Л. Ричардсон. Новый топографический словарь Древнего Рима

Храм Согла­сия (aedes Con­cor­diae (2), так­же templum Con­cor­diae) (рис. 19) — храм у под­но­жия севе­ро-восточ­но­го скло­на Капи­то­лий­ско­го хол­ма, сто­яв­ший в кон­це Свя­щен­ной доро­ги и откры­вав­ший­ся на Рим­ский форум. Сооб­ща­ет­ся, что Камилл дал обет постро­ить его в 367 г. до н. э. во вре­мя бес­по­ряд­ков, с.99 свя­зан­ных с при­ня­ти­ем Лици­ни­е­вых зако­нов (Plut. Cam. 42. 3). На сле­дую­щий день Камилл был осво­бож­дён от сво­его обе­та, когда народ, добив­шись сво­ей цели, дал обет постро­ить храм вме­сто него (Plut. Cam. 42. 4; Ovid. Fast. I. 641—644). Но этот храм, види­мо, так нико­гда и не был воз­ведён, хотя Плу­тарх уточ­ня­ет, что под него было выде­ле­но имен­но то место, где в его вре­мя сто­ял храм. Этот уча­сток назы­вал­ся пло­ща­дью Согла­сия (Liv. XXXIX. 56. 6, XL. 19. 2; Ob­seq. 4) и нахо­дил­ся меж­ду Вул­ка­на­лом и под­но­жи­ем Капи­то­лия, рядом с лест­ни­цей, веду­щей к хра­му Юно­ны Моне­ты (Gra­dus ad Mo­ne­tam) (Ovid. Fast. I. 637—638). Пер­вым соору­же­ни­ем здесь, види­мо, ста­ло свя­ти­ли­ще Согла­сия (см. Aedi­cu­la Con­cor­diae), постро­ен­ное Гне­ем Фла­ви­ем в 304 г. до н. э., кото­рое в 121 г. до н. э. заме­нил храм, воз­ведён­ный Опи­ми­ем.


Рис. 19. Капи­то­лий­ский холм и его окрест­но­сти. План с изо­бра­же­ни­ем древ­них остат­ков, нало­жен­ный на план совре­мен­ных улиц и зда­ний.

В 121 г. до н. э. после смер­ти Гая Грак­ха сенат при­ка­зал Луцию Опи­мию постро­ить этот храм (App. BC. I. 26; Plut. C. Gracch. 17. 6). Днём его посвя­ще­ния, веро­ят­но, было 22 июля (Deg­ras­si A. Fas­ti An­ni Nu­ma­ni et Iulia­ni (Inscrip­tio­nes Ita­liae 13. 2). Ro­me, 1963. P. 486). Позд­нее в хра­ме очень часто про­во­ди­лись заседа­ния сена­та, осо­бен­но посвя­щён­ные обсуж­де­нию граж­дан­ских раздо­ров или бес­по­ряд­ков (ср., напр.: Cic. Cat. III. 21, Sest. 26, Dom. 11, Phil. II. 19; Cass. Dio LVIII. 11. 4). Ино­гда здесь заседа­ли так­же арваль­ские бра­тья (Hen­zen, W. Ac­ta Frat­rum Ar­va­lium Quae Su­per­sunt. Ber­lin, 1874. Rep­rint. Ber­lin, 1967. P. iv). См. так­же: Ba­si­li­ca Opi­mia.

В 7 г. до н. э. в рам­ках празд­но­ва­ния три­ум­фа Тибе­рий взял­ся за вос­ста­нов­ле­ние хра­ма на сред­ства из гер­ман­ской добы­чи (Cass. Dio LV. 8. 2). Стро­и­тель­ство финан­си­ро­ва­лось очень щед­ро, и после его окон­ча­ния храм был посвя­щён от име­ни Тибе­рия и его покой­но­го бра­та Дру­за 16 янва­ря (Ovid. Fast. I. 637—638; Deg­ras­si A. Op. cit. P. 398—400) 10 г. н. э. (Cass. Dio LVI. 25. 1) или 12 г. н. э. (Suet. Tib. 20). Более веро­ят­но, что вер­на послед­няя дати­ров­ка.

