Античные писатели

ЭЗОП; Aiso­pos, ок. VI в. до н. э., гре­че­ский бас­но­пи­сец. Ему при­пи­сы­ва­ет­ся подав­ля­ю­щее боль­шин­ство напи­сан­ных про­зой гре­че­ских басен. У нас нет ника­ких досто­вер­ных сведе­ний о его жиз­ни. Пер­вое упо­ми­на­ние об Эзо­пе, при­чис­лен­ном позд­нее к семи муд­ре­цам, мы нахо­дим у Геро­до­та. Веро­ят­но, в VI в. до н. э. была созда­на пер­вая (несо­хра­нив­ша­я­ся) био­гра­фия Эзопа, позд­няя, уже рим­ских вре­мен вер­сия кото­рой Жизнь бас­но­пис­ца Эзопа, извест­ная так­же как Роман об Эзо­пе, пред­ста­ви­ла Эзопа неволь­ни­ком из Фри­гии, слу­гой Ксан­фа с Само­са. После осво­бож­де­ния он стал самос­ским совет­ни­ком, позд­нее же слу­жил у извест­но­го сво­им богат­ст­вом царя Лидии Кре­за. Он посе­тил так­же Вави­лон, а умер в Дель­фах, где поссо­рил­ся со жре­ца­ми Апол­ло­на, кото­рый ему затем ото­мстил, но при­вел к сла­ве. Эзоп был при­знан созда­те­лем клас­си­че­ской бас­ни о живот­ных. Бас­ни, при­пи­сы­вае­мые Эзо­пу, свя­за­ны с древ­ней уст­ной народ­ной тра­ди­ци­ей, следы кото­рой мы нахо­дим у арха­и­че­ских гре­че­ских поэтов (Геси­о­да, Архи­ло­ха). Их сюже­ты и фор­мы под­вер­га­лись на про­тя­же­нии веков мно­же­ству пра­вок и изме­не­ний. Создан­ные, ско­рее все­го, на ионий­ском диа­лек­те и пере­не­сен­ные на атти­че­скую поч­ву, они полу­чи­ли здесь окон­ча­тель­ную обра­бот­ку и уже в середине V в. до н. э. были извест­ны как бас­ни Эзопа. Пер­вым изда­те­лем басен Эзопа был Демет­рий Фалер­ский. Бас­ни Эзопа состав­ля­ли пер­вое чте­ние в гре­че­ской шко­ле, что при­ве­ло к вклю­че­нию их в сбор­ни­ки и анто­ло­гии. В V в. до н. э. нача­лась лите­ра­тур­ная обра­бот­ка басен Эзопа, наде­лив­шая их мет­ри­кой. Пер­вые попыт­ки, воз­мож­но, пред­при­нял Сократ в фор­ме эле­ги­че­ско­го дисти­ха; Кал­ли­мах пред­ста­вил их в более соот­вет­ст­ву­ю­щей ямби­че­ской фор­ме. Послед­ним эта­пом раз­ви­тия басен Эзопа в Древ­ней Гре­ции ста­ло твор­че­ство Баб­рия. Бас­ни Эзопа были читае­мы так­же в Визан­тии; изда­ние, став­шее осно­вой для всех позд­ней­ших, соста­вил монах Мак­сим Пла­нуд ок. 1300 г. Отли­чи­тель­ны­ми чер­та­ми басен Эзопа явля­ют­ся крат­кость, про­стота, пол­ное отсут­ст­вие рито­ри­че­ских укра­ше­ний. Обыч­но име­ет­ся выте­каю­щая из содер­жа­ния мораль, поме­щен­ная либо в конец, либо — реже — в нача­ло про­из­веде­ния. Сюже­ты басен Эзопа взя­ты из жиз­ни. Они были выра­же­ни­ем здра­во­го смыс­ла про­стых людей, а порой и про­те­стом про­тив обще­ст­вен­ной неспра­вед­ли­во­сти. Их эти­ка отра­жа­ла пред­став­ле­ния, быто­вав­шие в древ­них обще­ствах. Здесь не было места люб­ви, жерт­вен­но­сти, самоот­вер­жен­но­сти, сила одер­жи­ва­ет верх над зако­ном, а в мире побеж­да­ют хит­рость и обман. Фор­ма этих поуче­ний окра­ше­на свое­об­раз­ным юмо­ром. Осо­бую груп­пу состав­ля­ют этио­ло­ги­че­ские бас­ни, то есть такие, кото­рые объ­яс­ня­ют суще­ст­во­ва­ние опре­де­лен­ных явле­ний в жиз­ни живот­ных и людей. Бас­ни Эзопа ока­за­ли огром­ное вли­я­ние на миро­вую лите­ра­ту­ру и име­ли мно­же­ство под­ра­жа­те­лей. На латин­ский язык в ямби­че­ских сти­хах их пере­вел на рубе­же I в. до н. э. и I в. н. э. Федр, ок. 400 г. н. э. сбор­ник басен Эзопа издал Авиан.

См. также:
ЭЗОП (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
Антич­ные писа­те­ли. Сло­варь. — СПб.: Изда­тель­ство «Лань», 1999.
См. по теме: ДРЕПАНИЙ • КИНЕФ • ДОСИФЕЙ МАГИСТР • ДОССЕНН •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. ГЛИПТИКА. Рим.
Кольцо с римской инталией с мужским портретом.
Инталия: Сердолик. I в. до н. э. — I в. н. э.
Кольцо: золото, современная работа.
Аукционный дом Кристи.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Эзоп.
Лунский мрамор. I в. н. э.
Рим, Музей и галерея виллы Боргезе.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Эзоп.
Лунский мрамор. I в. н. э.
Рим, Музей и галерея виллы Боргезе.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Голова греческого поэта, возможно, Гесиода или Еврипида.
Мрамор.
Ок. I в. н. э.
Лос-Анджелес, Музей Джона Пола Гетти, Вилла Гетти в Малибу.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Голова греческого поэта, возможно, Гесиода или Еврипида.
Мрамор.
Ок. I в. н. э.
Лос-Анджелес, Музей Джона Пола Гетти, Вилла Гетти в Малибу.
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Голова греческого поэта, возможно, Гесиода или Еврипида.
Мрамор.
Ок. I в. н. э.
Лос-Анджелес, Музей Джона Пола Гетти, Вилла Гетти в Малибу.
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Голова греческого поэта, возможно, Гесиода или Еврипида.
Мрамор.
Ок. I в. н. э.
Лос-Анджелес, Музей Джона Пола Гетти, Вилла Гетти в Малибу.
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Голова греческого поэта, возможно, Гесиода или Еврипида.
Мрамор.
Ок. I в. н. э.
Лос-Анджелес, Музей Джона Пола Гетти, Вилла Гетти в Малибу.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА