Храм Согласия (aedes Concordiae (2), также templum Concordiae) (рис. 19) — храм у подножия северо-восточного склона Капитолийского холма, стоявший в конце Священной дороги и открывавшийся на Римский форум. Сообщается, что Камилл дал обет построить его в 367 г. до н. э. во время беспорядков, с.99 связанных с принятием Лициниевых законов (Plut. Cam. 42. 3). На следующий день Камилл был освобождён от своего обета, когда народ, добившись своей цели, дал обет построить храм вместо него (Plut. Cam. 42. 4; Ovid. Fast. I. 641—
Рис. 19. Капитолийский холм и его окрестности. План с изображением древних остатков, наложенный на план современных улиц и зданий. |
В 121 г. до н. э. после смерти Гая Гракха сенат приказал Луцию Опимию построить этот храм (App. BC. I. 26; Plut. C. Gracch. 17. 6). Днём его посвящения, вероятно, было 22 июля (Degrassi A. Fasti Anni Numani et Iuliani (Inscriptiones Italiae 13. 2). Rome, 1963. P. 486). Позднее в храме очень часто проводились заседания сената, особенно посвящённые обсуждению гражданских раздоров или беспорядков (ср., напр.: Cic. Cat. III. 21, Sest. 26, Dom. 11, Phil. II. 19; Cass. Dio LVIII. 11. 4). Иногда здесь заседали также арвальские братья (Henzen, W. Acta Fratrum Arvalium Quae Supersunt. Berlin, 1874. Reprint. Berlin, 1967. P. iv). См. также: Basilica Opimia.
В 7 г. до н. э. в рамках празднования триумфа Тиберий взялся за восстановление храма на средства из германской добычи (Cass. Dio LV. 8. 2). Строительство финансировалось очень щедро, и после его окончания храм был посвящён от имени Тиберия и его покойного брата Друза 16 января (Ovid. Fast. I. 637—
Храм Тиберия отличался необычной планировкой ввиду ограничений, накладываемых его местоположением. Целла шириной 45 м и глубиной 24 м имела поперечную ось; при этом ширина гексастильного пронаоса составляла всего 34 м, а глубина 14 м. Задняя стена плотно примыкала к основанию Табулярия. Войти в храм можно было по широкой лестнице во всю ширину пронаоса. Исследование внутренней части подиума показывает, что храм Опимия имел такие же размеры и пропорции. В целле ряд мраморных колонн на общем цоколе, выступавшем из стены, делил стены на одиннадцать пролётов, в каждом из которых находилась ниша. В центральной нише северо-западной стены, видимо, стояла культовая статуя богини Согласия, изображённой на троне с патерой и рогом изобилия. Коринфские колонны внутри храма были весьма элегантными; место угловых волют на них занимали скачущие бараны. Вдоль стен стояли соответствующие колоннам пилястры такого же дизайна (von Mercklin E. Antike Figuralkapitelle. Berlin, 1962. S. 201—
Тиберий украсил свой храм произведениями искусства, и он, видимо, стал музеем. Статую Весты Тиберий вывез с Пароса (Cass. Dio LV. 9. 6), а Плиний упоминает Аполлона и Юнону работы Батона (HN. XXXIV. 73), Латону с близнецами работы Эвфранора (XXXIV. 77), Эскулапа и Гигиею работы Никерата (XXXIV. 80), Марса и Меркурия работы Пистона (XXXIV. 89) и Цереру, Юпитера и Минерву работы Стеннида (XXXIV. 90). Были в храме и картины: «Связанный Марсий» работы Зевксида (XXXV. 66), «Отец Либер» работы Никия (XXXV. 131) и «Кассандра» работы Теодора (XXXV. 144). Кроме того, в храме стояли два обсидиановых слона, подаренных Августом (XXXVI. 196), и сардоникс, принадлежавший Поликрату Самосскому, — дар Ливии (XXXVII. 4). В руинах найдены посвятительные надписи (CIL VI. 90—
Храм изображён на монетах Орбианы, жены Александра Севера (BMCRE. VI. 144, № 307), а в надписи, сохранённой только в Айнзидельнском сборнике (CIL VI. 89 = ILS. 3781) упоминается его реставрация, произведённая после того, как он обветшал. В IV в. н. э. храм ещё стоял и упоминается в каталогах районов в VIII районе, но ко временам папы Адриана I (772—
Rebert H. F., Marceau H. The Temple of Concord in the Roman Forum // MAAR. Vol. 5. 1925. P. 53—
Momigliano A. Camillus and Concord // CQ. Vol. 36. 1942. P. 111—
Guarducci M. Il Tempio della dea Concordia in un bassorilievo dei Musei Vaticani // RPAA. Vol. 34. 1961—
Nash E. Pictorial Dictionary of Ancient Rome. 2d ed. London, 1968. Vol. 1. P. 292—
Richardson L. Concordia and Concordia Augusta: Rome and Pompeii // Parola del passato. Vol. 33. 1978. P. 260—
|
||
1.