Храм Тибе­рия отли­чал­ся необыч­ной пла­ни­ров­кой ввиду огра­ни­че­ний, накла­ды­вае­мых его место­по­ло­же­ни­ем. Цел­ла шири­ной 45 м и глу­би­ной 24 м име­ла попе­ре­ч­ную ось; при этом шири­на гек­са­стиль­но­го про­на­оса состав­ля­ла все­го 34 м, а глу­би­на 14 м. Зад­няя сте­на плот­но при­мы­ка­ла к осно­ва­нию Табу­ля­рия. Вой­ти в храм мож­но было по широ­кой лест­ни­це во всю шири­ну про­на­оса. Иссле­до­ва­ние внут­рен­ней части поди­у­ма пока­зы­ва­ет, что храм Опи­мия имел такие же раз­ме­ры и про­пор­ции. В цел­ле ряд мра­мор­ных колонн на общем цоко­ле, высту­пав­шем из сте­ны, делил сте­ны на один­на­дцать про­лё­тов, в каж­дом из кото­рых нахо­ди­лась ниша. В цен­траль­ной нише севе­ро-запад­ной сте­ны, види­мо, сто­я­ла куль­то­вая ста­туя боги­ни Согла­сия, изо­бра­жён­ной на троне с пате­рой и рогом изоби­лия. Коринф­ские колон­ны внут­ри хра­ма были весь­ма эле­гант­ны­ми; место угло­вых волют на них зани­ма­ли ска­чу­щие бара­ны. Вдоль стен сто­я­ли соот­вет­ст­ву­ю­щие колон­нам пиляст­ры тако­го же дизай­на (von Mercklin E. An­ti­ke Fi­gu­ral­ka­pi­tel­le. Ber­lin, 1962. S. 201—204 Anm. 494). Внеш­ний кар­низ с моди­льо­на­ми, боль­шой фраг­мент кото­ро­го хра­нит­ся в откры­той гале­рее Табу­ля­рия, часто счи­та­ет­ся пре­крас­ней­шим архи­тек­тур­ным фраг­мен­том эпо­хи Авгу­ста, образ­цом клас­си­че­ских деко­ра­тив­ных моти­вов, гар­мо­нич­ных и сдер­жан­ных. Из укра­ше­ний хра­ма на сво­ём месте сохра­ни­лись толь­ко порог цел­лы из двух бло­ков мра­мо­ра пор­та­сан­та (Por­ta San­ta) и несколь­ко фраг­мен­тов наполь­но­го покры­тия. Сна­ру­жи храм был пол­но­стью обли­цо­ван мра­мо­ром, а кры­шу укра­шал необык­но­вен­но слож­ный ком­плекс скульп­тур, хотя фрон­тон, види­мо, оста­вал­ся пустым. Этот храм изо­бра­жён на моне­тах Тибе­рия (BMCRE. I. 137, 139 №№ 116, 132—134). Ста­туи на кры­ше иден­ти­фи­ци­ро­ва­ны как Капи­то­лий­ская три­а­да в цен­тре, Цере­ра и Диа­на по сто­ро­нам от неё и Вик­то­рии по углам крыш про­на­оса и цел­лы. По бокам от лест­ни­цы, веду­щей в храм, сто­я­ли ста­туи Гер­ку­ле­са и Мер­ку­рия.

Тибе­рий укра­сил свой храм про­из­веде­ни­я­ми искус­ства, и он, види­мо, стал музе­ем. Ста­тую Весты Тибе­рий вывез с Паро­са (Cass. Dio LV. 9. 6), а Пли­ний упо­ми­на­ет Апол­ло­на и Юно­ну работы Бато­на (HN. XXXIV. 73), Лато­ну с близ­не­ца­ми работы Эвфра­но­ра (XXXIV. 77), Эску­ла­па и Гиги­ею работы Нике­ра­та (XXXIV. 80), Мар­са и Мер­ку­рия работы Писто­на (XXXIV. 89) и Цере­ру, Юпи­те­ра и Минерву работы Стен­нида (XXXIV. 90). Были в хра­ме и кар­ти­ны: «Свя­зан­ный Мар­сий» работы Зевк­сида (XXXV. 66), «Отец Либер» работы Никия (XXXV. 131) и «Кас­сандра» работы Тео­до­ра (XXXV. 144). Кро­ме того, в хра­ме сто­я­ли два обсиди­а­но­вых сло­на, пода­рен­ных Авгу­стом (XXXVI. 196), и сар­до­никс, при­над­ле­жав­ший Поли­кра­ту Самос­ско­му, — дар Ливии (XXXVII. 4). В руи­нах най­де­ны посвя­ти­тель­ные над­пи­си (CIL VI. 90—94, 30856—30857; ILS. 153, 3782—3783), а так­же над­пи­си с упо­ми­на­ни­ем смот­ри­те­ля (aedi­tuus) хра­ма (CIL. VI. 2204—2205, 8703; ILS. 4998).

