину подиума, большая часть которой относится к сооружению 121 г. до н. э. и, вероятно, является древнейшей из известных бетонных конструкций в городе (AJA 1912, 244, 245); порог главного входа, состоящий из двух блоков мрамора из Порты Санты общей длиной 7 м; крайне малочисленные фрагменты мраморного пола целлы и пронаоса и часть великолепного карниза, ныне находящуюся в Табулярии вместе с многочисленными маленькими архитектурными фрагментами. Основания колонн тоже были очень красивы — единственный безупречный экземпляр находится в Берлинском музее (No. 1013; ср. PBS II. No. 126b, не 105d). О карнизе см. Toeb. I. pl. VI, VII. pp. 42—
См. также DE II. 572; RE IV. 831—
|
||
1.
Сестерций, медь Тиберий Рим, 35—36 гг. | ||
АВЕРС: Фронтальный вид храма, изображенного шестиколонным, на подиуме из пяти ступеней, с боковыми стенами справа и слева. В центре храма статуя Конкордии (Согласия), держащей патеру в правой руке и рог изобилия — в левой, сидит влево на троне, поставленном на круглый постамент; на боковых стенах лестницы стоят во фронт две фигуры: справа — Геркулес, держащий дубину вверх в левой руке и поднявший правую руку за голову; слева — Меркурий, держащий кадуцей в правой руке и непонятный предмет (кошелек?) — в левой. Фронтон чистый; наверху стоят: Юпитер — в центре, во фронт, с Юноной с правой стороны от него и Минервой — c левой; справа от этой группы стоит Церера, держащая рог изобилия в левой руке и длинный скипетр в правой, и Виктория, держащая венок над головой обеими руками; слева стоит Диана, держащая копье в левой руке и опершаяся правой рукой в бок, на ее спине колчан, и далее Виктория — так же, как описано выше. Справа и слева от целлы два крыла храма; в середине каждого квадратная панель и сверху каждого стоит Виктория, в той же позе, что и наверху. РЕВЕРС: TI. CAESAR DIVI AVG. F. AVGVST. P. M. TR. POT. XXXVII В центре, большими буквами: S. C. | ||
2.
Сестерций, медь Тиберий Рим, 36—37 гг. | ||
АВЕРС: Фронтальный вид храма, изображенного шестиколонным, на подиуме из пяти ступеней, с боковыми стенами справа и слева. В центре храма статуя Конкордии (Согласия), держащей патеру в правой руке и рог изобилия — в левой, сидит влево на троне, поставленном на круглый постамент; на боковых стенах лестницы стоят во фронт две фигуры: справа — Геркулес, держащий дубину вверх в левой руке и поднявший правую руку за голову; слева — Меркурий, держащий кадуцей в правой руке и непонятный предмет (кошелек?) — в левой. Фронтон чистый; наверху стоят: Юпитер — в центре, во фронт, с Юноной с правой стороны от него и Минервой — с левой; справа от этой группы стоит Церера, держащая рог изобилия в левой руке и длинный скипетр в правой, и Виктория, держащая венок над головой обеими руками; слева стоит Диана, держащая копье в левой руке и опершаяся правой рукой в бок, на ее спине колчан, и далее Виктория — так же, как описано выше. Справа и слева от целлы два крыла храма; в середине каждого квадратная панель и сверху каждого стоит Виктория, в той же позе, что и наверху. РЕВЕРС: TI. CAESAR DIVI AVG. F. AVGVST. P. M. TR. POT. XXXIIX В центре, большими буквами: S. C. | ||
3.
Сестерций, медь Тиберий Рим, 34—35 гг. | ||
АВЕРС: Фронтальный вид храма, изображенного шестиколонным, на подиуме из пяти ступеней, с боковыми стенами справа и слева. В центре храма статуя Конкордии (Согласия), держащей патеру в правой руке и рог изобилия — в левой, сидит влево на троне, поставленном на круглый постамент; на боковых стенах лестницы стоят во фронт две фигуры: справа — Геркулес, держащий дубину вверх в левой руке и поднявший правую руку за голову; слева — Меркурий, держащий кадуцей в правой руке и непонятный предмет (кошелек?) — в левой. Фронтон чистый [на этой монете — нет]; наверху стоят: Юпитер — в центре, во фронт, с Юноной с правой стороны от него и Минервой — c левой; справа от этой группы стоит Церера, держащая рог изобилия в левой руке и длинный скипетр в правой, и Виктория, держащая венок над головой обеими руками; слева стоит Диана, держащая копье в левой руке и опершаяся правой рукой в бок, на ее спине колчан, и далее Виктория — так же, как описано выше. Справа и слева от целлы два крыла храма; в середине каждого квадратная панель и сверху каждого стоит Виктория, в той же позе, что и наверху. РЕВЕРС: TI. CAESAR DIVI AVG. F. AVGVST. P. M. TR. POT. XXXVI В центре, большими буквами: S. C. Контрмарка NCAPR (Nero Caesar Augustus Probavit). |