Сестерций, медь Тиберий Рим, 35—36 гг. | ||
АВЕРС: Фронтальный вид храма, изображенного шестиколонным, на подиуме из пяти ступеней, с боковыми стенами справа и слева. В центре храма статуя Конкордии (Согласия), держащей патеру в правой руке и рог изобилия — в левой, сидит влево на троне, поставленном на круглый постамент; на боковых стенах лестницы стоят во фронт две фигуры: справа — Геркулес, держащий дубину вверх в левой руке и поднявший правую руку за голову; слева — Меркурий, держащий кадуцей в правой руке и непонятный предмет (кошелек?) — в левой. Фронтон чистый; наверху стоят: Юпитер — в центре, во фронт, с Юноной с правой стороны от него и Минервой — c левой; справа от этой группы стоит Церера, держащая рог изобилия в левой руке и длинный скипетр в правой, и Виктория, держащая венок над головой обеими руками; слева стоит Диана, держащая копье в левой руке и опершаяся правой рукой в бок, на ее спине колчан, и далее Виктория — так же, как описано выше. Справа и слева от целлы два крыла храма; в середине каждого квадратная панель и сверху каждого стоит Виктория, в той же позе, что и наверху. РЕВЕРС: TI. CAESAR DIVI AVG. F. AVGVST. P. M. TR. POT. XXXVII В центре, большими буквами: S. C. | ||
2.
Сестерций, медь Тиберий Рим, 36—37 гг. | ||
АВЕРС: Фронтальный вид храма, изображенного шестиколонным, на подиуме из пяти ступеней, с боковыми стенами справа и слева. В центре храма статуя Конкордии (Согласия), держащей патеру в правой руке и рог изобилия — в левой, сидит влево на троне, поставленном на круглый постамент; на боковых стенах лестницы стоят во фронт две фигуры: справа — Геркулес, держащий дубину вверх в левой руке и поднявший правую руку за голову; слева — Меркурий, держащий кадуцей в правой руке и непонятный предмет (кошелек?) — в левой. Фронтон чистый; наверху стоят: Юпитер — в центре, во фронт, с Юноной с правой стороны от него и Минервой — с левой; справа от этой группы стоит Церера, держащая рог изобилия в левой руке и длинный скипетр в правой, и Виктория, держащая венок над головой обеими руками; слева стоит Диана, держащая копье в левой руке и опершаяся правой рукой в бок, на ее спине колчан, и далее Виктория — так же, как описано выше. Справа и слева от целлы два крыла храма; в середине каждого квадратная панель и сверху каждого стоит Виктория, в той же позе, что и наверху. РЕВЕРС: TI. CAESAR DIVI AVG. F. AVGVST. P. M. TR. POT. XXXIIX В центре, большими буквами: S. C. | ||
3.
Сестерций, медь Тиберий Рим, 34—35 гг. | ||
АВЕРС: Фронтальный вид храма, изображенного шестиколонным, на подиуме из пяти ступеней, с боковыми стенами справа и слева. В центре храма статуя Конкордии (Согласия), держащей патеру в правой руке и рог изобилия — в левой, сидит влево на троне, поставленном на круглый постамент; на боковых стенах лестницы стоят во фронт две фигуры: справа — Геркулес, держащий дубину вверх в левой руке и поднявший правую руку за голову; слева — Меркурий, держащий кадуцей в правой руке и непонятный предмет (кошелек?) — в левой. Фронтон чистый [на этой монете — нет]; наверху стоят: Юпитер — в центре, во фронт, с Юноной с правой стороны от него и Минервой — c левой; справа от этой группы стоит Церера, держащая рог изобилия в левой руке и длинный скипетр в правой, и Виктория, держащая венок над головой обеими руками; слева стоит Диана, держащая копье в левой руке и опершаяся правой рукой в бок, на ее спине колчан, и далее Виктория — так же, как описано выше. Справа и слева от целлы два крыла храма; в середине каждого квадратная панель и сверху каждого стоит Виктория, в той же позе, что и наверху. РЕВЕРС: TI. CAESAR DIVI AVG. F. AVGVST. P. M. TR. POT. XXXVI В центре, большими буквами: S. C. Контрмарка NCAPR (Nero Caesar Augustus Probavit). |