Храм изо­бра­жён на моне­тах Орби­а­ны, жены Алек­сандра Севе­ра (BMCRE. VI. 144, № 307), а в над­пи­си, сохра­нён­ной толь­ко в Айн­зидельн­ском сбор­ни­ке (CIL VI. 89 = ILS. 3781) упо­ми­на­ет­ся его рестав­ра­ция, про­из­ведён­ная после того, как он обвет­шал. В IV в. н. э. храм ещё сто­ял и упо­ми­на­ет­ся в ката­ло­гах рай­о­нов в VIII рай­оне, но ко вре­ме­нам папы Адри­а­на I (772—795 гг.), види­мо, обру­шил­ся (Duches­ne L. Li­ber Pon­ti­fi­ca­lis. Pa­ris, 1886. Vol. 1. P. 512, 522).


Re­bert H. F., Mar­ceau H. The Temple of Con­cord in the Ro­man Fo­rum // MAAR. Vol. 5. 1925. P. 53—77;
Mo­mig­lia­no A. Ca­mil­lus and Con­cord // CQ. Vol. 36. 1942. P. 111—120;
Guar­duc­ci M. Il Tem­pio del­la dea Con­cor­dia in un bas­so­ri­lie­vo dei Mu­sei Va­ti­ca­ni // RPAA. Vol. 34. 1961—1962. P. 93—110;
Nash E. Pic­to­rial Dic­tio­na­ry of An­cient Ro­me. 2d ed. Lon­don, 1968. Vol. 1. P. 292—294;
Richardson L. Con­cor­dia and Con­cor­dia Augus­ta: Ro­me and Pom­peii // Pa­ro­la del pas­sa­to. Vol. 33. 1978. P. 260—272.

См. также:
ХРАМ КОНКОРДИИ (Пескарин. Рим. Атлас чудес света)
Храм Конкордии (Коарелли. Рим. Археологический путеводитель)
Храм Конкордии (Платнер. Топографический словарь Древнего Рима)
© 1992 г. L. Richardson. A New Topographical Dictionary of Ancient Rome. John Hopkins University Press, Baltimore and London, 1992. С. 98—99.
© 2019 г. Пере­вод с англ. О. В. Люби­мо­вой.
См. по теме: Театр Бальба • Ростры Августа • Арка Тита • Ростры Августа •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Палатин. Деталь макета Рима.
Макет Рима в эпоху Константина I (IV в.) Итало Джисмонди и Пьерино Ди Карло, 1933—1937.
Рим, Музей Римской культуры.
2. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Вид Форума после раскопок. (Базилика Юлия, храм Сатурна, храм Веспасиана и Тита, храм Конкордии, Портик Божественного Согласия, Табулярий).
Художник Фердинан Дютер.
Тушь, акварель. 1874 г.
Париж, Высшая национальная школа изящных искусств.
3. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Римский Форум. Реконструкция XIX в.
(Новые Ростры, Золотой мильный столб, Базилика Юлия, Храм Сатурна, Храм Веспасиана и Тита, Священная дорога, Арка Септимия Севера, Мундус, Храм Конкордии (Согласия), Табулярий, Храм Юпитера).
Художник Бекетти. 1893 г.
4. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА.
Проект реконструкции Форума по результатам раскопок и письменным источникам. (Базилика Юлия, храм Сатурна, храм Веспасиана и Тита, храм Конкордии, Табулярий).
Художник Фердинан Дютер.
Тушь, акварель. 1874 г.
Париж, Высшая национальная школа изящных искусств.
5. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА.
Реконструкция Табулария и памятников, расположенных у подножия Капитолия. Деталь.
(Новые Ростры, Золотой мильный столб, Храм Сатурна, Храм Веспасиана и Тита, Арка Септимия Севера, Мундус, Храм Конкордии (Согласия), Табулярий).
Художник Констан Муайо. 1866 г.
Тушь, акварель.
Париж, Высшая национальная школа изящных искусств.
6. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Реконструкция части Римского Форума.
(Табулярий, храм Конкордии (Согласия), храм Сатурна, базилика Юлия, Новые ростры, курия Юлия, базилика Эмилия, храм Кастора (Диоскуров), храм Божественного Юлия, арка Августа, храм Весты)
Рим, Римский Форум.
7. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Храм Сатурна, Капитолийский спуск, храм Веспасиана и Тита, Портик Божественного Согласия, Храм Конкордии (Согласия), Табулярий.

Рим, Римский Форум.
8. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Храм Конкордии (Согласия).

Рим, Римский Форум.
9. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Храм Конкордии (Согласия).

Рим, Римский Форум.
10. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Храм Конкордии (Согласия).

Рим, Римский Форум.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Сестерций, медь
Тиберий
Рим, 35—36 гг.
АВЕРС: Фронтальный вид храма, изображенного шестиколонным, на подиуме из пяти ступеней, с боковыми стенами справа и слева. В центре храма статуя Конкордии (Согласия), держащей патеру в правой руке и рог изобилия — в левой, сидит влево на троне, поставленном на круглый постамент; на боковых стенах лестницы стоят во фронт две фигуры: справа — Геркулес, держащий дубину вверх в левой руке и поднявший правую руку за голову; слева — Меркурий, держащий кадуцей в правой руке и непонятный предмет (кошелек?) — в левой. Фронтон чистый; наверху стоят: Юпитер — в центре, во фронт, с Юноной с правой стороны от него и Минервой — c левой; справа от этой группы стоит Церера, держащая рог изобилия в левой руке и длинный скипетр в правой, и Виктория, держащая венок над головой обеими руками; слева стоит Диана, держащая копье в левой руке и опершаяся правой рукой в бок, на ее спине колчан, и далее Виктория — так же, как описано выше. Справа и слева от целлы два крыла храма; в середине каждого квадратная панель и сверху каждого стоит Виктория, в той же позе, что и наверху.
РЕВЕРС: TI. CAESAR DIVI AVG. F. AVGVST. P. M. TR. POT. XXXVII
В центре, большими буквами: S. C.
2. Сестерций, медь
Тиберий
Рим, 36—37 гг.
АВЕРС: Фронтальный вид храма, изображенного шестиколонным, на подиуме из пяти ступеней, с боковыми стенами справа и слева. В центре храма статуя Конкордии (Согласия), держащей патеру в правой руке и рог изобилия — в левой, сидит влево на троне, поставленном на круглый постамент; на боковых стенах лестницы стоят во фронт две фигуры: справа — Геркулес, держащий дубину вверх в левой руке и поднявший правую руку за голову; слева — Меркурий, держащий кадуцей в правой руке и непонятный предмет (кошелек?) — в левой. Фронтон чистый; наверху стоят: Юпитер — в центре, во фронт, с Юноной с правой стороны от него и Минервой — с левой; справа от этой группы стоит Церера, держащая рог изобилия в левой руке и длинный скипетр в правой, и Виктория, держащая венок над головой обеими руками; слева стоит Диана, держащая копье в левой руке и опершаяся правой рукой в бок, на ее спине колчан, и далее Виктория — так же, как описано выше. Справа и слева от целлы два крыла храма; в середине каждого квадратная панель и сверху каждого стоит Виктория, в той же позе, что и наверху.
РЕВЕРС: TI. CAESAR DIVI AVG. F. AVGVST. P. M. TR. POT. XXXIIX
В центре, большими буквами: S. C.
3. Сестерций, медь
Тиберий
Рим, 34—35 гг.
АВЕРС: Фронтальный вид храма, изображенного шестиколонным, на подиуме из пяти ступеней, с боковыми стенами справа и слева. В центре храма статуя Конкордии (Согласия), держащей патеру в правой руке и рог изобилия — в левой, сидит влево на троне, поставленном на круглый постамент; на боковых стенах лестницы стоят во фронт две фигуры: справа — Геркулес, держащий дубину вверх в левой руке и поднявший правую руку за голову; слева — Меркурий, держащий кадуцей в правой руке и непонятный предмет (кошелек?) — в левой. Фронтон чистый [на этой монете — нет]; наверху стоят: Юпитер — в центре, во фронт, с Юноной с правой стороны от него и Минервой — c левой; справа от этой группы стоит Церера, держащая рог изобилия в левой руке и длинный скипетр в правой, и Виктория, держащая венок над головой обеими руками; слева стоит Диана, держащая копье в левой руке и опершаяся правой рукой в бок, на ее спине колчан, и далее Виктория — так же, как описано выше. Справа и слева от целлы два крыла храма; в середине каждого квадратная панель и сверху каждого стоит Виктория, в той же позе, что и наверху.
РЕВЕРС: TI. CAESAR DIVI AVG. F. AVGVST. P. M. TR. POT. XXXVI
В центре, большими буквами: S. C.
Контрмарка NCAPR (Nero Caesar Augustus Probavit).
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА